Аудит страховых организаций и особенности его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своем философском учении впервые в мировой социально-политической мысли разделил гражданское общество и государство. По его определению гражданское общество представляет собой сферу частных интересов, а государство - сферу интересов публичных. Гражданское общество (по Гегелю) представляет собой сообщество юридически равных людей, общество равных возможностей, гарантированных законом. А поскольку это сфера частных интересов, то здесь должно на первое место выходить именно частное - гражданское право. Государственное управление должно постепенно заменяться общественным самоуправлением, путем установления контроля общества за государством. Необходимость контроля общества за государством обуславливается самой сутью государства, как политической организации людей особого рода (состоящей из должностных лиц, учреждений и организаций), главной функцией которых является управление другими людьми. Таким образом, государство, с одной стороны, создано обществом, порождено его социальными потребностями и зависит от него, а с другой стороны, государство должно защищать общество извне, поддерживать в нем порядок.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Схема для обобщения  информации по страхованию жизни  для определения резерва приведена  в приложении №7.

Резервы на начало года, и конец отчетного периода сравниваем с данными III раздела пассива баланса Ф.№1 стр. 510 «Резервы по страхованию жизни» (сч.95) – расхождений нет.

Изменение резерва по страхованию жизни на конец отчетного  периода стр. 510: 20121-16048=4073 тыс. руб. сравниваем с данными Ф.№2 стр. 040 – расхождений нет.

Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование  жизни сформированы на основании  Положения о формировании резервов по видам страхования иным, чем  страхование жизни, утвержденного  генеральным директором 26.12.96 и согласованного с Росстрахнадзором письмом от 12.03.97 №24-03-180-13/04.

Расчет технических  резервов приведен в сводной таблице  приложение №8.

Данные этой таблицы  сравниваем с данными III раздела пассива баланса Ф.№1 стр. 520 «Резерв незаработанной премии» (сч.95) на начало года и конец отчетного периода – расхождений нет. Стр. 530 «Резерв убытков» на начало года и конец отчетного периода – расхождений нет.

Доля перестраховщика:

- в резерве незаработанной  премии на начало года и  конец отчетного периода отражена в I разделе актива баланса по стр. 170 – расхождений нет;

- в резервах убытков  на начало года и конец отчетного  периода отражена в I разделе актива баланса Ф.№1 стр. 180 – расхождений нет.

Изменение технических  резервов на конец отчетного периода по собственному удержанию стр. 530 Ф.№1:

- резерв убытков 1637-1273=364 тыс. руб. сравниваем с данными  Ф.№2 «Отчет о прибылях и  убытках страховой организации»  стр. 121 – расхождений нет;

- резерв незаработанной  премии 11903-9383=2520 тыс. руб. сравниваем с данными Ф.№2 стр. 091 – расхождений нет.

Расчет отчислений в  резерв предупредительных мероприятий  приведен в приложении №9.

Сумма начисленного резерва 2140 тыс. руб. отражена в Ф.№2 «Отчет о  прибылях и убытках страховой  организации» стр. 140 – расхождений нет.

Движение средств резерва  предупредительных мероприятий  отражается в Ф.№8-страховщик и сравнивается с данными III раздела пассива баланса  Ф.№1 стр. 560 – расхождений нет.

2.3.Методика аудита финансовых  результатов и налоговых расчетов  страховой фирмы.

 

Конечный финансовый результат  деятельности страховщиков слагается  из доходов от проведения страховых  и перестраховочных операций, а также  поступлений от нестраховых операций, не запрещенных действующим законодательством, уменьшенных на сумму расходов по всем названным операциям. Финансовый результат (прибыль или убыток) является обобщающим качественным показателем деятельности страховой организации. Он определяется сальдовым методом и находит отражение в отчете о прибылях и убытках и балансе страховщика. Аудит финансовых результатов, таким образом, сводится к аудиту доходов и расходов, из которых складывается прибыль или убыток от работы страховой компании. Вопросы проверки полноты отражения доходов и расходов страховщиков были подробно рассмотрены в предыдущих главах.

Не менее важным является контроль за точностью определения  налогооблагаемых баз для исчисления налогов, а также за правильностью  расчета сумм налогов и своевременностью их уплаты.

