Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 03:32, курсовая работа
В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике.
Вступительный баланс – это первый баланс, который составляется в начале деятельности организации. В его активе отражается состав имущества и прав организации, полученных при ее создании, а в пассиве – источники их возникновения.
Текущие балансы составляются периодически в течение всего срока деятельности организации. Они бывают нескольких видов исходя из времени составления: начальные, заключительные – это отчетные документы о производственно-хозяйственной деятельности организации; промежуточные, т.е. за квартал, полугодие, девять месяцев.
Санируемые балансы разрабатываются в случаях, когда организация находится в трудном финансовом положении (банкротство и др.). Для составления таких балансов привлекаются специалисты независимых аудиторских фирм.
Ликвидационный баланс составляется на дату прекращения деятельности организации как юридического лица.
Предварительный – это бухгалтерский баланс, который составляется заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе активов организации с целью получения информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта, в котором он может оказаться в конце отчетного периода.
Разделительные и объединительные балансы составляются в периоды разделения или объединения юридических лиц.
По источникам составления бухгалтерские балансы делятся на: инвентарные, книжные, генеральные.
Инвентарные балансы составляются по данным инвентаризационных описей имущества и прав хозяйства, источников их образования. Примером инвентарного баланса является вступительный баланс.
Книжные балансы разрабатываются на основании данных текущего бухгалтерского учета.
Генеральные балансы наиболее достоверно отражают производственно-хозяйственную деятельность организации и составляются по данным текущего бухгалтерского учета, подтвержденным инвентаризациями объектов учета.
По объему содержания бухгалтерские балансы подразделяются на единичные и консолидированные (сводные). Единичные балансы отражают деятельность одной организации, а консолидированные бухгалтерские балансы – хозяйственную деятельность группы организаций.
По очистке статей разделяют балансы брутто и нетто. Баланс брутто включает в себя регулирующие статьи. Он используется для научных исследований, совершенствования информационных функций и др. Баланс нетто – это баланс, валюта которого не включает регулирующие статьи: «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и др. В настоящее время баланс нетто является действующей формой отчетности.
По форме представления информации различают сальдовый и оборотный балансы. Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке активы хозяйствующего субъекта, источники их образования на определенную дату. Оборотный баланс по своему строению отличается от сальдового, так как в нем содержится информация не только о состоянии имущества организации на определенную дату, но и движение объектов (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.
Система национальных стандартов бухгалтерского учета(табл.1.1)
Наименование стандарта |
Номер и дата приказа Минфина, утвердившего стандарт |
Объект регулирования |
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации |
№ 34н от 29.07.98 г. |
Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами |
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) |
№ 60н от 09.12.98 г. |
Определяет принципы формирования учетной политики, методику бухгалтерского учета, способы оценки имущества, обязательств, порядок признания доходов и расходов |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94) |
№ 167 от 20.12 94 г. |
Определяет принципы учета операций по капитальному строительству |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000) |
№ 2н от 10.01.2000 г. |
Определяет порядок учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте |
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) |
№ 43н от 06 07 99 г. |
Определяет порядок составления и представления бухгалтерской отчетности |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) |
№ 44н от 09.06.01 г. |
Определяет принципы учета и способы оценки материально-производственных запасов |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) |
№ 26н от 30.03.01 г. |
Определяет принципы учета, способы оценки и амортизации основных средств |
Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) |
№ 56н от 25.11.98 г. |
Определяет события после отчетной даты и их отражение в бухгалтерской отчетности |
Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) |
№ 96н от 28.11 01 г. |
Определяет условные факты хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерской отчетности |
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) |
№ 32н от 06.05.99 г. |
Определяет принципы учета и признания доходов организации |
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) |
№ 33н от 06.05.99 г. |
Определяет принципы учета и признания расходов организации |
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000) |
№ 5н от 13.01.2000 г. |
Определяет порядок раскрытия в отчетности информации об аффилированных лицах |
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) |
№ 11 н от 27.01.2000 г. |
Определяет порядок раскрытия в отчетности информации по сегментам |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) |
№ 92н от 16.10.2000 г. |
Определяет порядок учета и раскрытая в отчетности информации о государственной помощи |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) |
№ 91 н от 16.10.2000 г. |
Определяет принципы учета, способы оценки и амортизации нематериальных активов |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) |
№ 60н от 02 08.01 г. |
Определяет принципы учета займов, кредитов и процентов по заемным средствам |
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) |
№ 66н от 02 07.02 г. |
Определяет порядок раскрытия в отчетности информации по прекращаемой деятельности |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02) |
№ 115н от 19.11 02 г. |
Определяет порядок учета расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) |
№ 114н от 19.11.02 г. |
Определяет порядок расчетов по налогу на прибыль |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) |
№ 126н от 10.12.02 г. |
Определяет принципы учета и способы оценки финансовых вложений |
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03) |
№ 105н от 24.11.03 г. |
Определяет порядок раскрытия в отчетности информации о совместной деятельности |
Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/08) |
№ 106н от 06.10.2008 |
Устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ информации об изменениях оценочных значений. |
В соответствии с ПБУ 4/99 к составлению бухгалтерской отчетности предъявляются следующие требования:
1. Бухгалтерская отчетность
2. Бухгалтерская отчетность
3. При формировании
4. Бухгалтерская отчетность
5. При формировании
6. По любому числовому
7. Статьи бухгалтерской
8. Для составления бухгалтерской
отчетности отчетной датой
9. Каждая составная часть
10. Отрицательные показатели в
бухгалтерской отчетности
11. Бухгалтерская отчетность
1.3 Особенности деятельности
2.1Теория составления баланса
Бухгалтерский баланс - это документ, при составлении которого можно в одной форме бухгалтерской отчетности собрать все сведения о составе имущества и средств компании, их размещении и источниках. Составление бухгалтерского баланса является способом получить полную картину, описывающую материальное положение юридического лица.
