Аудиторская деятельность и ее регулирование, планирование, риск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Аудит это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономическо¬го объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или ка-сающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение качественной сто¬роне этого функционирования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи 5
1.1. Сущность, цели и задачи аудита аудиторской деятельности 5
1.2. Виды, принципы проведения аудита, услуги, сопутствующие аудиту 7
1.3. Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации 17
Глава 2. Аудиторская деятельность и ее регулирование, планирование, риск 21
2.1. Аудиторская деятельность и ее регулирование 21
2.2. Планирование аудиторской проверки 26
2.3. Аудиторский риск 29
Заключение 33
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

задачи и цели аудита КУРСОВАЯ.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

 

Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного  порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т. е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

  • проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
  • проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • проверка деятельности различных звеньев управления;
  • оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
  • проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  • работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  • специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  • разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед собственниками и (или) руководством предприятия.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы — разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит регламентируется государством. Законом Украины «Об аудиторской деятельности» установлены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) необходимо иметь сертификат соответствующего вида.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности — представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правила бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются.

Налоговый аудит — это аудиторская проверка правильности, полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Аудит на соответствие требованиям — это анализ определение финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения   ее  соответствия   предписанным  условиям,   правила или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют   сотрудники   предприятия,   выполняющие   функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным  капиталом  и  краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.

Управленческий (производственный) аудит — это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Аудит хозяйственной деятельности, довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для отдельных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации, преследует следующие цели:

  • оценка эффективности управления;
  • выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности,
  • внесение рекомендации относительно улучшения деятельности
  • или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

По характеру проверки различают:

  • подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);
  • системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятности ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
  • аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская    деятельность,    осуществляемая    аудиторскими организациями помимо проведения аудита.

Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа.

Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида:

  • услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;
  • услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области:

  • постановки бухгалтерского учета;
  • контроля ведения учета и составления отчетности;
  • контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • анализа хозяйственной и финансовой деятельности;
  • оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
  • представления интересов экономического субъекта по доверенности перед третьим лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций;
  • научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению,   анализу   финансово-хозяйственной  деятельности,   аудиту, хозяйственному  праву; 
  • компьютеризации  бухгалтерского  учета составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализ хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;
  • консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;
  • информационного обслуживания;
  • экспертного обслуживания;
  • подбора и тестирования бухгалтерского персонала экономического субъекта и др.

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области:

  • ведения бухгалтерского учета;
  • восстановления бухгалтерского учета;
  • составления налоговых деклараций;
  • составления бухгалтерской отчетности.

Аудиторские организации, оказывающие услуги, должны:

  • действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик и которое сформулировано в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);
  • планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;
  • документировать ход выполнения работ или оказания услуг;
  • при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;
  • подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг (эти формы рекомендуется применять на постоянной основе);
  • иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту (это относится к крупным аудиторским организациям);
  • подготовить документ по итогам выполнения работ (оказания услуг), отражающий результаты выполнения задания и выводы; аудиторской организации.

 

1.3. Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации

 

Взаимоотношения аудитора и экономического субъекта основаны на добровольности и возмездности. Конфликты между ними разрешаются в суде или арбитражном суде. Экономический субъект и аудитор вправе выбирать друг друга самостоятельно, аудиторская услуга оплачивается согласно договору.

На руководителей и иных должностных лиц проверяемого экономического субъекта возлагаются следующие обязанности:

а) создание аудитору (аудиторской фирме) условий для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, представление аудитору разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;

б) оперативное устранение выявленных аудиторской проверенной нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничить круг вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

В ходе аудиторской проверки и составления заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

Информация о работе Аудиторская деятельность и ее регулирование, планирование, риск