Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:15, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении бухгалтерской отчетности как источника информации о деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо:
-рассмотреть понятие и значение бухгалтерской отчетности в рыночной экономике;
-изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ;
-раскрыть состав и содержание бухгалтерской отчетности;
-рассмотреть систему показателей анализа бухгалтерской отчетности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……...3
1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………….4
1.1. Понятие и значение бухгалтерской отчетности в рыночной экономике………………………………………………………………………….4
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ…..6
1.3. Требования, предъявляемые пользователями к бухгалтерской отчетности в рыночной экономике……………………………………………..11
2. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНФОРМАЦИОНАЯ БАЗА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ФИНАНСОВЫМ ВОПРОСАМ……………………………....16
2.1. Состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с российской и международной практикой……………………………….……..16
2.2. Взаимосвязь основных форм отчетности………………….….….22
2.3. Система показателей анализа бухгалтерской отчетности…….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….….….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………42
Сопоставление состава годового отчета согласно МСФО, Директивам ЕС, американским стандартам GAAP и российским стандартам представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сопоставление состава
годовой бухгалтерской
Состав годовой отчетности согласно МСФО-1 «Предоставление финансовой отчетности» |
Состав годовой отчетности согласно Четвертой Директиве ЕС |
Состав годовой отчетности согласно GAAP |
Состав годовой отчетности согласно российскому законодательству |
Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет о движении капитала Отчет о движении денежных средств Описание учетной политики и пояснения к отчетности |
Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях финансового положения Примечания к отчетам Отчет о правлении компании Отчет аудитора |
Бухгалтерский баланс Отчет о доходах Отчет о движении наличности Отчет о нераспределенной прибыли Отчет об акционерном капитале |
Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных средств Приложение к бухгалтерскому балансу Отчет
о целевом использовании Пояснительная записка Аудиторское заключение |
Необходимо отметить,
что в отличие от жестко регламентированной
нормативными актами российской отчетности
международные стандарты и
Подход к обоснованию состава отчетных форм должен быть ориентирован на основного пользователя – собственника организации. Если отчетность устраивает собственника в плане состава и содержания форм, то она по основным параметрам будет удовлетворять и требованиям других категорий пользователей [7].
Опираясь на отчетность,
пользователь-собственник
- имущественное и финансовое положение организации с позиции долгосрочной перспективы (т. е. насколько устойчива данная организация, выгодно ли вкладывать в нее средства и иметь партнерские отношения);
- финансовые результаты (т. е. прибыльна или убыточна организация);
- изменения в капитале собственников (т. е. изменение чистых активов организации за счет всех факторов, включая внесение капитала, его изъятие, выплату дивидендов, формирование прибыли или убытка);
- ликвидность организации
(т. е. наличие у него
Первый аспект деятельности
находит отражение в
Отчет о движении денежных средств – это динамический отчет, который с помощью методов балансовых обобщений определенных хозяйственных операций отчетного периода объясняет поступление и выбытие реальных существенных финансовых средств. По сравнению с балансом и отчетом о прибылях и убытках он ориентирован на раскрытие для внешних пользователей бухгалтерской отчетности дополнительных сведений о финансовом положении организации, которые не могут быть прямо или косвенно получены из других составных частей отчетности.
Отчет о движении денежных
средств воспроизводит оборот физического
капитала организации в его наиболее
ликвидной форме – денежного
капитала в виде той части финансовых
средств организации, которая носит
универсальную и
Таким образом, информация о движении денежных средств должна иметь статус самостоятельной отчетной формы, а не приложения к бухгалтерскому балансу по соответствующей статье. Все другие формы отчетности формируются как приложения к основной отчетности и составляются в произвольной форме – в виде таблиц, пояснительной записки, аналитического раздела годового отчета или пояснений к основным отчетным формам [5].
В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций включаются:
1) Бухгалтерский баланс – форма № 1;
2) Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
3) Отчет об изменениях капитала – форма № 3;
4) Отчет о движении денежных средств – форма № 4;
5) Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
6) пояснительная записка;
7) аудиторское заключение,
подтверждающее достоверность
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства,
обязанные проводить
Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческим организациям
рекомендуется включать в состав
бухгалтерской отчетности Отчет
о целевом использовании
В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются:
1) Бухгалтерский баланс;
2) Отчет о прибылях и убытках.
Таким образом, в зависимости от объемов деятельности возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности:
1) упрощенный – для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций;
2) стандартный – для
коммерческих организаций,
3) множественный –
для коммерческих организаций,
относящихся к группе
2.2. Взаимосвязь основных форм отчетности
Взаимосвязь данных форм отчетности можно представить в виде схемы, сплошные линии на которой указывают основные моменты связи финансовых отчетов; числовые значки позволяют дать краткие комментарии отраженных на ней взаимосвязей (рис. 1).
Рис. 1. Основные взаимосвязи
в составе бухгалтерской
1. Доходы и расходы организации, которые представлены в отчете о прибылях и убытках, дают обобщенную характеристику финансовых результатов от изменений в составе имущества и обязательств организации, показанных в балансе.
2. Чистый доход (прибыль) организации, взятый из отчета о прибылях и убытках, входит в качестве компоненты отчета об изменениях капитала и представляет важнейшую часть нераспределенной прибыли организации на конец отчетного периода.
3. В балансе и отчете
об изменениях капитала данные
по счетам первоначального (
4. Нераспределенная прибыль
на конец отчетного периода
в отчете об изменениях
5. Изменения остатков денежных средств в отчете о движении денежных средств и бухгалтерском балансе являются идентичными.
6. Прирост суммы денежных
средств в результате
7. Инвестиционная деятельность,
отраженная в отчете о
8. Финансовая деятельность,
отраженная в отчете о
Поскольку при закрытии счетов их сальдо могут попадать либо в отчет о прибылях и убытках, либо в баланс, основными формами бухгалтерской отчетности являются именно эти две формы. Любые другие формы, по сути, являются аналитическими расшифровками или дополнением к первым двум формам.
Результат хозяйственной деятельности организации исчисляется как в балансе, так и в отчете о прибылях и убытках (принцип двойной бухгалтерии). Баланс является отчетом на определенный момент времени, например на отчетную дату. В самом балансе финансовый результат определяется сравнением собственного капитала в начале и конце хозяйственного года. При этом включаются суммы распределения прибыли (либо исключается уменьшение капитала) и вычитается увеличение капитала в отчетном году. В отчете о прибылях и убытках результат определяется как сальдо доходов и расходов отчетного периода. Следовательно, отчет о прибылях и убытках является отчетом за определенный период времени, например за отчетный период. Финансовый результат, исчисленный по данным баланса, совпадает с итогом отчета о прибылях и убытках, поскольку доходы и расходы относятся к отчетному периоду в размере выплат и поступивших платежей, с которыми связано изменение соответствующих активов или пассивов. Например, приобретение станка приводит к выплатам, которые отражаются в балансе нейтрально по отношению к результату. Периодизация этих выплат в форме амортизации в период эксплуатации станка приводит к затратам, относимым на финансовый результат. Поскольку с уменьшением балансовой стоимости станка на сумму начисленной амортизации на счет прибылей и убытков относятся определенные расходы, постольку в балансе и отчете о прибылях и убытках всегда получается одинаковый финансовый результат [5].