Аудит объекта бухгалтерского учёта. Аудит учредительных документов и учётной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:12, курс лекций

Описание работы

3.1 Нормативная база
3.2 Объекты и источники проверки
3.3 Проверка формирования уставного капитала
3.4 Аудит расчётов с учредителями

Файлы: 1 файл

Аудит объекта бухгалтерского учёта.docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

Как предусмотрено нормативными документами  МФ РФ, информация о названных выше операциях накапливается на счёте 75 «Расчёты с учредителями», к которым  открывают субсчета:

1. Расчёты по вкладам в уставный  капитал.

2. Расчёты по выплате доходов.

При проведении проверки аудитор должен установить соответствие отражённых фактов на счетах синтетического и аналитического учёта документам как в части  содержания, события хозяйственной  жизни, так и его денежного  выражения. При этом следует акцентировать  внимание на следующем:

1. Правильно ли отражено фактическое  поступление вкладов по кредиту  счёта 75-1 в корреспонденции со  счетами по учёту денежных  средств, внеоборотных, в том числе нематериальных активов, ценных бумаг. Поступление основных средств и внеоборотных активов должно отражаться через счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы». Изменение корреспондентских связей счетов при поступлении внеоборотных активов в виде вклада в уставный капитал обусловлено необходимостью осуществления дополнительных затрат по доведению полученных активов до рабочего состояния, а также соблюдение установленного учредительными документами соотношения между вкладами или долями учредителей.

2. Верно ли зафиксировано в учёте предоставление экономическому субъекту в качестве вклада прав пользования зданиями, помещениями, сооружениями и оборудованием по дебету счёта 04 «Нематериальные активы». Взято ли это право на забалансовый учёт по счёту 001 «Арендованные основные средства».

3. Записи по дебету счёта 75-1 и кредиту счёта 80 «Уставный  капитал» должны производиться  на всю величину уставного  капитала, зафиксированную в учредительных  документах. Если акции создаваемого  акционерного общества проданы  по цене, превышающую номинальную,  положительную разность относят  в кредит счёта 83 «Добавочный  капитал». На кредит счёта 83 записывают  также положительные курсовые  разницы при взносе имущества,  оцениваемого в иностранной валюте, а также при получении иностранной  валюты как таковой.

4. Расчёты с учредителями, акционерами  следует проверять на основе  решений совета директоров (наблюдательного  совета) и годовых общих собраний  акционеров (участников), а также  бухгалтерских записей по счёту  75-2. Начисление и выплаты доходов  работников данного экономического  субъекта отражается на счёте  70.

При наличии доходов (дивидендов) следует  дебетовать счёт 84. На суммы, причитающиеся  акционерам или учредителям, не входящим в состав персонала данного предприятия, кредитуют счёт 75-2. Выплату доходов (дивидендов) отражают по дебету счёта 75-2 с кредитованием счетов, предназначенных  для учёта денежных средств.

Суммы налога на доходы от участия  в капитале экономического субъекта, подлежащие удержанию у источника  выплаты, фиксируют по дебету счёта 75-2 и кредиту счёта 68.

5. При проверке учёта расчётов  по доходам (дивидендам) надо иметь  в виду, что организация вправе  принимать решения об их выплате  ежеквартально, один раз за  полугодие или же по годовым  результатам деятельности. Источником  выплаты дивидендов является  нераспределённая прибыль или  созданный за счёт неё специальный  фонд, предусмотренный уставом. Решение  о выплате промежуточных дивидендов  принимает совет директоров (наблюдательный  совет) акционерного общества, а  годовых доходов общее годовое  собрание акционеров с учётом  рекомендаций приведённого выше  коллегиального органа управления. Размер годовых дивидендов не  может превышать уровня, названного  советом директоров (наблюдательного  совета). Общее собрание может  принять решение не начислять  дивиденды, но оно не вправе  объявлять дивиденды:

· до полной оплаты уставного капитала;

· если имеются признаки наступления  банкротства.

