Бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Отчетность интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Файлы: 1 файл

БУХУЧ.docx

— 42.77 Кб (Скачать файл)

Ведение

Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным  группам пользователей. Однако в  полной мере выполнять эту функцию  она может лишь в том случае, если отвечает основным качественным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности…

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих  результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения  и представления информации о хозяйственной деятельности. Отчетность интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Данная тема является на сегодняшний момент актуальной так  как:

· составление годового отчета является одной из наиболее сложных  задач для бухгалтерской службы организации;

· бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим  финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес  для большого числа различных  пользователей подобной информации;

· бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового  анализа.

Бухгалтерская отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной  деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. 

 

1.Понятие и значение бухгалтерской отчётности

Согласно российским стандартам бухгалтерская отчётность – это  единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах её хозяйственной  деятельности, составляемая на основе данных финансового учёта с целью  предоставления внешним и внутренним пользователям обобщённой информации о финансовом положении организации  в форме, удобной и понятной для  принятия этими пользователями определенных деловых решений.

В условиях рыночной экономики  любая коммерческая организация  стремится к извлечению экономических  выгод. Эта целевая направленность является существенной в их деловой  активности. Концептуальной основой  бухгалтерской отчётности организации  в условиях рынка является формирование отчётных показателей для внешних  пользователей. Поэтому бухгалтерская  отчётность служит важной предпосылкой эффективных деловых связей всех участников рыночных отношений. Недостаток информации, представляемой пользователям отчётности, может существенно ограничить приток дополнительного капитала как одного из источников расширения деятельности организации, если деловые партнёры не могут получить интересующие их сведения о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития организации.

Кроме того, информация, содержащаяся в бухгалтерской отчётности, необходима руководству организации для  координации своей деятельности и принятия управленческих решений.

Поскольку в условиях рыночных отношений бухгалтерская отчётность служит, с одной стороны, интересам  организации, представляющей итоговую информацию о результатах своей  деятельности, а с другой стороны  – интересам всех заинтересованных пользователей этой информации (интересов, кредиторов, банков, финансовых органов  и т.д.).

Основными задачами отчётности являются следующие:

- составление отчетности  всеми хозяйствующими субъектами  разных организационно – правовых  форм и видов деятельности;

- соблюдение субъектами  при составлении отчётности базовых  принципов и правил бухгалтерского  учёта с целью получения достоверной  итоговой информации;

- раскрытие в отчётности  альтернативных способов и методов  ведения бухгалтерского учёта,  принятых в учётной политике  и влияющих на финансовое состояние  организации;

- соответствие международно-признанным  принципам бухгалтерской отчётности, особенно той, которая представляет  интерес для зарубежных инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды бухгалтерской отчётности

Согласно Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную  перспективу главная задача в  области бухгалтерского учёта заключается  в обеспечении относительной  независимости организации учётного процесса от какого-либо определенного  вида отчётности. В Концепции предусматривается  формирование следующих видов отчётности хозяйствующих субъектов в зависимости  от пользователей:

- индивидуальная бухгалтерская  отчётность;

- консолидированная финансовая  отчётность;

- управленческая отчётность;

- налоговая отчётность.

Индивидуальная  бухгалтерская отчётность как элемент метода бухгалтерского учёта выполняет две функции:

  1. Информационную;
  2. Контрольную.

С одной стороны, она характеризует  финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта.

С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и  точности учётного цикла. В связи  с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую  отчётность за каждый отчётный период.

Индивидуальная бухгалтерская  отчётность предназначена для:

-выявления конечного  финансового результата деятельности  хозяйствующего субъекта – чистой  прибыли (убытка) и распределения  её между собственниками;

-представление в надзорные органы;

-выявление признаков  банкротства хозяйствующих субъектов;

-использования в управлении  хозяйствующим субъектом, судопроизводстве  и при налогообложении.

Главная задача в области  индивидуальной бухгалтерской отчётности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям  к качественной, надёжной и сопоставимой персонифицированной информации о  хозяйствующих субъектах.

Консолидированная финансовая отчётность как разновидность бухгалтерской отчётности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчётность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчётность должна быть одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.

Консолидированная финансовая отчётность главным образом должна обеспечить гарантированный доступ заинтересованным пользователям к качественной, надёжной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимы составление консолидированной финансовой отчётности по международным стандартам (МСФО), а также проведение обязательного аудита и публикация его результатов.

Управленческая  отчётность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок её составления определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчётности, при котором содержание и порядок её составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчётность.

