Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 23:39, курсовая работа
В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим средством информационного обеспечения пользователей. Не случайно концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Такое внимание к отчетности объясняется тем, что любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования.
Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
Невозмещенные потери от стихийных бедствий списывают по решению руководителя организации за счет средств резервного капитала, или на финансовые результаты отчетного года организации (если у организации не образуется резервный капитал либо средств капитала не достаточно).
2.1 ------------------------------
Уровень агрегированности данных баланса определяет степень его аналитичности, причем чем выше уровень агрегированности, тем менее он аналитичен. Поэтому степень его сложности, конкретный состав статей, введение дополнительных группировок постоянно находится в центре внимания российских и зарубежных специалистов. На этот счет существуют различные мнения, однако в экономически развитых странах принято заполнять несколько форм балансов для разных пользователей. Структура бухгалтерской отчетности при этом не регламентирована, в учетных стандартах описан лишь перечень и экономическое содержание отдельных статей, степень детализации бухгалтер зарубежного предприятия определяет самостоятельно.
Основной тенденцией развития баланса в нашей стране было его постоянное усложнение. В последние годы происходит обратный процесс - упрощение структуры баланса. За последние два десятилетия число статей баланса промышленного предприятия уменьшилось примерно в два раза. Кроме того, баланс унифицирован для всех отраслей хозяйства. Продолжается практика жесткого регулирования состава и структуры отчетности, хотя за последние годы она существенно реформирована применительно к условиям рыночной экономики. Дальнейшие преобразования в ближайшей перспективе должны осуществляться в следующих направлениях:
разработка и принятие национальной концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике;
завершение формирования рыночной модели взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;
завершение изменения порядка формирования финансового результата деятельности хозяйствующих субъектов;
ускорение обновления правил бухгалтерского учета;
восстановление системы контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета;
обеспечение стабильности развития системы бухгалтерского учета.
Работа по этим направлениям будет способствовать сближению отечественной системы бухгалтерского учета с международно-признанной практикой.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике Российской Федерации представляет собой изложение основ построения системы бухгалтерского учета в условиях конкретной экономической среды, складывающейся в России. Она должна охватывать следующие вопросы: пользователи бухгалтерской информации и их потребности; цели бухгалтерского учета и отчетности; место бухгалтерского учета в системе управления; качественные характеристики бухгалтерской информации; состав и способы измерения элементов, из которых состоит бухгалтерская информация; требования к учету. Концепция должна также определять основные термины системы. Она должна стать базой, фундаментом построения всей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, включая его законодательный уровень. Концепция не предназначена для непосредственного использования при ведении учета и составления отчетности, ей должны руководствоваться органы и организации, разрабатывающие регулирующие акты.
Правительством России предпринят ряд мер, направленных на ослабление влияния системы налогообложения на бухгалтерский учет. Однако он по-прежнему находится под серьезным воздействием системы налогообложения. Это отрицательно сказывается на качестве финансовой информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности, и ее полезности для пользователей, отличных от налоговых органов, например, для инвесторов. Должна быть принята такая модель сосуществования бухгалтерского учета и налогообложения, при которой в качестве базовой информации использовались бы данные бухгалтерского учета, а налоговая отчетность составлялась на базе его данных.
Изменение порядка формирования финансового результата хозяйствующих субъектов должно способствовать исчислению прибыли (убытка) не столько как объекта налогообложения, сколько как показателя, отражающего реальные достижения хозяйствующего субъекта. Формируемая в бухгалтерском отчете прибыль должна быть сопоставимой с аналогичным показателем западных компаний. Для этого российский хозяйствующий субъект должен применять необходимую осмотрительность в оценках (принцип консерватизма), чтобы избежать переоценки активов и прибыли; ориентироваться на экономическое содержание факта хозяйственной деятельности, а не на его форму. С законодательной точки зрения необходимо: уточнить состав расходов, включаемых в себестоимость продукции, исходя не только из их фактического наличия, но и из предстоящих расходов, документально не оформленных, но вытекающих из уже произведенных сделок, расчетов и оценок; определить реальные сроки службы основных средств, лежащие в основе расчета норм амортизационных отчислений; снять ограничения на включение отдельных видов нормативных деловых расходов в себестоимость (например, социальных расходов, расходов по страхованию, процентов за кредит и проч.).
