Балансовые отчеты учетного оформления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Условие правдивости вытекает из требования подтверждения показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами, инвентаризацией. Под реальностью понимают соответствие оценок статей баланса объективной действительности. Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.п. Преемственность баланса на предприятии, существующем несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего.

Содержание работы

1. Балансовые отчеты учетного оформления……………………………………2
2.Трактовка основных балансовых проблем в современном мире в разрезе научных школ……………………………………………………….......................9
3. Задача…………………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………………....20

Файлы: 1 файл

контрольная по бух. мысли и балансоведению.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

1. Балансовые отчеты  учетного оформления……………………………………2

2.Трактовка основных  балансовых проблем в современном  мире в разрезе         научных школ……………………………………………………….......................9

3. Задача…………………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………………....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Балансовые  отчеты учетного оформления

 

В бухгалтерском учете  баланс рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных  средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном (стоимостном) выражении.

К бухгалтерскому балансу  предъявляются следующие требования: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность.

Условие правдивости  вытекает из требования подтверждения  показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами, инвентаризацией. Под реальностью понимают соответствие оценок статей баланса объективной действительности. Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.п. Преемственность баланса на предприятии, существующем несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего.

Баланс является отчетным документом, составляется, как правило, на первое число месяца и представляется в установленные адреса и сроки.

Составление баланса  является третьим этапом учетного процесса после текущего наблюдения, систематизации и группировки учетной информации. Правильная организация первых двух этапов учета гарантирует достоверность, точность и юридическую обоснованность каждой суммы, указанной в бухгалтерском балансе.

Данные баланса необходимы:1

для контроля за наличием и структурой средств и источников;

для контроля за размещением  средств;

для контроля за степенью изношенности основных средств предприятия;

для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Бухгалтерский баланс характеризует  финансовое положение организации  по состоянию на отчетную дату, отражая  ее активы, собственный капитал и  обязательства. Изучение бухгалтерского баланса позволяет выявить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, состояние расчетных и кредитных отношений и в целом финансовое состояние организации.

Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному. При этом должны быть учтены все изменения, связанные с реорганизацией, а также с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

Бухгалтерские балансы  классифицируют по различным признакам:

по времени составления; по источникам составления; по объему информации; по формам собственности; по объекту отражения и др.

По времени составления  различают балансы: 2

вступительные, текущие (периодические) и годовые, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения предприятия. Периодические (текущие) балансы составляют в течение всего времени существования предприятия (месячный, квартальный). Годовой баланс отражает сальдо (остатки) на 1 января года, следующего за отчетным. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации предприятия. Разделительный составляют в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц. Объединительный формируют при объединении нескольких предприятий в одно.

По источникам составления  балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарные составляют только на основании инвентаризации. Книжный баланс составляют без предварительной проверки путем инвентаризации на основании только книжных записей. Генеральный баланс основывается на основании учетных записей и данных инвентаризации.

По объему информации различают единые и сводные балансы. Единый баланс отражает деятельность только одного предприятия. Сводные балансы получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива.

По формам собственности  различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных предприятий, а также общественных организаций.

По объекту отражения  балансы делятся на отдельные  и самостоятельные. Самостоятельный баланс имеют только предприятия являющиеся юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения предприятия.

Составлением вступительного (организационного) баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в данной организации. Вновь  создаваемое предприятие имеет  простейшую структуру баланса, состоящего, как правило из денежных средств (взносов учредителей) и организационных расходов — активов, и уставного капитала с резервным фондом — пассивов.3

Годовой бухгалтерский  баланс выступает в качестве как  заключительного, являющегося завершением отчетного года, так и вступительного, служащего обоснованием для открытия счетов в новом отчетном году.

 

Заключительный и вступительный  балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии  обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности — преемственность балансов.

Соединительный (фузионный) баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов  в одно юридическое лицо. Вступительный  баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.

Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации.