Для обеспечения достоверности бухгалтерского баланса при его составлении следует использовать и отражать актуальную информацию обо всех активах и пассивах компании, распределяя их при составлении бухгалтерского баланса по активам и пассивам.
При грамотном составлении бухгалтерского баланса итоги левой и правой частей баланса должны быть одинаковыми.
Принципы составления бухгалтерского баланса
При составлении бухгалтерского баланса следует тщательно соблюдать основополагающие принципы работы с балансом.
Так, например, согласно принципу двусторонности, который используется при составлении бухгалтерского баланса, активы юридического лица должны быть равны его пассивам.
Согласно принципу денежного измерения при составлении бухгалтерского баланса все статьи балансового отчета должны быть представлены в денежном выражении.
Согласно принципу автономности при составлении бухгалтерского баланса нужно разделять имущество компании, учреждения или предприятия от имущества владельцев или учредителей этого юридического лица.
Зачем и для чего нужно составление бухгалтерского баланса?
При составлении бухгалтерского баланса можно получить данные, которые станут серьезной основой для эффективного управления фирмой или предприятием. Именно при составлении бухгалтерского баланса можно получить четкое представление о хозяйственных успехах компании, ее имущественном и финансовом положении, перспективах на рынке.
Так, например, при составлении и изучении бухгалтерского баланса можно увидеть остатки по активам и пассивам юридического лица, выраженным в денежной форме. Эти сведения позволяют взвешенно и объективно анализировать деятельность компании, предприятия или организации.
Также информация, полученная при составлении бухгалтерского баланса, дает возможность на основании сложившегося положения прогнозировать перспективное развитие юридического лица, прослеживать позитивные и негативные тенденции, просчеты в планировании и управлении и вовремя исправлять их.
Какую еще информацию дает составление бухгалтерского баланса?
В целом составление бухгалтерского баланса дает возможность обладать мощным, гибким, эффективным инструментом для качественного и экономически целесообразного управления фирмой. Именно квалифицированное составление бухгалтерского баланса позволяет руководителям компании получить сведения о показателях развития юридического лица, судить о том, насколько выполняется план развития компании. Составление баланса нужно, чтобы понять, существует ли эффективная отдача от вложений капитала и привлеченных средств, стабильно ли развитие предприятия или компании. На основании данных при составлении баланса можно увидеть возможный перекос в распределении имущества юридического лица.
Также на основании сведений, полученных при составлении бухгалтерского баланса, можно получить объективное представление о том, достаточен ли оборотный капитал юридического лица, каков его коэффициент. Составление баланса дает сведения о том, насколько рентабелен капитал вообще и активы компании в частности. Так, например, если при составлении бухгалтерского баланса выясняется, что пассивы юридического лица не превышают его активов, то это означает успешную деятельность компании.
Как уже говорилось, составление бухгалтерского баланса позволяет объективно оценить имущественное положение фирмы и ее хозяйственную эффективность, а также выявить и оценить источники дополнительных финансовых средств.
Составление бухгалтерского баланса: активы компании
При составлении бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности в целом активами называют имущественные и денежные ресурсы юридического лица. При учете активов во время составления бухгалтерского баланса следует отделять основной капитал фирмы от ее оборотных средств.
При составлении бухгалтерского баланса основным капиталом считаются такие активы, которые длительное время используются для ведения хозяйственной деятельности юридического лица и при этом не теряют своей вещественной и характеристик. Например, при составлении бухгалтерского баланса основными фондами считаются различные здания и производственные сооружения, имеющиеся на предприятии оборудование и механизмы, которые используются в коммерческой деятельности и при ведении производства.
Также при составлении бухгалтерского баланса обязательно следует учитывать, что по мере износа и в зависимости от длительности эксплуатации стоимость основных фондов уменьшается. Такое уменьшение стоимости при составлении бухгалтерского баланса и составлении другой отчетности называется амортизацией. Для того, чтобы вычислить размер амортизации основных фондов при составлении бухгалтерского баланса, следует использовать специальную формулу и знать первоначальную стоимость основных фондов, срок их эксплуатации и процент износа, а также их остаточную стоимость в конце срока эксплуатации. Также для вычисления амортизации при составлении бухгалтерского баланса необходимо пользоваться специальными справочниками норм амортизации.
Другой стороной активов при составлении бухгалтерского баланса следует учитывать стоимость оборотных средств юридического лица, к которым относятся топливо, дебиторская задолженность фирмы, товарные запасы и т. п.
Составление бухгалтерского баланса: пассивы компании
При составлении бухгалтерского баланса пассивы юридического лица рассматриваются как источники образования его ресурсов.
В качестве пассивов при составлении бухгалтерского баланса учитываются долги и обязательства компании, его займы и кредиты. При составлении бухгалтерского баланса следует отделять долгосрочные пассивы (более года) и краткосрочные, или текущие пассивы (до года).
Учет пассивов при составлении бухгалтерского баланса позволяет понять, насколько велики долги юридического лица и может ли компания при возникновении такой необходимости покрыть эти долги за счет активов. Если во время составления бухгалтерского баланса выяснится, что оборотные средства фирмы больше, чем ее пассивы, то это позволяет говорить о нормальной платежеспособности юридического лица.