Аудит незавершенного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аудита учета незавершенного производства на предприятии.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
изучить нормативно-правовое регулирование учета и контроля незавершенного производства;
рассмотреть понятие незавершенного производства и порядок формирования;
изучить документальное оформление незавершенного производства на предприятии;
изучить методику проведения аудита учета и оценки незавершенного производства.

Содержание работы

Введение 3

Основная часть. Теоретические и практические аспекты аудита учета незавершенного производства
Нормативно-правовое регулирование учета и контроля незавершенного производства
1.2. Понятие незавершенного производства и порядок формирования 8
1.3. Документальное оформление незавершенного производства на предприятии 13
1.4. Методика проведения аудита учета и оценки незавершенного производства 15

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

 

Основная часть. Теоретические и практические аспекты аудита учета незавершенного производства

    1. Нормативно-правовое регулирование учета и контроля незавершенного производства

1.2. Понятие незавершенного производства и порядок формирования     8

1.3. Документальное оформление  незавершенного производства на  предприятии                                                                                                           13

1.4. Методика проведения аудита учета и оценки незавершенного производства                                                                                                          15

 

Заключение                                                                                                             25

 

Список использованной литературы                                                                   27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях динамично  развивающихся экономических отношений в Российской Федерации, увеличивающегося потребительского спроса, активной внешнеэкономической деятельности для организаций (предприятий) сферы материального производства выпуск и учет продукции является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности как систематическое получение прибыли.

Таким образом, предприятиям выгодно производить  качественную и конкурентоспособную продукцию, как на внутреннем, так и на зарубежном рынках. Следовательно, для достижения данной цели необходимо решить вопросы не только организации самого производства, но вопросы правильной и своевременной постановки бухгалтерского и управленческого учета готовой продукции и незавершенного производства. Неопровержим факт существенности данных бухгалтерского учета о состоянии и движении готовой продукции в целях определения промежуточных и конечных финансовых результатов деятельности предприятия, и, как следствие, величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, что зависит от точности и полноты раскрытия в бухгалтерском учете и отчетности операций по выпуску, определению себестоимости и реализации готовой продукции.

Данные бухгалтерского учета имеют также первостепенное, и, пожалуй, решающее значение для формирования достоверной информации, необходимой и для принятия управленческих решений для внутренних (управленческого персонала предприятия) пользователей, а для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, поставщиков, покупателей, государства) она важна с точки зрения определения финансовой надежности и, как следствие, инвестирования в данное предприятие. Учитывая вышеизложенное, неоспорима актуальность вопроса учета незавершенного производства и готовой продукции.

Целью данной работы является изучение аудита учета незавершенного производства на предприятии.

Предметом контрольной работы является аудит учета незавершенного производства на предприятии.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  1. изучить нормативно-правовое регулирование учета и контроля незавершенного производства;
  2. рассмотреть понятие незавершенного производства и порядок формирования;
  3. изучить документальное оформление незавершенного производства на предприятии;
  4. изучить методику проведения аудита учета и оценки незавершенного производства.

В контрольной работе были использованы труды следующих авторов: Балакирева Н.М., Дарбека Е.М., Зеленкова Л.И., Кензеева И.А., Медведев М.Ю., Василевич И.П., Ширкина Е.И. и других авторов.

Для написания контрольной работы использовались различные учебники и учебные пособия по аудиту и бухгалтерскому учету, по аудиту учетной политики, а также налоговый кодекс РФ, федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №3, №4, №8, №10, №22; положение по бухгалтерскому учету: ПБУ 1/98, 4/99, 5/01, 18/02 и другие источники.

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть. Теоретические и практические аспекты аудита учета незавершенного производства

 

    1. Нормативно-правовое регулирование учета и контроля незавершенного производства

Одним из важнейших вопросов формирования и учета незавершенного производства является его нормативно-правовое регулирование.

Основным законодательным  актом, регламентирующим порядок организации  и методологию бухгалтерского учета на предприятии, является Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в РФ» [1]. Данный Закон определяет цель бухгалтерского учета, которая состоит в предоставлении пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств. В ст.4 данного Закона изложено, что бухгалтерский учет основывается на соблюдении ряда принципов. Кроме того, данным нормативным актом регулируется порядок организации бухгалтерского учета на предприятии, сфера ответственности главного бухгалтера и директора в учетном процессе. Определены контрольные функции государства в части надзора за бухгалтерским учетом и составлением (предоставлением) финансовой отчетности.

Непосредственное отношение  к методологии учета незавершенного производства имеют Положения (стандарты) бухгалтерского учета, а именно:

- ПБУ 9 «Запасы» дает определение незавершенного производства, характеризует порядок оценки запасов по первоначальной стоимости и по чистой стоимости реализации. Данным документом определено, что для НЗП первоначальная стоимость есть производственная стоимость производимой продукции. Установлено, что для НЗП может быть использован нормативный метод оценки [7];

- ПБУ 16 «Расходы» определяет порядок формирования производственной себестоимости, используемой для оценки производственных запасов. Данный документ в целом определят порядок оценки и признания расходов, дает их характеристику по элементам [8];

- ПБУ 2 «Баланс» определяет порядок отражение информации о незавершенном производстве и о сумме готовой продукции в составе имущества предприятия [2].

