Бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:13, лекция

Описание работы

Отчетность, ее виды, значение, состав, требования, предъявляемые к отчетности.
Содержание и порядок выполнения заключительного цикла учетных работ по составлению отчетности.
Подготовительная работа перед составлением годового отчета:

Файлы: 1 файл

LektsiaOTChETNOST.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 ТЕМА 12:     «ОТЧЕТНОСТЬ»

  1. Отчетность, ее виды, значение, состав, требования, предъявляемые к отчетности.
  2. Содержание и порядок выполнения заключительного цикла учетных работ по составлению отчетности.
  3. Подготовительная работа перед составлением годового отчета:

А) инвентаризация,

Б) переоценка,

В) главная книга,

Г) реформация.

  1. Годовой отчет, его состав, содержание, порядок, сроки представления.
  2. Учетная политика.

(1)

Для анализа хозяйственной  деятельности и изыскания резервов повышения эффективности производства данные текущего учета обобщаются и систематизируются в отчетных документах. Составление отчетов является завершающим этапом всего учетного процесса.

Отчетность—это совокупность обобщенных и взаимосвязанных показателей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период времени.

Состав отчетности, формы, инструкции по заполнению разрабатываются и утверждаются Минфином. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности определяется законом «О бухгалтерском учете и отчетности».

По видам отчетность подразделяется на:

1)бухгалтерскую,

2)статистическую,

3)оперативную

4)налоговую

Оперативная—применяется  для текущего контроля по наиболее важным показателям деятельности предприятия.

Статистическая—характеризует  отдельные стороны деятельности предприятия на основе данных статистического учета.

Бухгалтерская—содержит  сведения о средствах предприятия  и об источниках образования этих средств, а также финансовых результатах, она составляется на основе данных аналитического и синтетического учета, оперативной и статистической отчетности и должна быть подтверждена первичными документами и учетными записями.

По периодичности различают  отчетность: периодическую и годовую.

Бухгалтерская отчетность—это совокупность показателей, основывающихся на данных бухгалтерского учета, за отчетный период времени.

Бухгалтерская в свою очередь делится на: текущую (месячная, квартальная) и годовую.

Бухгалтерскую отчетность составляют и представляют все юридические лица, ведущие бухгалтерский учет.

Требования, предъявляемые  к отчетности:

1) обязательное и своевременное  представление отчетности в соответствующие органы,

2) полнота отражения  всех хозяйственных операций  за отчетный период,

3) достоверность и  точность данных, отраженных в  отчете,

4) сопоставимость показателей,

5) правильность отнесения  доходов и расходов к отчетным  периодам,

6) единство форм и  методики составления отчетности  для аналогичных предприятий,

7) простота, ясность, доступность,

8) соответствие данных  аналитического и синтетического учета,

9) соблюдение принятой  учетной политики в течение  года,

10) подтверждение всех  статей баланса данными инвентаризации,

11) строгая увязка всех  показателей отчетности.

Отчетность используется для: анализа фактического состояния  предприятия, для определения платежеспособности, для прогнозирования деятельности на следующие периоды, для оценки кредитоспособности и возможности заключения договоров страхования.

 

(2)

Составлению и представлению  годового отчета предшествует ряд подготовительных работ обеспечивающих полноту, объективность и своевременность отражения включаемых в него данных.

Главный бухгалтер планирует  порядок составления годового отчета. По предприятию издается приказ, где объявляются сроки работ по годовому отчету, указываются исполнители, проводится инструктивное совещание сотрудников, привлекаемых к подготовке отчета.

В числе подготовительных работ: изучение инструкций о порядке  заполнения отчетности, составление  графика организации работы с  указанием сроков и исполнителей, ответственных за выполнение работ.

Отчетность составляется по результатам работы предприятия  за отчетный период. Для составления  отчетности необходимо произвести ряд  учетных операций для закрытия периода:

 

    1. По окончании месяца необходимо составить все расчеты, которые вытекают из документальных операций осуществленных в данном отчетном периоде (расчет ЗП, процента отклонений в стоимости материалов, расчеты себестоимости, определение финансовых результатов). Расчеты должны быть оформлены соответствующим образом в бланках бухгалтерских  документов.
    2. Подсчет итогов (оборотов и остатков) в учетных регистрах.

3. Данные из журналов-ордеров  должны быть перенесены в оборотную ведомость по синтетическим счетам, либо регистр ее заменяющий (при журналах-ордерах—это Главная книга).

4 Подсчитываются итоги  в Главной книге, сверяются  показатели аналитического и  синтетического учета.

5.Остатки по счетам сверяются  с данными инвентаризации, делается взаимная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами.

6.Переоценка основных средств

7.Составление отчетных форм.

 

(3)

В ходе подготовительной работы перед  составлением отчетности изучаются  инструкции о порядке заполнения всех отчетных форм: Постановление МФ РБ № 111 от ..2011 г.(Инструкция по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности.