Главная задача в области  управленческой отчётности заключается  в широком распространении передового опыта её организации, а также  опыта её использования в управлении хозяйствующим субъектом.

Налоговая отчётность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчётность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учёте, путём корректировки её по правилам налогового законодательства.

Главная задача в области  налоговой отчётности заключается  в снижении затрат на её формирование путём существенного приближения  правил налогового учёта к правилам бухгалтерского учёта.

Кроме того, организации  должны представлять статистическую отчётность, которая основана на данных бухгалтерского и оперативного учёта, формируется по правилам, установленным Госкомстатом Российской федерации (Росстатом) и предназначена для сбора и обработки информации о массовых социально – экономических явлениях.

Акционерные общества, являясь  эмитентами ценных бумаг, кроме перечисленных  видов отчётности, могут представлять специализированную отчётность в Федеральную  комиссию по рынку ценных бумаг, а  унитарные предприятия – в  комитеты по управлению федеральным  и муниципальным имуществом и  т.д.

Бухгалтерская отчётность классифицируется по различным признакам.

  1. В зависимости от назначения отчётность может быть:

-внутренняя (управленческая) – для руководителей различных уровней управления, составляется по правилам и в сроки, установленные руководством хозяйствующего субъекта;

-внешняя (финансовая) – для внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, налоговых служб и т.д.), формируется по правилам установленным государством.

2. В зависимости от  периода составления отчётность  может быть:

-промежуточная – составляется нарастающим итогом с начала года (квартал, полугодие, 9 месяцев);

-годовая – содержит итоговые показатели деятельности организации за календарный год;

3. По степени детализации  различают отчётность:

-общую – характеризует хозяйственную деятельность всей организации;

-специальную – раскрывает информацию об отдельных направлениях деятельности организации (материально-техническое снабжение, состояние расчётов с дебиторами и кредиторами, продажи по регионам или видам продукции, работ, услуг и т.п.).

4. По степени обобщения  отчётность подразделяется следующим  образом:

-единичная – охватывает показатели отдельной организации, подразделения, выделенного на отдельный баланс;

-сводная – раскрывает объединённые показатели юридического лица, включая филиалы и подразделения, выделенные на отдельный баланс;

-консолидированная –  раскрывает информацию о группе  взаимосвязанных организаций, каждая  из которых может быть самостоятельным  юридическим лицом (холдинг, финансово-промышленная  группа и т.п.).

Следует отметить, что в  российском законодательстве о бухгалтерском  учёте понятия сводная и консолидированная  отчётность употребляется как синонимы, в то время как в международной  практике принято их разграничивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормативное регулирование  бухгалтерской отчётности

Поскольку бухгалтерская  отчётность является публичной и  от достоверности её показателей  зависит правильность принятия решений  различными пользователями и, как следствие, финансовое благополучие многих хозяйствующих  субъектов, правила её составления  и представления регламентируются на законодательном уровне.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности состоит из четырёх уровней документов.

Первый уровень (законодательный) представлен Федеральным законом от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Этим законом дано определение бухгалтерской отчётности, установлены основные требования к ведению бухгалтерского учёта, бухгалтерской документации и регистрации, а также определён состав бухгалтерской отчётности, адреса и сроки её представления, порядок публикации.

Вопросы бухгалтерского учёта  отдельных объектов и раскрытия  информации о них в бухгалтерской  отчётности регулируются документами второго уровня (нормативными). Это система Положений по бухгалтерскому учёту. Положения по бухгалтерскому учёту определяют правила отражения в бухгалтерском учёте информации о различных объектах учёта и перечень показателей, которые должны быть раскрыты в бухгалтерской отчётности. Основным положением, раскрывающим содержание бухгалтерской отчётности и требования, предъявляемые к ней, является ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации». Оно определяет также правила оценки статей бухгалтерской отчётности и состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчётности. ПБУ 4/99 применяется  Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

-типовых форм бухгалтерской  отчетности инструкции о порядке  составления отчётности;

-упрощённого порядка  формирования бухгалтерской отчётности  для субъектов малого предпринимательства  и некоммерческих организаций;

-особенностей формирования  свободной бухгалтерской отчётности;

-особенностей формирования  бухгалтерской отчётности в случаях  реорганизации или ликвидации  организации;

-особенностей формирования  бухгалтерской отчётности страховыми  организациями, негосударственными  пенсионными фондами, профессиональными  участниками рынка ценных бумах  и иными организациями сферы  финансового посредничества;

Информация о работе Бухгалтерская отчетность