Для обеспечения полезности финансовой информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, необходимо учитывать результаты инфляции. К попытке сгладить отрицательный эффект инфляции в настоящее время относятся регулярные переоценки основных средств, а также пересчет денежных активов и пассивов, выраженных в иностранной валюте, по действующему курсу. Однако этого недостаточно для воссоздания объективной картины, так как вне корректировки остались сырье и материалы, составляющие существенную часть оборотных средств хозяйствующего субъекта, а также убытки, переносимые в будущие периоды. В мировой практике накоплен опыт формирования полезной финансовой информации в условиях инфляции. На основе международного стандарта финансовой отчетности “Отчетность в условиях гиперинфляции" и практики отдельных стран (Бразилии, Аргентины, Израиля, Голландии и др.) могут быть разработаны соответствующие правила и для России.
Одним из направлений реформирования бухгалтерского учета и отчетности является дальнейшее построение четкой и непротиворечивой системы регулирующих актов. Должна быть ускорена работа по изданию единой системы Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). В качестве ее отправной точки наряду с научными разработками и действующими нормативными актами должны быть использованы Международные стандарты бухгалтерской отчетности, которые станут мерилом соответствия российских стандартов международной практике.
В условиях рыночной экономики необходимы: методическая помощь собственникам и инвесторам в развитии навыков использования информации для оценки деятельности организаций и принятии управленческих решений, методическая помощь хозяйствующим субъектам в раскрытии учетной политики и иной полезной финансовой информации в бухгалтерской отчетности; развитие обязательного аудита и др.
Смысл реформирования бухгалтерского учета и отчетности заключается в том, что недостатки и несоответствия показателей должны устраняться последовательно, во взаимосвязи с запросами рыночной экономики, без нарушения целостности. Такой подход является наиболее целесообразным в современных российских условиях.
Составлению отчетности должна
предшествовать значительная подготовительная
работа, осуществляемая по заранее составленному
специальному графику. Важным этапом подготовительной
работы составления отчетности является
закрытие в конце отчетного периода всех
операционных счетов: калькуляционных,
собирательно-
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные предприятия являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции (фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции предприятия вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.
Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов отраслей и производства, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности: исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 "Вспомогательные производства", распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 31 "Расходы будущих периодов", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"; калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 "Основное производство"; осуществляют списание затрат со счета 29 "Обслуживание производства и хозяйства". В порядке последующей очередности производят записи на счетах по учету капитальных вложений, определяют финансовый результат от деятельности предприятия и закрывают счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", распределяют прибыль и закрывают счет 80 "Прибыли и убытки".
Организация представляет в обязательном порядке годовую бухгалтерскую отчетность:
учредителям, участникам юридического лица в соответствии с учредительными документами;
государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре). Представление бухгалтерской отчетности в другие адреса и с иной периодичностью производится в случаях, предусмотренных налоговым и иным законодательством РФ или учредительными документами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ (6, п.3) организации, расположенные на территории РФ, независимо от их организационно-правовой формы обязаны представлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность начиная с 1 января 1996 г. территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации в сроки, установленные Минфином РФ.
Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную бухгалтерскую отчетность - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают участники (учредители) организации.
Бюджетная организация представляет месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов вышестоящему органу в установленные им сроки, а организация, состоящая на федеральном бюджете, представляет месячную отчетность также территориальному органу федерального казначейства.
Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель этой организации и специалист, ведущий бухгалтерский учет,
Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня следующего за отчетным годом и квартальную - не позднее 60 дней по окончании отчетного периода.
В состав публикуемой бухгалтерской отчетности включается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.
Министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ представляют сводную квартальную бухгалтерскую отчетность по организациям, в отношении которых на них возложены координация и регулирование их деятельности, не позднее 45 дней по истечении отчетного периода, в годовую - не позднее 25 апртля следующего за отчетным года Министерству экономики РФ, Министерству финансов РФ и Госкомстату РФ.
Правила оценки статей баланса установлены Положением о бухгалтерском учете и инструкциями по составлению бухгалтерской отчетности.