В целом страховые компании платят те же налоги, что и другие юридические лица, однако специфика страховой деятельности обусловливает некоторые особенности, в частности, при определении базы исчисления того или иного налога. Так, базой для расчета налога на пользователей автомобильных дорог является выручка страховщика и прочие поступления от страховой деятельности (за исключением некоторых доходов, полученных по отдельным видам ценных бумаг). Проверки показывают, что часто в эту базу страховые компании не включают суммы, полученные по регрессным искам.

Облагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы обычно принимается равной облагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог, если иной порядок не установлен представительными органами власти. В некоторых регионах такой базой является выручка страховщика, в ряде других - собранные страховые взносы. Свою специфику определения имеет база для расчета налог на имущество страховых организаций.

Особого внимания требует проверка правильности определения базы для исчисления налога на прибыль, поскольку расчеты с бюджетом осуществляются исходя из балансовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) в соответствии с действующим налоговым законодательством. Например, из прибыли, подлежащей налогообложению, исключаются доходы, полученные по акциям и облигациям, принадлежащим страховщику, доходы от долевого участия в других предприятиях и т.д. С другой стороны, база обложения увеличивается на величину превышения фактических расходов над нормативными по нормируемым статьям затрат (представительские расходы, расходы на рекламу и т.д.). Страховая организация может воспользоваться установленными льготами по налогу на прибыль. В этом случае аудитор должен проверить обоснованность их применения.

В страховой компании, передающей риски в перестрахование за границу, необходимо проконтролировать правильность удержания налога с доходов зарубежных партнеров. Отечественное налоговое законодательство предусматривает, что доходы иностранных юридических лиц, полученные из источников, расположенных на территории России, подлежат обложению налогом у источника выплаты. Перестраховщики тех государств, с которыми наша страна подписала соглашения об избежании двойного налогообложения, могут быть освобождены от уплаты налога при предоставлении в российские налоговые органы установленных документов.

К облагаемым доходам  относятся премии по перестрахованию, проценты на депо премий, формируемых  отечественными страховщиками по договорам, переданным иностранным перестраховщикам, и тантьемы, уплачиваемые зарубежным партнерам. Налог с доходов иностранного перестраховщика должен удерживаться российским страховщиком, выплачивающим доход, в валюте, в которой производится выплата при каждом перечислении платежа, и зачисляться в бюджет одновременно с выплатой дохода. Доходы от премий по перестрахованию рассчитываются исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,125, и облагаются по ставке 20%.

Таким образом, именно у российского  страховщика возникает обязанность  удерживать налог у источника  по доходам зарубежного перестраховщика и именно к нему отечественные налоговые органы будут предъявлять претензии по взысканию данного налога. Поэтому в случае перевода средств за границу по договору перестрахования аудитору следует проверить наличие факта удержания налога с доходов и правильность расчета его суммы. Если выплата доходов произведена без уплаты налога, то в соответствии с установленным порядком его сумма удерживается в бесспорном порядке с российского страховщика.

Отличительной особенностью деятельности страховых организаций является удержание ими налога на доходы физических лиц, полученных гражданами по договорам страхования. Поэтому аудиторы уделяют много внимания проверке правильности исчисления и уплаты этого налога.

Прежде всего, следует  иметь в виду, что не подлежат налогообложению суммы страховых выплат, полученных физическими лицами:

    • по обязательному страхованию;
    • по договорам добровольного имущественного страхования (за исключением материальной выгоды в виде разницы между суммой страховой выплаты и стоимостью реально полученного ущерба застрахованного имущества) и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая;
    • в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц;
    • по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни.

В остальных случаях  выплаты, полученные от страховой организации, могут стать объектом налогообложения, но порядок расчета подоходного налога различается в зависимости от того, кто оплатил взносы по договору страхования. Если договор был оплачен физическим лицом и суммы страховых выплат окажутся больше сумм, внесенных этим лицом в виде страховых взносов, увеличенных страховщиком на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования, то материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 15%. В том случае, когда физическое лицо застраховано за счет средств предприятия, налог взимается в общеустановленном порядке с суммы разницы между страховой выплатой и ранее уплаченным по договору страховым взносом.

Некоторые нюансы имеются при налогообложении  выплат по договорам добровольного  медицинского страхования, на которые аудитор должен обратить внимание. В частности, страховые выплаты в форме оплаты стоимости амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания застрахованных работников и членов их семей налогом не облагаются, тогда как выплаты в виде оплаты стоимости иных форм медицинского обслуживания, например санаторно-курортного лечения (даже если они предусмотрены правилами страхования) подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Важно отметить, что страховая  организация иногда может и не удерживать налог на доходы физических лиц, не нарушая при этом налогового законодательства. В том случае, когда страховые выплаты перечисляются страхователю, который непосредственно выплачивает их застрахованным физическим лицам, удержание налога должно производиться указанным страхователем, являющимся источником выплаты. Однако такой порядок выплат должен быть предусмотрен договором страхования и обязанность аудитора проверить наличие такого условия в договоре.

Контроль за полнотой исчисления и уплаты всех установленных налогов сводится к проверке правильности: определения суммы налогов, соблюдения методики их исчисления; заполнения налоговых расчетов, предоставляемых налоговым органам; отражения на счетах бухгалтерского учета начисленных сумм налогов, а также проверке своевременности уплаты исчисленных налогов.

При проверке достоверности финансовых результатов страховой компании аудитор должен руководствоваться: Приказом Минфина РФ от 28.11.00 №105-н (ред. от 28.11.01) «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, предоставляемой в порядке надзора»; Приказом Минфина РФ от 12.01.01 №2-н (ред. от 28.11.01) «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций»; Приказом Минфина РФ от 04.09.01 №69-н «Об особенностях применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению».

В предыдущих параграфах данной главы  мы проанализировали статьи Ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках страховой организации» и можем сделать выводы о достоверности финансового результата по итогам работы САО «Росгосстрах-Волгоград» за 2002 год.

Проверкой установлено, в сводный  бухгалтерский отчет страховой  фирмы САО «Росгосстрах-Волгоград» включены балансы дирекции и 41 филиала.

Филиалы фирмы не определяют финансовые результаты и не распределяют прибыль. Финансовые результаты и страховые  результаты формируются на уровне дирекции фирмы.

Налог на прибыль исчисляется в целом по всей фирме. По остальным налогам филиалы отчитываются и рассчитываются на своей территории.

Распределение прибыли производится в соответствии с «Положением  о порядке образования и распределения  прибыли (дохода)» разработанного в  фирме.

Из суммы валовой прибыли подлежащей налогообложению у страховщика исключаются доходы от инвестиций по ценным бумагам (без налогообложения или у источника дохода) и положительные курсовые разницы. Ставка налога на прибыль в фирме установлена 24%.

Для уплаты различных финансовых санкций и взысканий за нарушение налогового законодательства в фирме использовались соответствующие источники, предусмотренные Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Образование и использование фондов страховой фирмы, образованных за счет чистой прибыли производится в соответствии с Уставом.

Как уже отмечалось ранее в фирме  САО «Росгосстрах-Волгоград», в соответствии с принятой учетной политикой  и требованиями законодательства централизованно  за все филиалы начисляется налог  на прибыль, по остальным налогам филиалы отчитываются самостоятельно на своей территории. Суммы налогов филиалы передают авизо в дирекцию для отнесения на финансовые результаты. Эти суммы учитываются при определении балансовой прибыли фирмы.

 

III. Финансовый анализ в рамках обязательного аудита согласно договора с САО «Росгосстрах-Волгоград».

3.1.Цели и задачи финансового  анализа страховой организации.

 

Финансовый анализ как  один из видов экономического анализа  используется в аудите в двух аспектах.

Во-первых, как метод  познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности. Результатом анализа является оценка финансового благополучия предприятия, состояния его имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота всего капитала и его отдельных частей, доходности используемых средств.

Финансовые оценки бухгалтерских  отчетов нужны аудитору как ориентиры, необходимые для выбора правильного  решения в процессе аудита.

Осведомленность аудитора вследствие проведенного финансового анализа придает ему уверенность в своих действиях, помогает правильно спланировать проверку, выявить слабые места в системе учета.

Во-вторых, финансовый анализ рассматривается как вид услуг&nb


Информация о работе Аудит страховых организаций и особенности его проведения