Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:35, творческая работа
Ротация клубов на столичном рынке впечатляет: почти из сотни ночных заведений ежегодно закрывается и открывается вновь примерно одна пятая часть. Годовой оборот рынка, по приблизительным оценкам, составляет порядка сотни миллионов долларов. Правда, при этом он практически не увеличивается: лавинообразный рост пришелся на три послекризисных года.
Средний объем инвестиций, необходимых для полноценной работы ночного клуба в Москве, оценивается специалистами в 500 тыс. долл., рентабельность — в 20–50%. Что интересно, зачастую прибыльность таких заведений никак не связана с объемом вложений: клуб, построенный за 50 тыс. долл., может оказаться суперуспешным, а тот, в который вложен миллион, быстро прогорит.
При создании качественного
света и звука в заведении
с размерами основного танцзала
в 150–200 кв. м вполне можно уложиться
в 15 тыс. долл., из которых две трети
придется на свет, и одна треть — на
звук (световые приборы стоят дороже, да
и устанавливать их сложнее).
Если высота
потолков ограничена четырьмя метрами,
можно сэкономить на покупке аппаратуры:
приборы, освещающие максимум 4 м, почти
на треть дешевле более мощных,
способных «преодолеть» 8 м. Если в вашем
клубе планируются выступления разного
рода шоу-коллективов, то сцена потребует
специального освещения. Для полноценной
работы всей осветительной системы обращать
внимание нужно прежде всего на количество
часов бесперебойной работы ламп.
Если в клубе
предусмотрено выступление как
«живых» музыкантов, так и DJ, вполне
хватит мощности в 7–8 кВт. Минимальный
набор аппаратуры в этом случае включает
2 широкополосные акустические системы,
2 двухполосные, 4 низкочастотные, кроссовер
(контроллер), блок обработки (эквалайзеры,
компрессоры) и место оборудования DJ (пульт,
«вертушка»). Специалисты не советуют
(особенно там, где есть «живой» звук) устанавливать
его цифровые источники: полноценное воспроизведение
звука возможно только на аналоговой аппаратуре.
По словам Николая
Оганесяна, директора компании X-Light,
монтаж светового и звукового
оборудования следует производить
еще на стадии черновых работ. Однако
многие заказчики приступают к его
подбору уже после того, как
все основные работы закончены, что
в корне неверно. Причем такой непредусмотрительностью
страдают даже известные и дорогие клубы.
На монтаж обычно
тратится 10–15% от стоимости оборудования,
а по времени он занимает неделю.
Главные световые приборы, без которых
не обойтись ни одному клубу: т.н. «центральный»
(1,5–2 тыс. долл.) со множеством эффектов,
крепится к потолку; сканеры (500–1500 долл.);
вращающиеся головы (от 700 долл.); стробоскопы
(70–250 долл.); УФ-лампы (20 долл.); дыммашина
(в вырабатываемом дыме наиболее отчетливо
видны световые лучи — от 80 долл.); зеркальный
шар для диско-музыки (40–100 долл.); лазеры
(от 2 тыс. долл.). А разбогатев, вы можете
приобрести устройства по производству
мыльных пузырей или генераторы искусственного
снега (500–1000 долл.).
Сейчас только в
Москве работает порядка сотни фирм, специализирующихся
на поставках светового и звукового оборудования.
При покупке крупной партии техники можно
рассчитывать на скидку до 10–15% от полной
стоимости. Проверенным клиентам, исправно
оплатившим первые закупки, компании–поставщики
могут предложить форму оплаты в рассрочку
без начисления процентов.
Основы успеха
Цена входного
билета — только видимая часть
айсберга прибыли клуба. Основные деньги,
правда, не в демократичных заведениях,
делаются на работе бара, ведь наценка
на напитки способна доходить до 200–300%.
Но за возможность «потусоваться» и послушать
музыку люди готовы платить.
Сегодня многие
фирмы–производители пива предоставляют
барное оборудование по его розливу
в бессрочную бесплатную аренду в обмен
на то, что пиво вы будете приобретать
только у них. В итоге на покупке части
барного оборудования можно неплохо сэкономить.