Проверка записи на счетах бухгалтерского учёта.

Аудит фактов хозяйственной жизни, обусловленных формированием уставного  капитала и расчётами по доходам  на инвестиционные вложения, требует  проведения анализа схем записей  на счетах бухгалтерского учёта. При  этом преследуется цель установить нетипичные корреспондентские связи, за которыми могут скрываться противоправные хозяйственные  операции. Проверяющий обязан проследить последовательность движения сумм от документов к учётным регистрам и бухгалтерской отчётности.

3.5 Типичные недостатки

При аудите формирования уставного  капитала, расчётов с учредителями (участниками) и акционерами устанавливают  различные упущения. Основные из них:

· кредитовое сальдо по счёту 80 «Уставный  капитал» не подтверждается данными  учредительных документов;

· не соблюдаются предельные сроки  оплаты вкладов (взносов имущества) в уставный капитал;

· отсутствует документационное подтверждение  оценки внеоборотных и оборотных активов;

· несвоевременное внесение изменений  в реестр акционеров;

· неправильное оформление договоров  купли-продажи акций и возврата долей учредителям;

· несоответствие начисленных доходов (дивидендов) решениям совета директоров или годового общего собрания;

· нарушение формальных требований к документам.

3.6 Аудит учётной политики предприятия

Цель аудита учётной политики предприятия - это установление её соответствия действующим нормативным и законодательным  актам, а также характеру и  масштабу деятельности предприятия.

Объектом изучения являются все  внутрифирменные документы определяющие вопросы организации и ведения  бухгалтерского учёта на предприятии.

При аудите учётной политики следует  проверить:

Ш наличие приказа (распоряжения) руководителя о принятии учётной политики предприятия;

Ш соответствие принятой учётной политики требованиям Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учёте в Российской Федерации» и ПБУ «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/98);

Ш соблюдение при подготовке учётной политики допущений и требований, установленных нормативными документами;

Ш полноту раскрытия избранных при формировании учётной политики способов ведения бухгалтерского учёта, существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчётности;

Ш принятую в организации систему внутренней отчётности;

Ш наличие должностных инструкций;

Ш наличие и эффективность утверждённой системы документооборота;

Ш выбор формы ведения бухгалтерского учёта;

Ш установленный порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

Ш утверждённый рабочий план счетов бухгалтерского учёта (особое внимание следует обратить на варианты использования счетов бухгалтерского учёта, отличное от общепринятого порядка).

Аудитор должен установить насколько  система правил, используемых для  реализации учётной политики на предприятии, соответствует следующим правилам, регламентированным действующим законодательствам:

Ш неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчётного года, от одного отчётного года к другому;

Ш полнота отражения за отчётный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;

Ш правильность отнесения доходов и расходов к отчётным периодам;

Ш строгое разделение текущих затрат капитальных вложений;

Ш тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на первое число каждого месяца, а также показатели в бухгалтерской отчётности данным аналитического и синтетического учёта;

Ш использование метода двойной записи;

Ш разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчётные периоды;

Ш соблюдение имущественной обособленности предприятия;

Ш предположение о непрерывности деятельности предприятия.

Несоблюдение названных правил приводит к искажению картины  имущественного и финансового положения  предприятия и должна рассматриваться  аудиторами как неправильное ведение  бухгалтерского учёта.

Если при изучении положения  учётной политики будет установлено, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического  применения внесённых изменений. При  этом следует учитывать, что изменение  учётной политики предприятия может  производиться в следующих случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов  по бухгалтерскому учёту;

· разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учёта, направленных на более достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности или уменьшение трудоёмкости учётного процесса;

· существенное изменение условий  деятельности, которое связано с  реорганизацией, сменой собственников, изменение видов деятельности и  тому подобное.

Изменение учётной политики должно вводиться с первого января года, следующего за годом его утверждения  руководителем предприятия. Последствия изменения учётной политики, оказавшее или способные оказать существенное влияние на финансовое положение движения денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оценивающиеся в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчётности.

