Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:30, реферат
В ходе своей деятельности предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность. В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для пользования. При этом бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам лиц. Однако выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности и т.д.
Левая сторона, в которой сгруппированы хозяйственные средства по составу и размещению, называется активом. Правая сторона, отражающая средства по источникам их образования и целевому назначению, называется пассивом. Актив и пассив баланса имеют несколько разделов, которые объединяют экономически однородные по своему составу группы средств и состоят из отдельных статей, отражаемых по определенным строкам в балансе. Общий итог баланса называется его валютой. Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по их составу в определенной денежной оценке, а в пассиве - их же источники образования.
Выделяют следующие виды бухгалтерских балансов:
1. По времени составления:
~ текущий - составляется периодически;
~ годовой - составляется за год;
~ вступительный баланс - составляется
при создании/преобразовании
~ ликвидационный - составляется при ликвидации организации;
~ разделительный - составляется при разделении организации на несколько более мелких;
~ объединительный - формируется при
объединении нескольких
2. По объему информации:
~ единичный;
~ сводный баланс - составляется
путем объединения
3. По способу включения регулирующих статей:
~ баланс-брутто - бухгалтерский баланс, содержащий регулирующие статьи (02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов");
~ баланс-нетто - бухгалтерский баланс, не включающий регулирующих статей.
4. По характеру деятельности:
~ по основному виду деятельности,
~ по не основному виду деятельности.
Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия. Он позволяет определить:
Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и других лиц, связанных с управлением имуществом, с состоянием предприятия; показывает, чем владеет собственник, каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить взятые предприятием на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими субъектами; угрожают ли предприятию финансовые затруднения. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекцией и полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.
3.2 Отчет о прибылях и убытках
Данный отчёт содержит информацию о видах и объемах доходов, расходов, прибыли/убытка, полученных за указанный период. В отечественной практике этот вид отчета находится на втором месте после баланса, как по номеру формы, так и по возможности его получения сторонними пользователями. За рубежом многие исследователи считают этот отчет важнейшим, поскольку он показывает, насколько преуспела фирма в достижении своей первостепенной цели — получении прибыли. Он демонстрирует, как изменялся капитал акционеров за отчетный период под влиянием доходов и расходов. В отличие от баланса, который фиксирует положение компании на определенную дату, форма № 2 отражает данные за период (см. рис.№1).
В отчете о прибылях и убытках указывается выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом обязательных платежей, ее себестоимости, коммерческие и управленческие расходов, расчетным путем выявляется результат от реализации. Доходы и расходы от финансовой деятельности (купли-продажи ценных бумаг, кредитования со стороны банков, поставщиков и т.п.) указаны отдельно, а прибыль/убыток от нее показывается в сумме с результатом от хозяйственной деятельности. К ним добавляется разница между прочими внереализационными доходами и расходами, образуя прибыль/убыток в целом за отчетный период. Платежи в бюджет за счет прибыли отражаются отдельно (налог на прибыль и отвлеченные средства).
Итогом деятельности предприятия является сумма нераспределенной прибыли, которую оно использует по своему усмотрению.
Очень полезным для потенциальных инвесторов и кредиторов является раздельное отражение финансовых результатов по различным направлениям деятельности предприятия (если оно является многопрофильным). Появляется возможность определить, от какого вида деятельности фирма получает максимальную прибыль, насколько оправдано сохранение других направлений и какие последствия может повлечь за собой уход с одного из рынков, на которых действует компания в настоящий момент.
Составными элементами отчета являются доходы и расходы.
Доходы - увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала фирмы, за исключением вкладов участников.
Расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала фирмы, за исключением уменьшения вкладов участников.
Доходы признаются организацией при следующих условиях:
1. Существует право на получение
выручки в соответствии с
2. Сумму выручки/расходов
3. Имеется уверенность в том,
что в результате конкретной
операции произойдет
4. Право собственности на товар
перешло от организации к
Если в отношении денежных средств и иных активов не исполнено хотя бы одно из этих условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность.
Аналогично в бухгалтерском учете признаются и расходы.
Если в отношении расходов не исполнено хотя бы одно из условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность.
Важнейшим показателем, характеризующим работу хозяйствующего органа, является прибыль и убытки (финансовый результат).
Совокупный финансовый результат включает:
~ Прибыль и убытки от продажи продукции, определяется как разница между выручкой от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС и акцизов) и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг;
~ Доходы и расходы по
Отчет о финансовых результатах содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период.