Санируемые балансы  составляются в случае, когда предприятие  находится в состоянии, близком  к неплатежеспособности (банкротству). В этих условиях перед руководством предприятия возникает альтернатива — либо объявить о неплатежеспособности предприятия и ликвидировать его, либо убедить кредиторов в возможности восстановления платежеспособности и добиться отсрочки платежей (установления моратория).

Если избран второй вариант, то необходимо составить санируемый баланс с привлечением независимого аудитора с целью показать реальное состояние дел предприятия. В  отличие от обычного, в котором  отдельные статьи рассматриваются  как реальные, в санируемом балансе указанные статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что их данные не отвечают действительности, например отдельные виды дебиторской задолженности.

Ликвидационный баланс отличается от других балансов главным образом оценкой статей. Некоторые обычные для отчетного баланса статьи в ликвидационном балансе могут отсутствовать, например бюджетно-распределительные статьи «Расходы будущих периодов», «Доходы будущих периодов», в то же время могут появиться новые статьи, например стоимость репутации фирмы (гудвилл), стоимость патента.

Ликвидационный баланс составляется с начала ликвидационного  периода и его составлением занимается ликвидационная комиссия после выяснения  всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К такому балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательством.

Балансовый отчет (также известный как отчет  о положении финансов) - это документ, который показывает баланс финансовых средств компании. В нем приводятся данные относительно активов, долгов и чистой стоимости имущества предприятия. К активам относится все, что принадлежит данной компании и представляет ценность, которую можно выразить в деньгах. К долгам относятся все долговые обязательства компании. Чистая стоимость - то, что иначе называется "капитал", - равна ценности акций владельца компании. Если сложить чистую стоимость и долги, то в результате получатся полные активы. По общим правилам бухгалтерского учета три эти величины связаны простым математическим уравнением. Если чистая стоимость выражается положительным числом, это значит, что активы больше долгов; если отрицательным - долги перевешивают активы.

Независимо от вида бизнеса и от того, для чего используются балансовые отчеты, они  всегда выражаются одной и той  же формой и поэтому понятны любому профессионалу. Не составляет труда  понять их и сравнить друг с другом. Благодаря простоте этой формы создать балансовый отчет сравнительно несложно. Активы - это все, что представляет какую-либо ценность и непосредственно или юридически принадлежит компании.

Их делят на четыре основные категории:

1. Ликвидные.  Те, которые могут быть в течение  ближайшего года превращены в наличные деньги (сюда относятся непосредственно наличные, средства на чековых книжках и сберегательных счетах, счета дебиторов, быстровозвращаемые инвестиции, оплаченные заранее расходы и товарно-материальные запасы - от сырья до конечной продукции). 
         2. Долгосрочные. Сюда относятся акции, облигации и специальные накопительные сберегательные счета, с которых деньги нельзя использовать в течение, по крайней мере, текущего года. 
        3. Постоянный капитал. Ресурсы, которые не предполагается продавать (например, земля, постройки, оборудование, транспорт, мебель, внесенные усовершенствования).

4. Прочие. Различные  активы, присущие только данной отрасли бизнеса. 
Долги распадаются на две категории:

1. Текущие. Те, которые должны быть оплачены на протяжении ближайшего цикла работы компании (такие, как накладные, налоги, различного рода проценты, оплата по счетам). 

2. Долгосрочные. Оплата закладных, транспорта, авизо  и прочее (возьмите текущие выплаты  и вычтите их из остаточного баланса). 
          Балансовые отчеты должны готовиться регулярно. Они помогут определить тенденции движения средств и утечки капитала и в случае чего спасут компанию от полного разорения.

Согласно российскому  законодательству балансовый отчет  составляется за следующие отчетные периоды:

    1. за первый квартал года: с 1-го января по 31-ое марта включительно;
    2. за первое полугодие: с 1-го января по 30-ое июня включительно;
    3. за 9 месяцев: с 1-го января по 30-ое сентября включительно;
    4. за год: с 1-го января по 31 декабря включительно.