Третьей группой нормативных  документов являются инструкции, положения, методические рекомендации. К их числу  можно отнести следующие подзаконные акты:

- Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности предоставляют информацию. Данный документ не является обязательным и руководители предприятий и организаций могут «учитывать» Методические рекомендации при формировании себестоимости продукции (работ, услуг), а не «беспрекословно исполнять» их;

- Инструкция о применении  плана счетов бухгалтерского  учета активов капитала, обязательств  и хозяйственных операций и организаций. Данный документ используется для достоверности организации учёта незавершенного производства и себестоимости готовой продукции. Данным документом определяется порядок формирования информации в синтетическом и аналитическом учете относительно затрат на незавершенное производство;

- Положение о документальном  обеспечении записей в бухгалтерском учете [2]. Руководителем предприятия, организации утверждается перечень лиц, которые имеют право давать разрешение (подписывать первичные документы) на осуществление хозяйственной операции, связанной с отпуском товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и другого имущества, в том числе в производство;

- Инструкция по инвентаризации  основных средств, нематериальных  активов, товарно-материальных ценностей,  денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса определяет порядок инвентаризации незавершенного производства. Именно инвентаризация является наиболее точным способом определения остатков незавершенного производства на конец месяца;

- Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей применяется в части учета излишков и недостач незавершенного производства для их урегулирования.

К числу внутренних документов предприятия, регулирующих порядок  учета незавершенного производства относят, во-первых, приказ об учетной политике предприятия. В соответствии со ст. 1 Закона о бухучете [1] и п.3 ПБУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» [2] учетная политика определена как совокупность процедур, методов и процедур, которые использует предприятие для составления и предоставления финансовой отчетности. Приказ об учетной политики предприятия - это административный документ, по содержанию определяющий базу (основу) бухгалтерского учета предприятия. В отношении незавершенного производства, в приказе об учетной политике отражается:

- продолжительность операционного  цикла;

- единица бухгалтерского  учета запасов;

- методы учета затрат  и калькулирования производственной  себестоимости продукции, работ,  услуг;

- перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

- перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов.

Во-вторых, еще одним  внутренним документом является положение  о бухгалтерии. Это организационно-распорядительный документ, который предназначен для оформления порядка функционирования бухгалтерии, ее внутренней структуры и распределения обязанностей между сотрудниками. Положение разрабатывают специалисты по учету. Схема утверждения индивидуальная и зависит от структуры конкретного предприятия. Основой для разработки положений о соответствующих подразделениях служат централизованные и утверждаемые Минфином РФ, соответствующими министерствами и ведомствами типовые положения.

В-третьих, к числу  внутренних документов предприятия относятся и должностные инструкции, которые составляются с целью учета конкретных задач и обязанностей, функций, прав и ответственности специалистов по учету предприятия.

Таким образом, при организации учета и внутрихозяйственного контроля незавершенного производства важным моментом является нормативно-правовая база. Законы, положения, инструкции регулируют порядок организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; определяют методологию учета НЗП как запасов и отражают процедуры формирования НЗП как расходов на производство продукции (работ, услуг); устанавливают сроки и порядок проведения инвентаризаций остатков «незавершенки», а также порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, порчи. Регламентирован также порядок отражения в финансовой отчетности информации о незавершенном производстве. Знание особенностей нормативно-правового регулирования, построение системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с применением установленных правил и требований, позволяет предприятию избегать начисления финансовых санкций со стороны контролирующих органов и делает процесс учета и контроля незавершенного производства на предприятии стандартизированным и унифицированным.

 

1.2. Понятие незавершенного производства и порядок формирования

Под незавершенным  производством понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим  процессом. В незавершенное производство включаются законченная, но не полностью принятая заказчиком продукция, законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги (за исключением производств, по которым технологическими особенностями не предусмотрено остатков незавершенного производства). К незавершенному производству относятся остатки невыполненных заказов вспомогательных производств и остатки полуфабрикатов собственного производства.

Не относятся  к незавершенному производству разного  рода материалы, полученные цехами, но не начатые обработкой, независимо от того, где они находятся (в кладовой или у рабочего места); полученные со стороны и находящиеся в цехе полуфабрикаты, не начатые обработкой; комплектующие изделия, полуфабрикаты, не прошедшие обработку; окончательно забракованные детали, полуфабрикаты и изделия. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к незавершенному производству при условии, что они уже подверглись обработке. Несмотря на то, что незавершенное производство отражается отдельной статьей в бухгалтерской отчетности, положение по бухгалтерскому учету этого вида активов отсутствует. В бухгалтерской финансовой отчетности незавершенное производство относится к группе статей «Запасы», однако в п.4 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.01 N 44н, прямо указывается, что оно не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство [5].

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в  бухгалтерском балансе:

  • по фактической производственной себестоимости,
  • по нормативной (плановой) производственной себестоимости,
  • по прямым статьям затрат,
  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Выбор одного из перечисленных методов предприятие  закрепляет в своей учетной политике. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам, и в данном случае оценка незавершенного производства не является элементом учетной политики.

Порядок оценки остатков незавершенного производства в бухгалтерском и налоговом учете различен. Оценка остатков незавершенного производства для целей налогообложения прибыли регулируется ст. 319 НК РФ.

Информация о работе Аудит незавершенного производства