В развитие учётной политики предприятия  могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учёта конкретных хозяйственных  операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

Обобщая результаты изучения организации  бухгалтерского учёта и учётной  политики предприятия аудиторы устанавливают  соответствие организации бухгалтерского учёта и учётной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия. Определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.

3.7 Аудит учредительных документов  и учётной политики МУП «Объединение  Фармация»

Учредительным документом МУП «Объединение Фармация» является устав. МУП «Объединение Фармация» создано Комитетом  по управлению муниципальным имуществом по согласованию с Управлением здравоохранения, в соответствии с Гражданским  Кодексом РФ.

Для обеспечения деятельности Комитет  по управлению муниципальным имуществом наделил МУП «Объединение Фармация»  его уставным фондом в размере 85 000 рублей, согласно акта приёма-передачи и распоряжения администрации г. Новокузнецка от 15 декабря 2000 г. № 1314. Минимальный размер уставного фонда на дату регистрации установлен федеральными законами для муниципальных унитарных предприятий не менее тысячи МРОТ (на 20 декабря 2000 г. МРОТ равен 83,49 руб.). Имущество составляет основные и оборотные средства, а также иные ценности, являющиеся муниципальной собственностью, и закрепляется за МУП «Объединение Фармация» согласно акту приёма-передачи на права хозяйственного ведения.

Имущество МУП «Объединение Фармация»  формируется за счёт следующих источников:

имущество финансовых средств, переданных предприятию при его создании для ведения основных видов деятельности;

бюджетных средств;

внебюджетных ассигнований;

средств, полученных за выполнение муниципального заказа;

иных источников, предусмотренных  действующим законодательством.

Порядок использования имущества  и другие стороны взаимодействия между предприятием и Комитетом  по управлению муниципальным имуществом по согласованию с Управлением здравоохранения  устанавливаются на основании настоящего устава и договора о финансово-хозяйственных  взаимоотношениях.

Величина уставный фонда отражена в бухгалтерском учёте следующим образом:

Д 77 К 85 85 000 - при создании предприятие наделено имуществом, которое закрепляется за ним

Д 51 К 77 85 000 - получены от муниципального органа денежные средства

В своей деятельности МУП «Объединение Фармация» руководствуется основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», законом «О медицинском  страховании», «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и  психотропных веществах» и другими  действующими законодательными актами Министерства здравоохранения РФ, администрации  г. Новокузнецка и уставом МУП  «Объединение Фармация».

Предметом деятельности предприятия  является организация оптово-розничной  реализации за наличный и безналичный  расчёт, торгово-посредни-ческая, коммерческая и внешнеэкономическая деятельность.

Предприятие имеет государственную  регистрацию юридического лица - регистрационный  номер 1623/2000-6231 НКГ от 20 декабря 2000 г.

Данное свидетельство о государственной  регистрации юридического лица даёт право осуществлять хозяйственную  деятельность в соответствии с учредительными документами в рамках действующего законодательства РФ.

Предприятие имеет Свидетельство  о постановке на учёт в налоговом  органе юридического лица, образованного  в соответствии с законодательством  РФ, по месту нахождения на территории РФ.

Аудит учётной политики

Учётная политика МУП «Объединение Фармация» разработана главным  бухгалтером предприятия на основе Федерального закона «О бухгалтерском  учёте» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, ПБУ  «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/98), утверждённая Приказом МФ России от 9 декабря 1998 г. № 60-н и других положений  по бухгалтерскому учёту и утверждена Приказом № 74 руководителем МУП  «Объединение Фармация».

Принятая учётная политика применяется  последовательно от одного отчётного  года к другому и не изменяется в течение отчётного года.

Организация и ведение бухгалтерского учёта осуществляется через систему  учётных регистров, журналов-ордеров  и аналитических карточек в соответствии с инструкцией по использованию  действующего Плана счетов бухгалтерского учёта.

Информация о работе Аудит объекта бухгалтерского учёта. Аудит учредительных документов и учётной политики предприятия