 

 

 

 

 

2.Трактовка  основных балансовых проблем  в современном мире в разрезе  научных школ

 

Учение о бухгалтерском  балансе, как научная отрасль  знаний, сформировалось во второй половине XIX в. В основе его лежат труды авторитетных зарубежных и российских ученых: Г. Никлиша, И.Ф. Шерра, Э. Шмаленбаха, Н.С. Лунского, И.Р. Николаева, А.П. Рудановского и др. Работы указанных авторов были посвящены изучению сущности балансового метода, правилам формирования и оценки статей бухгалтерского баланса, отражению механизма создания и функционирования капитала организации. Научные труды данных ученых значительно обогатили бухгалтерский учет и дополнили два основных его направления теории бухгалтерского учета –счетоведение и счетоводство новым, обобщающим направлением – балансоведением. Это позволило сформировать стройную систему бухгалтерского учета, состоящую из трех элементов, а также создать предпосылки для возникновения экономического анализа как самостоятельной области научных знаний. В результате было обосновано положение о том, что теория баланса имеет неразрывную связь с теорией счета. При этом счета характеризуют техническую сторону учета, а бухгалтерский баланс определяет методологическую. Таким образом, баланс был обозначен в качестве метода оценки имущественного состояния предприятия, а хозяйственные процессы выступили в роли объекта изучения.

Основу балансоведения составляет использование принципа равенства двух частей баланса (двойственности), а также методов регистрации  и классификации.

К моменту зарождения балансоведения как науки известные мировые учетные школы сформировали свои подходы к изучению баланса: итальянская – логисмографическое и статмографичское, немецкая – камеральное, а французская – математическое. При этом следует отметить, что термин «баланс» в те времена был многозначен. При этом можно выделить три наиболее распространенные его трактовки:4

равновесие;

разница между двумя  сторонами счета;

отчетная форма.

В настоящее время  последняя трактовка преобладает, а еще в XIX в. подобной однозначности не было.

Итальянское логисмографическое направление определяло в качестве цели составления баланса управление организацией.

Итальянец Э. Пизани в  конце XIX в. разработал учение, названное им «статмографией» (от греч. «статмо» – баланс и «графия» – описание). В переводе статмография означает «балансоведение». В данной теории счета подразделялись на две группы: экономические и административные (бюджетные).

Основоположник немецкой камеральной  бухгалтерии И.Ф. Шерр исходил из баланса, который был первичным по отношению к счетам. Счета И.Ф. Шерр выводил из баланса и считал их вторичными по отношению к балансу. Объектом камеральной бухгалтерии является бюджет организации. Бюджет И.Ф. Шерр трактовал как баланс, но только доходов и расходов. Слабость позиции И.Ф. Шерра заключалась в том, что он считал бухгалтерский баланс первичным по отношению к счетам, выводя их из баланса и объясняя метод двойной записи двусторонностью баланса.

Основатели французской балансовой школы Е. Леотей и А. Гильбо, в противоположность итальянской школе, в процессе изучения баланса применяли метод индуктивного анализа. При этом значительное внимание уделялось систематизации элементов баланса, реальной оценке статей баланса и принципу разделения актива и пассива.

Общее в подходах указанных школ заключается в единстве целей и задач, где цель учета определяется как исчисление всех составляющих имущества организации, включаемых в баланс, а его задача состоит в точной, постатейной оценке статей баланса.

Развитие новых научных  направлений стимулировалось следующими субъектами зарождающихся рыночных отношений. Во-первых, представителями бухгалтерской науки, стремившимися укрепить значимость учетной науки в системе научных знаний. Во-вторых, юристами, которые рассматривали баланс как один из важнейших элементов доказательств в суде. В-третьих, многочисленной категорией внешних пользователей бухгалтерской отчетности, для которых баланс – средство коммуникации в условиях недоступности информации о субъектах рыночных отношений. В-четвертых, собственниками и менеджерами организации, рассматривающими баланс как базу для принятия управленческих решений. Таким образом, в создании балансоведения были заинтересованы представители различных областей науки и практики, но наибольшую заинтересованность выражали внешние пользователи бухгалтерской отчетности. Это было обусловлено возможностями снижения рисков при вложении капитала на финансовых и инвестиционных рынках.

Информация о работе Балансовые отчеты учетного оформления