Для инвесторов и аналитиков отчет о финансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигла организация в течение года и за счет каких факторов, каковы масштабы его деятельности.
Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.
3.3 Отчет о движении денежных средств
В отчете содержатся данные о поступлении денежных средств, что позволяет контролировать правомерность осуществления наличных расчетов хозяйствующим субъектом. По данным отчета пользователи могут оценить возможность предприятия погашать обязательства и осуществлять инвестиции.
В этом отчете представлена информация о движении денежных средств по следующим видам деятельности:
1) Текущей - деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели (коммерческие организации), либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности (некоммерческая организация); связанна с производством промышленной продукции, строительной продукции, торговлей;
2) Финансовой - считается деятельность, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств; обеспечивает осуществление краткосрочных финансовых вложений, выпуск ценных бумаг;
3) Инвестиционной - деятельность, связанная с приобретением (строительством) внеоборотных активов, а также их продажей, с осуществлением расходов на НИОКР, с осуществлением финансовых вложений.
Информация по отчету о движении денежных средств предоставляется для оценки:
Так как бухгалтерский баланс содержит лишь начальные и конечные сальдо, то мы можем судить только об итоговых изменениях его статей. Невозможно выяснить оборачиваемость отдельных составляющих активов и пассивов, так как в балансе нет массива показателей. В то же время неоспоримым достоинством формы №1 является наличие четкой связи со счетами бухгалтерского учета. Сама методология составления баланса предполагает перенос в него сальдо на начало и конец отчетного периода, а наименования балансовых статей в целом совпадают с названиями соответствующих счетов. Между показателями бухгалтерского баланса и отчета о движении денежных средств существует взаимосвязь. Она выражается следующим соотношением: величины по строкам 010 «Остаток денежных средств на начало года» и 260 «Остаток денежных средств на конец отчетного периода» формы №4 идентичны с аналогичными данными, содержащимися в бухгалтерском балансе (строка 260 «Денежные средства» соответственно на начало и конец отчетного периода). Взаимосвязь прослеживается также и между формой бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, характеризует прирост имущества организации за счет накопления полученной в отчетном периоде прибыли. Следует заметить, что значительная часть товарно-денежного оборота – внешние инвестиционные и заемные операции, пополнение уставного капитала, - не фиксируется в отчете о прибылях и убытках, хотя и оказывает влияние на соответствующие статьи бухгалтерского баланса. Отчет о движении денежных средств призван восполнить этот пробел.
Отчет о движении денежных средств заполняется на основе данных, прямо вытекающих из записей на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Такими счетами могут быть: 50 «Касса», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках» и т.п.
При наличии у организации иностранной валюты предварительно составляется отдельный расчет по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета пересчитываются по курсу ЦБ РФ. Полученные результаты по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета о движении денежных средств.
3.4 Пояснительная записка
Назначение пояснительной записки - более полно раскрыть информацию годовой бухгалтерской отчетности о финансовом положении организации и ее месте на рынке продукции, товаров, работ и услуг. Заполнение данной части годового отчета осуществляется согласно требованиям п. 4 статьи 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете", а также п. 6.4 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (4/96 ПБУ).
Для реализации данной задачи должна быть обеспечена сопоставимость показателей за отчетный и предшествующий ему годы, единообразие в применяемых методах оценки отдельных, наиболее существенных, видов имущества и обязательств, представленных в общей сумме валюты Баланса и Отчета о финансовых результатах (формы № 1 и № 2 соответственно).
Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих статей составляет не менее 5%. Данное правило существенности необходимо применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке следует обоснованно указать факты, когда те или иные правила ведения бухгалтерского учета не могут быть применены. В противном случае неприменение таких правил дает основание рассматривать эту ситуацию как уклонение от их выполнения и признается нарушением организацией действующего законодательства о бухгалтерском учете.
Содержание пояснительной записки должно включать основные технико-экономические показатели текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации, в том числе сведения о распределении/не распределении прибыли организации, остающейся в ее распоряжении. Дается подобная характеристика учетной политики в части применяемых методов оценки производственных запасов, их заготовления и использования, начисления амортизации по основным средствам, анализа эффективности использования их активной части, вариантов исчисления выручки от реализации продукции, выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных и планируемых различных инвестиционных проектов по разработке новых видов продукции, улучшению ее качества и т.п.
Раскрытие такой информации целесообразно дополнять соответствующими аналитическими таблицами, графиками и пр.
При оценке финансового состояния организации привести данные его анализа. В частности, дать показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и возможностями восстановления (утраты) платежеспособности.