 Для обеспечения реальности  показателей отчетности проводится  ряд подготовительных работ перед  составлением отчета. Основными  предпосылками реальности отчетности  являются: правильное отражение  хозяйственных операций в текущем  бухгалтерском учете, соблюдение правил оценки статей баланса.

Годовой отчет составляется по окончании отчетного периода (с 01.01 по 31.12) и вместе с завершением  года предприятие закрывает месяц (декабрь), квартал, год. Поэтому все  работы, направленные на составление  годовой отчетности в соответствии с предъявляемыми требованиями проводятся четвертым кварталом либо декабрем.

 

Для приведения данных отчетности к фактическому состоянию проводится инвентаризация имущества и обязательств. Для проведения инвентаризации издается по предприятию приказ о проведении ее и назначается комиссия. В зависимости от вида имущества проводят инвентаризацию в сроки не ранее 01.10 по ТМЦ либо 01.11 по ОС, по кассе ежемесячно. К концу декабря результат инвентаризации должен быть отражен в учете.

 

К концу года стоимость  ОС должна быть доведена до современного уровня цен в связи с инфляцией. Результат переоценки, как и результат инвентаризации, проводится в учете декабрем для того, чтобы по состоянию на 01.01 нового года остатки по счетам 01, 02 были уже по восстановительной стоимости.

 

После проведения операций по закрытию декабря с учетом всех дополнительных работ закрываются  счета   и выводятся остатки  как итоги по году, заполняется  Главная книга. Главная книга  открывается на начало нового отчетного периода, на каждый счет выделяется отдельная страница. На ней пишется название счета, его шифр и указывается остаток на 01.01, который берется из Главной книги за прошлый отчетный период. Записи в Главную книгу делаются ежемесячно по окончании месяца на основании  закрытых журналов-ордеров.

Поскольку журналы-ордера ведутся по кредитовому принципу, то оборот кредитовый по счету записывается общей суммой из соответствующего журнала-ордера. Оборот по дебету счета выписывается из различных журналов-ордеров с указанием № журнала-ордера и № счета, по которому прошли операции.

В Главной книге должно быть 12 строк по месяцам и после  каждого месяца необходимо подсчитывать итоги остатков и оборотов. В обороты за декабрь включаются все операции по уточнению данных и исправлению ошибок за отчетный год. После этого выводятся остатки по всем счетам и, в зависимости от порядка распределения и использования прибыли, проводится реформация баланса.

Реформация баланса  отражается в учете следующим  образом:

Нераспределенная прибыль отражается  Д 99  К 84

Непокрытый убыток отражается              Д 84  К 99

 

(4)

Все предприятия и  организации, осуществляющие свою деятельность на территории РБ, представляют годовой отчет. Он представляется в соответствии с «Законом о бухгалтерском учете и отчетности» собственнику, в налоговые инспекции, вышестоящие организации, банку, страховым организациям, а также для публикации в СМИ. Сроки представления до 01.04 года, следующего за отчетным (в налоговые инспекции). В состав годового отчета входят:

—форма №1—«Бухгалтерский баланс»

—форма  №2—«Отчет о прибылях и убытках»

—форма  №3—«Отчет об изменении капитала»

—форма  №4—«Отчет о движении денежных средств»

—форма  №5—«Приложение к бухгалтерскому балансу»

--форма  №6---«Отчет о целевом использовании  полученных средств»

—пояснительная записка

—учетная политика предприятия  на следующий отчетный период.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, представляют также аудиторское заключение.

Баланс и приложения к нему заполняются на основании  данных Главной книги и итоговых показателей аналитического учета.

Пояснительная записка  к годовому отчету должна включать основные показатели, которые не нашли отражение в формах отчетности. При этом следует учесть полученные результаты хозяйственной деятельности, и определить факторы, повлиявшие на них. В записке отражают обоснование и порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В том случае, если по каким-либо причинам изменились остатки  на начало года, необходимо объяснить  причину изменений. Также должна отражаться ситуация, связанная с изменением в учетной политике. Убыточные предприятия делают анализ финансовых результатов и определяют основные направления по их улучшению.

 

(5)

Учетная политика предприятия  — это совокупность способов и  методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией. Учетная политика разрабатывается на основании действующего законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению и методике ведения учета, разработанной и утвержденной к применению.

Учетная политика утверждается приказом директора по предприятию и действует в течение отчетного периода с 01.01 до 31.12. С 2004г. организации должны разрабатывать учетную политику отдельно для целей бухгалтерского и отдельно для целей налогового учета.

В учетной политике должен быть раскрыт организационно-технический и методологический аспекты учета. Формирование и оформление учетной политики осуществляется в соответствии с Законом «О бух. Учете и отчетности» и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», В учетной политике должно быть отражено:

    1. Описание принятых способов ведения учета
    2. Рабочий план счетов
    3. Применяемые формы первичных документов, если они отличаются от типовых
    4. График документооборота

 

Изменения в учетную  политику должны вводиться с начала отчетного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Бухгалтерская отчетность