Аудит расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть особенности и значение аудита расчетов с бюджетом.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность и значение аудита расчетов с бюджетом;
- рассмотреть цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом;
- исследовать основные этапы аудита расчетов с бюджетом и методы проверки;
- рассмотреть особенности аудита расчетов с бюджетом по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ).
Объект работы – аудит.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика аудита расчетов с бюджетом
1.1 Сущность и значение аудита расчетов с бюджетом
1.2 Цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом
1.3 Основные этапы аудита расчетов с бюджетом. Методы проверки
2. Особенности аудита расчетов с бюджетом по отдельным налогам
2.1 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС)
2.2 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль
2.3 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по аудиту.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

-  оценивается правомерность использования налоговых льгот;

-  проводится экспертиза бухгалтерского и налогового учета за весь подлежащий проверке период, в том числе анализируются первичные документы и разъяснения руководства о показателях и методиках при налоговых расчетах;

-  исправляются выявленные ошибки вместе с работниками организации; при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем.

Этап проверки и подтверждения  правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

На данном этапе аудитору необходимо установить правильность определения  налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к  уплате, правильность составления налоговых  деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

При проверке полноты и  правильности исчисления налогов целесообразно  выбрать отчетный период, который  проверяется сплошным методом. Если это невозможно из-за большого объема документов, то аудитор планирует выборочную проверку внутри одного отчетного периода и по налоговому периоду в целом, используя виды аудиторской выборки, которые он сочтет оптимальными.

Проверяя один отчетный период (например, один месяц по исчислению и уплате НДС), проверяются следующие позиции:

-  правильность, своевременность, полнота формирования налогооблагаемой базы, соблюдения основных принципов при ее определении (например, заполнение книги продаж);

-  правильность формирования налоговых вычетов (книга покупок);

-  обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры;

-  действительность первичных документов для заполнения налоговых регистров;

-  включение первичных документов в соответствующие налоговые периоды.

Проверку можно осуществлять двумя способами. Первый способ - рассмотреть данные налоговой отчетности в сравнении с данными аналитических регистров налогового учета. При этом сведения в первичных документах должны соответствовать сведениям в регистрах аналитического налогового учета. Второй способ - проверить на основании первичных документов полноту формирования налоговых регистров учета и далее формирование налоговой отчетности.

Этап 3. Оформление и представление  результатов проведения налогового аудита. На данном этапе:

-  формулируются результаты проведенного аудита;

-  составляется заключение о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита, которое должно содержать мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правомерности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская  организация должна соблюдать принцип  осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у экономического субъекта при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация  должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом. Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Выводы по оценке результатов проверки могут быть обобщены отдельно по налогам, по которым  проверяемый экономический субъект является самостоятельным налогоплательщиком, и отдельно по налогам, уплачиваемым им в качестве налогового агента. Рекомендации аудитора, уточняющие ведение налогового учета, целесообразно предлагать по каждому конкретному налогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2. Особенности  аудита расчетов с бюджетом  по отдельным налогам  

2.1 Аудит  расчетов с бюджетом по налогу  на добавленную стоимость (НДС)

Целью аудита НДС  является установление соответствия порядка  исчисления НДС требованиям налогового законодательства.

Задачи аудита НДС:

- оценка состояния  синтетического и аналитического  учета расчетов по НДС;

- проверка формирования  налоговой базы, применения налоговых  льгот и налоговых вычетов;

- контроль за  отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

- проверка соблюдения  организацией налогового законодательства  при формировании налоговой базы  по НДС, полноты и своевременности  уплаты налога в бюджет.

Последовательность  работ при проведении аудита НДС можно разделить на три этапа - ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.[5]

1) Ознакомительный этап

На данном этапе  выполняются:

- оценка систем  бухгалтерского и налогового  учета;

- оценка аудиторских  рисков;

- расчет уровня  существенности;

- определение  основных факторов, влияющих на  налоговые показатели;

- анализ организации  документооборота и изучение  функций и полномочий служб,  ответственных за исчисление  и уплату налогов.

Выполнение процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставление организацией следующих основных документов: налоговые декларации по НДС (включая все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета.

2) Основной этап

На данном этапе  проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности, и выполняются:

- оценка правильности  определения налогооблагаемой базы  по НДС;

- проверка налоговой  отчетности, представленной организацией  по установленным формам;

- расчет налоговых  последствий для организаций  в случаях некорректного применения  норм налогового законодательства.

