Аудит учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики на примере конкретной организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить методику аудита учетной политики организации;
2. Установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации;
3. Проверить соответствие положений учетной политики организации и порядка ее утверждения требованиям законодательства;
4. Провести анализ соответствия основных элементов учетной политики их применению в бухгалтерском учете;
5. Выявить недостатки и предложить свои варианты по исправлению ошибок, а так же возможные пути улучшения.
6. На основе изученной методики аудита составить рекомендации и отчет аудитора по результатам проверки учетной политики.
Объектом исследования данной курсовой работы является учетная политика ОАО «Антей» на 2005 год.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические вопросы аудита учетной политики организации…………8
1.1 Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия………………………………………………8
1.2 Организационно-экономическая характеристика организации…10
2. Оценка ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в организации…………………………………………………………………..13
2.1 Оценка постановки и ведения бухгалтерского учета в организации…………………………………………………………13
2.2 Оценка системы внутреннего контроля в организации………….23
2.3 Расчет уровня существенности и аудиторского риска………...…26
2.4 Общий план и программа аудита………..………………………...31
3. Результаты аудиторской проверки………………………………..………...36
3.1 Результаты аудиторской проверки…..…………………………….36
3.2 Типичные ошибки в бухгалтерском учете учетной политики и бухгалтерской отчетности………………………………………….37
Заключение……..………………………………………………………………..47
Список использованных источников……..…………………………………....50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Аудит».doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Руководитель  аудиторской организации, имеющий  право подписи. 
 

После составления  общего плана в соответствии с  правилом стандартом № 3 «Планирование аудита» аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкции для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работ. Поэтому в ходе аудиторской проверки аудитору следует обратить особое внимание на  соответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.  

                                                                                                                                        Таблица 6

 Программа  аудита


 

№ п/п

Перечень  аудиторских процедур

Период проведения

Исполнитель

Примечания

1

Проверка учета ОС

3-я  декада

Петренко Т.А

 

2

Проверка  порядка начисления амортизации  по НМА

3-я  декада

Лисицына А.М

 

3

Проверка  метода оценки МПЗ

3-я декада

Петренко Т.А

 

4

Проверка  перечня расходов и платежей

3-я декада

Лисицына А.М

 

5

Проверка   учета расходов

будущих периодов и сроки их погашения

3-я декада

Петренко Т.А

 

6

Проверка  проведения инвентаризации

3-я декада

Петренко Т.А

 

Рабочими документами  аудитора являются: приказ о учетной  политике, план счетов, бухгалтерская отчетность.

 План аудита  согласуется с клиентом, особое  внимание следует уделить распределению ответственности. По ходу проверки план может дорабатываться. Все внесенные в план существенные изменения и соответствующие обоснования должны быть зафиксированы документально.

             Одной   из   насущных   проблем   современного   российского   аудита является выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки.

 

3. Результаты аудиторской проверки

 

 

3.1 Результаты аудиторской проверки

 

 

             По результатам аудиторской проверки  аудитор должен составить отчет аудитора, находящий свое отражение в аналитической части аудиторского заключения.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы  получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

1) Согласно учетной политике, представительские расходы отражаются на сч   91/2 и не включаются в состав затрат, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

2) В некоторых первичных документах отсутствуют росписи ответственных лиц.

 

Требования нормативных актов

Согласно приказу Минфина  РФ от 31 октября 2000 г . N 94н "Об утверждении  Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (с изменениями от 7 мая 2003 г. ) представительские расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу" в зависимости от характера представительских расходов. Кроме того, согласно п.1 пп.22 и п.2 ст.264 гл.25 НК РФ представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от фонда оплаты труда за отчетный период.

Последствия

Представительские расходы  не вошли в себестоимость продаж и не вошли в состав затрат уменьшающих базу по налогу на прибыль, в результате чего переплата по налогу на прибыль, что привело к занижению стр.470 (форма №1) за счет завышения стр.624 (форма №1)

Рекомендации

Внести дополнение в  учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета с подробным указанием по документальному оформлению представительских расходов.

             В целом, можно сказать, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения положительного мнения.

 

 

 

             3.2 Типичные ошибки в формировании учетной политики.

 

             В соответствии с п.3 ст.5 Закона  РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ. О бухгалтерском  учете» организации самостоятельно  формируют свою учетную политику  исходя из своей структуры,  отрасли и других особенностей  деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998г №60н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм.

             Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

             В настоящее время в двенадцати  из тридцати пяти действующих  правил (стандартов) аудиторской деятельности  сдержатся ссылки на учетную  политику как на один из  основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации (см. табл. 1).

            Целью ознакомления с учетной  политикой при планировании аудита  является изучение и оценка  основных принципов организации  бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

             Информационной базой для ознакомления  с содержанием учетной политики  являются:

             1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

             2) рабочий план счетов бухгалтерского  учета;

             3) перечень утвержденных форм  первичных документов и форм  документов для - внутренней бухгалтерской  отчетности;

             4) правила документооборота и  технологии обработки учетной  информации;

             5) утвержденные методики учета  отдельных показателей и другие  приложения к приказу об учетной  политике проверяемой организации;

             6) пояснительная записка, которая раскрывает:

             - сведения, относящиеся к учетной  политике организации;

            - избранные при формировании  учетной политике отличные от  предыдущего года способы ведения  бухгалтерского учета;

            - изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

            - дополнительные данные о событиях  после отчетной даты и условных  фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

             Изучив и проанализировав предоставленную  информационную базу, важно определить (дать оценку), не является ли  оно формальным отношение администрации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией

             Цель аудита учетной политики – составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

            - имущественной обособленности  организации;

            - последовательности применения  учетной политики;

            - временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

              При проведении проверки необходимо  установить:

             - наличие и состав распорядительных  документов по учетной политике;

             - соответствие формы и сроков  принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

            - последовательность применения  учетной политики;

            - наличие способов учета, отличных  от установленных нормативными  документами, но позволяющих организации  достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

            - полностью ли раскрыты избранные  при формировании учетной политики  способы ведения бухгалтерского  учета, существенно влияющие на  оценку и принятие решений  пользователями бухгалтерской отчетности;

            - соблюдение учетной политики.

            Аудитор должен проверить, соблюдается  ли установленный ПБУ 1/98 порядка  принятия учетной политики:

            1) издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации по  учетной политике (п.9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);

            2) утверждены ли рабочий план  счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п.5 ПБУ 1/98).

            3) издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику;

издавался ли приказ об изменении  учетной политики (п.17 ПБУ 1/98).

             Исходя из требований п.16 ПБУ  1/98 дополнения в учетную политику  в течение года могут быть  внесены в момент приобретения  организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

             Анализируя содержание приказа  (распоряжения) по учетной политике, аудитор выясняет:

           - все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

           - все  ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

         Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

Информация о работе Аудит учетной политики