Аудит организаторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать вопросы организации и регулирования аудиторской деятельности, для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить организацию аудиторской деятельности;
охарактеризовать виды аудиторской деятельности;
рассмотреть государственное регулирование аудиторской деятельности;
изучить профессиональное регулирование аудиторской деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Организация аудиторской деятельности…………………………………..
Виды аудиторской деятельности…………………………………………...
Государственное регулирование аудиторской деятельности……………
Профессиональное регулирование аудиторской деятельности………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложения……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Злата Аудит Организация аудиторской деятельности.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

4) если объем  выручки от продажи продукции  (продажи товаров, выполнения  работ, оказания услуг) организации  (за исключением органов государственной  власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация  (за исключением органа государственной  власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного  фонда, а также государственного  и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях,  установленных федеральными законами.

Обязательный  аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых  допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Обязательный  аудит следует отличать от аудиторской  проверки, осуществляемой по поручению органов дознания или следователя (при наличии санкции прокурора), прокурора, суда и арбитражного суда (при наличии в производстве указанных органов возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду). Последняя преследует определенные цели и предназначена для конкретных пользователей. При проведении такого аудита используются специальные методы, аналогичные методам судебно-бухгалтерской экспертизы.

Инициативный  аудит проводится для остальных предпринимателей по их инициативе на основе договора между аудитором и предпринимателем. Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем.

К данному виду аудита можно отнести и так  называемые контрольные аудиторские  проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой  проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы.

Проведение  такой проверки может быть вызвано  рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной информации в представленных документах либо уклонением от полного  и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами и оказываемыми мерами государственной поддержки, нарушением законодательства Российской Федерации либо законодательства субъектов Российской Федерации.

Такой аудит, как  правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему спектру вопросов, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции ее оценки на соответствие положениям законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

В зависимости  от того, кто осуществляет проверку, аудит подразделяется на внешний  и внутренний. Внешний аудит выполняют  аудиторы и специалисты аудиторской  организации, индивидуальный аудитор с целью составления мнения о достоверности информации, предоставленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономического субъекта в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

Внутренний  аудит осуществляется служащими  организации (аудиторами) с целью  оценки ее работы в собственных интересах. Полученная в процессе проверки информация, как правило, предназначается для  удовлетворения потребностей управленческого  персонала. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим юридическим лицом (его руководителем, собственником) и зависят от выполняемых видов деятельности, объемов показателей финансово-хозяйственной деятельности, принятой системой управления и др.

Отношения, возникающие  при осуществлении внутреннего  аудита, существенно отличаются от отношений, связанных с проведением  внешнего аудита, и не регламентируются Законом об аудите.

Хотя по содержанию деятельность внешнего и внутреннего  аудита схожа, поскольку в ходе проведения и внутреннего, и внешнего аудита происходит проверка финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, по характеру отношения принципиально различны.

Аудиторская служба является внутрихозяйственным субъектом  юридического лица, правовое положение которого определяется локальными актами, принимаемыми самим юридическим лицом. В некоторых случаях в целях защиты интересов вкладчиков, инвесторов, клиентов нормативными актами предписывается создание аудиторской службы [17].

Отношения при внутреннем аудите - это вертикальные отношения, возникающие между подразделением юридического лица и юридическим лицом в целом.

Отношения, связанные  с проведением внешнего аудита, являются отношениями горизонтальными и  строятся на основе гражданско-правового договора, заключаемого аудиторской организацией с аудируемым лицом. Первые отношения не обладают признаком независимости, на котором настаивает законодатель: именно внешний аудит характеризуется как независимая (в первую очередь в организационном, имущественном плане) проверка. Более того, отношения при внутреннем аудите никак нельзя отнести к предпринимательской деятельности, каковыми являются отношения по поводу внешнего аудита, осуществляемого на коммерческой основе.

В зависимости  от направленности аудиторской проверки выделяют аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности и специальный аудит, направленный на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта. Аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности (например, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств).

Содержание, характер и объем работы аудиторской организации по такому специальному заданию зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания такой услуги, и определяются договором оказания аудиторских услуг. Специальное аудиторское задание может быть получено от экономического субъекта, государственных органов, заинтересованных пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности какой-либо организации.

Разновидностью  специального аудита является налоговый  аудит [9].

Под налоговым  аудитом понимается выполнение аудиторской  организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов организации с целью выражения мнения о степени достоверности таких отчетов и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты организацией налогов и других обязательных платежей. Объектом такой проверки являются показатели налоговой отчетности (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах и др.), правомерность использования налоговых льгот.

В зависимости  от вида предпринимательской деятельности, которая служит предметом аудита, выделяются:

    • банковский аудит (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов),
    • аудит страховщиков (аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования),
    • аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов,
    • общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Необходимо  знание специфики деятельности данных общественных институтов, особенностей бухгалтерского учета и отчетности, с тем чтобы эффективно и качественно проводить аудиторские проверки. Поэтому профессиональные знания аудиторов в той или иной области подтверждаются квалификационными аттестатами соответствующих видов.

В нормативных правовых актах  и юридической литературе встречается термин «экологический аудит». Следует отметить, что в данном случае термин «аудит» используется для обозначения независимого контроля особого объекта, не связанного с финансовой (бухгалтерской) отчетностью, имеющей первостепенное значение для аудиторской деятельности в смысле Закона об аудите [3].

 

  1. Государственное регулирование аудиторской деятельности

 

Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный  орган.

Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются [3]:

1) выработка государственной  политики в сфере аудиторской  деятельности;

2) нормативно-правовое  регулирование в сфере аудиторской  деятельности, в том числе утверждение  федеральных стандартов аудиторской  деятельности, а также принятие  в пределах своей компетенции  иных нормативных правовых актов,  регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного  реестра саморегулируемых организаций  аудиторов, а также контрольного  экземпляра реестра аудиторов  и аудиторских организаций;

4) анализ состояния  рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные  Федеральным законом функции.

Для осуществления  функций, предусмотренных Федеральным  законом, уполномоченный федеральный  орган, уполномоченный федеральный  орган по контролю и надзору вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

В целях обеспечения  общественных интересов в ходе осуществления  аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного  федерального органа.

В состав совета по аудиторской деятельности входят:

1) 10 представителей  пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представители пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности  подлежат ротации один раз  в три года не менее чем  на 25 процентов их общего числа;

2) два представителя  уполномоченного федерального органа;

3) по одному  представителю от федерального  органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере развития  предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

4) два представителя  от саморегулируемых организаций  аудиторов, кандидатуры которых  выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации один раз в год.

Система нормативного регулирования аудита является пятиуровневой  и представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Система нормативного регулирования аудита в России

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень

Федеральные законы, Кодексы, Указы

Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент РФ

II уровень

Постановления, Приказы

Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности

III уровень

Федеральные стандарты  ауди-торской деятельности,  Стандарты аудиторской деятельности

Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности

IV уровень

Внутренние стандарты

Профессиональные аудиторские объединения

V уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации


 

Первый уровень — Закон об аудиторской деятельности, принятый Государственной Думой 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) [1].

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»  — это основной законодательный  акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской  деятельности в Российской Федерации [3]. Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации, рассматриваемый в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ (ред. от 07.02.2011), Налогового кодекса РФ (ред. от 28.12.2010) [2], Федеральных законов «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.09.2010) , и др.

Информация о работе Аудит организаторской деятельности