Сейчас средний
чек в баре ночного клуба равен
10–50 долл. с человека, т.е. за ночь это
от 1 до 5 тыс. долл. дохода, все зависит
от аудитории. Главное лицо в баре, конечно
же, бармен, он во многом влияет на прибыльность
заведения. В отсутствие хозяина бармен
может продавать из-под полы напитки, сигареты,
чипсы и орешки к пиву. Как результат —
упущенная выгода владельца. Еще один
способ нанести хозяину ущерб — неправильно
пробитый чек. Эта проблема решается установкой
видеокамеры и беспощадным увольнением
всех недобросовестных сотрудников.
Получить дополнительную
прибыль можно, привлекая спонсора:
когда реклама алкоголя и сигарет
запрещена на телевидении, многие производители
направляют свои рекламные бюджеты на
рекламу в местах продаж — туда, где она
все еще разрешена. Спонсорская помощь
может составлять от нескольких десятков
до 100 тыс. долл. за вечеринку.
Для клубов, играющих
«живую» музыку, весьма актуальной остается
проблема приглашения музыкантов. Выступление
начинающих групп стоит совсем дешево:
можно отделаться 150 долл. за вечеринку.
Но среди них очень редко попадаются стоящие,
а плохая музыка просто-напросто отпугнет
публику. Положение может спасти приглашение
звезд. Правда платить им придется до 10
тыс. долл. за выступление, но все расходы
обязательно окупятся: например, входной
билет «на звезду» в популярный московский
клуб «16 тонн» стоит 15–20 долл., а клуб вмещает
600–670 человек. А вот в провинции выступление
раскрученной группы обойдется в 1,5–2
раза дороже.
Один из основных
моментов для любого клуба — надежная
система охраны, ведь посетители бывают
самые разные. Некоторые заведения
предпочитают создавать охранные структуры
самостоятельно. Но выгоднее приглашать
профессионалов, к тому же их труд не так
дорог, как может показаться (2–5 долл.
в час, а 5–6 человек на ночь вполне достаточно).
В задачи охраны входит не только защита
помещения и всех посетителей клуба от
внешних вторжений, но поддержание порядка
в зале, выявление распространителей наркотиков
и их «нейтрализация».
Этапы promotion
Один из самых
важных этапов после открытия клуба
— «раскрутка», на которую обычно
уходит от одного до нескольких месяцев.
Ее специфика опять-таки зависит от направленности
заведения. Если ваша основная публика
— студенческая молодежь, то рекламные
акции нужно проводить в институтах, местах
«тусовок», подземных переходах (в столице
для этих целей используется переход под
Пушкинской площадью). Один из самых популярных
видов promotion — распространение флаерсов
(печать подобной мини-листовки обойдется
в 40 долл. за 1 тыс. шт.), дающих их обладателям
всевозможные скидки в определенные дни.
Как правило, распространители получают
какой-то процент за каждый используемый
по назначению флаерс, но основным стимулом
для них является бесплатный вход, особенно
если стоимость билета высока. Также достаточно
действенна (но и ощутимо затратна) реклама
на популярных музыкальных радиостанциях.
Однако все
специалисты в один голос утверждают,
что по эффективности ничто не
в состоянии сравниться с рекламой
«из уст в уста». Молодежное «сарафанное
радио» моментально распространит
всю информацию о новом заведении.
Для того чтобы
вас можно было быстро отыскать в
темноте московских улиц, закажите сияющую
всеми цветами рекламную вывеску. В этом
плане наиболее популярен неон, погонный
метр которого в специализированной рекламной
мастерской стоит 10–40 долл. Однако некоторые
клубы принципиально не тратят деньги
ни на рекламу, ни на вывеску — им это может
даже повредить (например, придет нежелательная
публика, а свои и так все знают).
Источник: «Директор-инфо» № 34'2003 Инвестиции в ночные клубы Дмитрий Тихомиров