По результатам  проверки разрабатываются и представляются рекомендации об использовании организацией налоговых льгот и предложения по созданию системы внутреннего контроля организаций за правильностью исчисления по НДС.

3) Заключительный  этап

На данном этапе  оформляются результаты аудита по НДС, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений. Результаты проверки обобщаются, формулируются выводы аудитора.

В заключение перечислим основные виды нарушений, которые могут  быть выявлены в результате проведения аудита НДС:

- принятие к  вычету сумм НДС по не оприходованным  материальным ценностям (ст. ст. 171, 172 НК РФ);

- принятие к  вычету сумм налога на добавленную  стоимость по работам и услугам  в случае отсутствия документального  подтверждения их выполнения  или оказания (ст. ст. 171, 172 НК РФ);

- принятие к  вычету налога, оплаченного подотчетными  лицами до фактической компенсации  им понесенных расходов (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- принятие к  вычету сумм налога, предъявленного  подрядными организациями при  проведении ими капитального строительства, до момента начисления амортизации введенных в эксплуатацию объектов основных средств (п. 5 ст. 172 и п. 2 ст. 259 НК РФ);

- не отражение  в книге продаж и книге покупок  налога на добавленную стоимость,  исчисленного соответственно с  авансов полученных и предъявленного к вычету по авансам зачтенным;

- не отражение  налога, предъявленного к вычету  при исполнении обязанностей  налогового агента;

- несоответствие  данных налоговых деклараций  книгам продаж, покупок и регистрам  бухгалтерского учета;

- принятие к  вычету НДС по счету-фактуре,  в котором в графе Наименование  товара не указаны наименование  товаров (описание выполненных  работ или оказанных услуг). Данное  требование по заполнению счета-фактуры  отражено в п. 5 ст. 169 НК РФ;

- принятие к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств целевого финансирования (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Аудит  расчетов с бюджетом по налогу  на прибыль

Целью аудита налога на прибыль является установление соответствия порядка исчисления налога на прибыль требованиям налогового законодательства.

Задачей аудита налога на прибыль является проверка:

- состояния  синтетического и аналитического  учета расчетов по налогу;

- формирования  налоговой базы;

- определения  доходов и расходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы;

- отражения  текущих налоговых обязательств  перед бюджетом в бухгалтерской  и налоговой отчетности;

- отражения  сумм отложенных налогов в  бухгалтерской отчетности;

- классификации  и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходах, текущих налоговых обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах;

- полноты и  своевременности уплаты налога  на прибыль в бюджет.

Последовательность  работ при проведении аудита налога на прибыль можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита налога на прибыль.[6]

1) Ознакомительный  этап

На данном этапе  выполняются:

- оценка систем  бухгалтерского и налогового  учета;

- оценка аудиторских  рисков;

- расчет уровня  существенности;

- определение  основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

- анализ организации  документооборота и изучение  функций и полномочий служб,  ответственных за исчисление  и уплату налогов.

Выполнение  процедур на данном этапе позволит выявить объекты налогообложения, установить степень соответствия применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

2) Основной этап

На данном этапе  проводится углубленная проверка участков налогового учета, в которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. При этом:

- оценивается  правильность определения налогооблагаемой  базы по налогу на прибыль;

- проверяется  налоговая отчетность организации;

- прогнозируются  налоговые последствия для организации в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

3) Заключительный  этап

На данном этапе  оформляются результаты аудита по налогу на прибыль, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию  выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки.

В результате проведения аудита налога на прибыль могут быть выявлены следующие основные виды нарушений:

- неправильное  формирование налоговой базы;

- неправильное  формирование налоговых льгот;

- нарушения  порядка формирования налоговых вычетов;

- отсутствие  или нарушение системы внутреннего  контроля за правильностью исчисления  налога на прибыль.

 

 

 

 

 

 

2.3 Аудит  расчетов с бюджетом по налогу  на доходы физических лиц (НДФЛ)

Целью аудита налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.

В задачи данного  аудита входит оценка:

- систем синтетического  и аналитического учета расчетов  по налогу;

- формирования  налоговой базы и отсутствия неправомерно исключенных выплат;

- определения  сумм, не подлежащих налогообложению  по налогу на доходы физических  лиц;

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом