Бухгалтерская профессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Становление цивилизованного предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в управлении, контроле и анализе предпринимательской деятельности. Ни одно предприятие - от гигантского транснационального до семейного - не может обойтись без своей бухгалтерии. А стало быть, и без специалистов в этой области. Любая фирма, любой коллектив, чем бы они ни занимались, будь то производство, торговля, научные исследования, имеют дело с постоянным движением товаров или денежных средств. Это движение всегда заметно, когда, например, создается продукция или выплачивается зарплата.

Содержание работы

Содержание:
Введение 2
1.1. Современные профессии бухгалтера 5
1.2 Основные задачи бухгалтерской профессии 7
2. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика 9
2.1. Управленческий, финансовый и налоговый учет 10
2.2 Независимая бухгалтерская деятельность. 12
2.3 Профессиональная компетентность и должная тщательность 14
2.4 Повышение квалификации бухгалтеров 18
3 Формирование современного аудитора 19
3.2 Место аудита в бухгалтерском деле 21
3.3 Обязанности аудиторов 23
3.4Правовые нормы аудиторов 28
Заключение 31
Список использованной литературы. 32

Файлы: 1 файл

бухгалтерская профессия.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

2.3 Профессиональная компетентность и должная тщательность

 Профессиональный  бухгалтер обязан постоянно поддерживать  свои знания и навыки на  уровне, обеспечивающем предоставление  клиентам или работодателям квалифицированных  профессиональных услуг, основанных  на 7новейших достижениях практики и современном законодательстве. При оказании профессиональных услуг профессиональный бухгалтер должен действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.       Квалифицированное оказание профессиональной услуги предполагает формирование обоснованного суждения в отношении применения профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления услуги. Обеспечение профессиональной компетентности можно разделить на два самостоятельных этапа:         а) достижение должного уровня профессиональной компетентности; б) поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.              Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности о соответствующих технических, профессиональных и деловых новшествах. Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие профессиональному бухгалтеру компетентно работать в профессиональной среде.              Под усердием понимается обязанность действовать в соответствии с требованиями задания (договора), внимательно, тщательно и своевременно.   Профессиональный бухгалтер должен предпринимать меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, имели необходимую подготовку и должное руководство.      В необходимых случаях профессиональный бухгалтер должен ставить клиентов, работодателей или иных пользователей профессиональных услуг в известность об ограничениях, присущих этим услугам, с тем, чтобы избежать толкования выраженного профессиональным бухгалтером мнения как утверждения факта.            Профессиональный бухгалтер должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим соответствующими полномочиями, за исключением случаев, когда профессиональный бухгалтер имеет законное, профессиональное право либо обязанность по раскрытию такой информации. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться профессиональным бухгалтером для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.       Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность даже вне своей профессиональной среды. Профессиональный бухгалтер должен помнить о возможности неумышленного разглашения информации, особенно в условиях поддержания длительных связей с деловыми партнерами либо их близкими родственниками или членами семьи.  Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным клиентом или работодателем.  .Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации внутри своей организации или в отношениях с работодателями. Профессиональный бухгалтер должен предпринимать все разумные меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом, и лица, от которых он получает консультации или помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации.     Необходимость соблюдения принципа конфиденциальности сохраняется даже после окончания отношений между профессиональным бухгалтером и клиентом или работодателем. Меняя место работы или приступая к работе с новым клиентом, профессиональный бухгалтер имеет право использовать предыдущий опыт. Однако профессиональный бухгалтер не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, 8полученную в результате предыдущих профессиональных или деловых отношений.              Профессиональный бухгалтер должен или может быть обязан раскрыть конфиденциальную информацию в следующих случаях:  а) раскрытие разрешено законом и (или) санкционировано клиентом или работодателем;          б) раскрытие требуется законом, например:     при подготовке документов или представлении доказательств в иной форме в ходе судебного разбирательства;      при сообщении ставших известными фактов нарушения закона надлежащим органам государственной власти;      в) раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законом):        при проверке качества работы организации - члена профессиональной организации или самой профессиональной организации;    при запросе или расследовании, ведущимися организацией-членом, профессиональной организацией или надзорным органом;    при защите профессиональным бухгалтером своих профессиональных интересов в процессе юридического разбирательства.    Деньги клиента, находящиеся в ведении бухгалтера, должны быть всегда отделены от собственных средств бухгалтера как на его счетах, так и по способу их вложения. Для осуществления любых платежей со счета клиента бухгалтер должен вначале представить ему документы для одобрения. Немаловажным с этической стороны являются положения кодекса, посвященные рекламе и профессиональному образованию. В них говорится, что бухгалтеру не следует создавать себе саморекламу, но надлежит выполнять все работы с высоким качеством и мастерством. Нельзя злоупотреблять рекламой. Даже бухгалтеры, обладающие прекрасными профессиональными качествами должны избегать экстравагантных заявлений и намекать на уровень своих гонораров. Всем бухгалтерам рекомендуется регулярно повышать свое профессиональное образование. Вывод: в случае нарушения этических норм Совет Института может временно прекратить, ограничить или пересмотреть членство бухгалтера в своих рядах или предъявить другие санкции, в зависимости от ситуации.

2.4 Повышение квалификации бухгалтеров

«Мерами по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета», утвержденными Постановлением Правительства РФ 13 апреля 2001 г., предусмотрены направления в области развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов по бухгалтерскому учету.             При этом особое место отводится значительному повышению качества подготовки бухгалтеров: знанию современных программных бухгалтерских и аналитических программ, контрольных и аналитических процедур, диагностике и мониторингу деятельности организаций, стратегическому планированию и моделированию развития производства. Эти знания можно получить не только в базовых вузах, но и в специализированных организациях, объединенных Институтом профессиональных бухгалтеров России и Аудиторской палатой России.       Среди официальных документов, регулирующих профессиональную деятельность бухгалтеров как в Росси, так и за рубежом, следует отметить Кодекс этики бухгалтера, на основании которого Международной федерацией бухгалтеров исходила из того, что цели и фундаментальные принципы действительны для всех профессиональных бухгалтеров.   Вывод: независимо от сферы его деятельности, бухгалтер должен владеть определенными профессиональными навыками, быть приверженным 9общему Кодексу ценностей и принципов поведения, осознавать свой долг не только перед конкретной организацией, но и перед обществом в целом.

3 Формирование современного аудитора

Считается, что  первые аудиторы появились в Великобритании, примерно в середине XIX века. Закон  о британских компаниях, принятый в 1862 году, уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами  по бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Приблизительно в это же время профессия аудитора появилась и в других развитых странах. В частности, во Франции был принят закон об обязательной проверке и оценке балансов акционерных обществ особыми ревизорами, именуемыми «комиссарами по счетам». Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила самые различные названия: например, в США профессионалы, занимающиеся аудитом, называются общественными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии - контролер хозяйства .          Особенный толчок развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929-1933 годов, когда массовое банкротство акционерных обществ потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов со стороны независимых профессионалов. Например, в Германии в 1931 году было принято постановление об обязательной аудиторской проверке отчетов и балансов акционерных обществ. В США в 1934 году была создана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям (SEC), которая осуществила ряд мер по упорядочению бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор все акционерные общества, зарегистрированные на бирже, должны публиковать свои годовые отчеты не позднее трех месяцев после закрытия финансового года, заверенные профессиональным аудитором.       Корни возникновения аудита в России восходят к петровским временам. Так, впервые институт аудиторов был введен Петром I в армии для рассмотрения имущественных споров. Вместе с тем из-за отсутствия объективных экономических причин и общественной потребности в аудите в те годы он не стал необходимым звеном экономической жизни России. Последующие попытки внедрить аудит в нашей стране предпринимались в 1888 г. - спустя более 150 лет.          К идее аудита возвращались в начале XX века (1907-1912 гг.) и в 1929-1930 гг. Как правило, это было связано с проведением экономических реформ. Во времена существования в нашей стране плановой экономики, когда широко применялся финансовый контроль и ревизия, само понятие «аудит» в бухгалтерском обиходе отсутствовало.      Вывод: профессия аудитора в современном понимании в России реально получила свое развитие не так давно - в 90-е годы XX века. Формирование и развитие в России рыночных отношений, создание предприятий различных организационно - правовых форм (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью ) обусловило возникновение аудиторской деятельности и появление профессии аудитора.

3.1 . Понятие аудиторской деятельности

Аудиторской деятельностью  в соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  № 119-ФЗ является предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации  и индивидуальных предпринимателей.           Более подробно аудиторская деятельность характеризуется в перечне терминов и определений к стандартам, регулирующим аудит в России. Она представляет собой «предпринимательскую деятельность аудиторов 10(аудиторских организации) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых декларации и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операции нормативным актом, действующим в Российской Федерации».    Вывод: в настоящее время распространено мнение о том, что аудит представляет собой деятельность, направленную на уменьшение предпринимательского риска.

3.2 Место аудита в бухгалтерском деле

Можно утверждать, что аудитор участвует в подготовке бухгалтерской отчетности клиента. Только внешний аудитор в России регулируется законодательно, деятельность внутреннего аудитора определяется документами, созданными в рамках экономического субъекта. Отдельные рекомендации по организации работы внутреннего аудита даны в стандарте аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудитора». Различия между внутренним и внешним аудитором вызваны, прежде всего, их разным назначением.      Внешний аудитор осуществляется независимыми аудиторами в целях формирования и выражения мнения о достоверности отчетности клиента, а внутренний специалистами самой организации с целью оказания помощи определенным категориям работников в выполнении их обязанностей настолько квалифицированно, насколько это возможно. Следовательно, внутренние аудиторы могут привлекать для выполнения различных видов работ.           Внутренний аудит осуществляется в целях совершенствования и повышения качественного уровня организации внутрихозяйственного учета и контроля.              Таким образом в отличие от внешних внутренние аудиторы являются постоянными помощниками бухгалтерского аппарата организации. Примечательно, что в период появления первых аудиторских фирм возникали большие сомнения в отношении возможности внесения исправлении в бухгалтерскую отчетность в процессе аудита. Эти сомнения развеялись с появлением в феврале 1996 г. стандарта аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности ». В нем отмечалось, что аудиторское заключение не должно содержать ссылок на искажение бухгалтерской отчетности, исправление в процессе аудиторской проверки.       Развитие нормативной базы аудита сопровождались появлением нормативных документов, содержание которых свидетельствовало не только о возможности, но и в отдельных случаях о необходимости внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в ходе аудиторской проверки.  Основными нормативными документами бухгалтерского учета установлена необходимость представления аудиторского заключения в составе годовой бухгалтерской отчетности организации, которые должны проводить обязательный аудит. Это требование подтверждено письмом Минфина РФ «О составе представляемой годовой бухгалтерской отчетности» от 18 февраля 2003 г. № 16-00-13/01. 2. Профессиональная этика аудитора Этика аудитора — это система норм нравственного поведения аудитора, аудиторской организации при проведении аудита, оказания услуг сопутствующих аудиту.           Кратко этические нормы аудиторской деятельности сводятся к независимости, компетентности, добросовестности, объективности. Профессиональные организации разрабатывают подробные кодексы профессиональной этики аудиторов, стараясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.  11         В этическом кодексе аудиторов обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм — непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб. Вывод: сообщество аудиторов осуждает неэтичное поведение отдельных аудиторов и требует их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности. Каждый нарушитель этики профессионального поведения имеет право на объективное публичное расследование допущенных отступлений от норм, предусмотренных этическим кодексом. По желанию нарушителя расследование может проводиться конфиденциально.

3.3 Обязанности  аудиторов

Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках  и решениях, жить и работать по совести; соблюдать правила нормы общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости. Соблюдение общественных интересов            Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушении закона либо справедливости, он обязан отказаться от защиты.    Объективность аудитора Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме. При выполнении профессиональных услуг следует проявить максимальное внимание.        Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.            Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации 12клиента и ее должностных лиц во всех отношениях. В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных услуг, аудитор обязан сознательно заявить о своей независимости в отношении клиента. Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудитора либо позволяют сомневаться в его фактической независимости:    предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;           финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;            финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (например, совместное участие в инвестициях);      косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации;       родственные и дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом клиента;       чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;           участие аудитора (руководителей аудиторских фирм) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций; неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;     прежняя работа аудитора в организации клиента либо в управляющей организации на любых должностях;       предложения от клиента о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.       По вышеуказанным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если они возникли, продолжали существовать или были прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.          Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудиторской фирмы либо позволяют сомневаться в ее фактической независимости: если аудиторская организация участвует в финансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную либо банковскую группу (холдинг); если аудиторская организация возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета) или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету);  если аудиторская организация возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались названными выше структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги.       В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета ), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора.            Независимость аудитора обеспечивается в том случае, когда:  консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией; нет причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора; персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке 13организации клиента;  ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента.    Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту.     Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов.  Аудитор обязан воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату.        Аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов для помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач. Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче аттестационных экзаменов, подтверждаемых соответствующими дипломами и аттестатами, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных аудиторских услуг совместно с другими специалистами данного профиля и профессионального уровня.            Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.            Аудиторская фирма обязана проводить ежегодное обучение аудиторов в объеме не менее 40 учебных часов с обязательным ежегодным контролем знания новых норм и положений, возникших в профессиональной аудиторской деятельности.           Вывод: для обеспечения качества выполнения профессиональных услуг аудитор обязан строго следовать российским и международным аудиторским стандартам.

3.4Правовые нормы аудиторов

Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении  во всех аспектах: они не должны сознательно  скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента.        При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.        О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок. Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме.      При этом он не должен обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.           Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками 14аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов.  Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, на преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.           Аудиторская фирма обязана разрабатывать методы профессиональной деятельности, обобщать нормативные акты, снабжать ими своих сотрудников, постоянно заботиться о повышении их профессиональных знаний и качеств. Аудиторы, работающие в аудиторской фирме, обязаны добросовестно выполнять свою работу, постоянно совершенствоваться профессионально, осторожно и взвешенно подходить к содержанию документов, направляемых клиентам, во взаимоотношениях с ними руководствоваться профессиональными нормами и интересами фирмы. Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику.         Специалисты, перешедшие в другую аудиторскую фирму, обязаны воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних руководителей и коллег, от обсуждения с кем бы то ни было организации и методов работы в прежней фирме; не должны разглашать известную им конфиденциальную информацию и документы аудиторской фирмы, с которой они прекратили трудовые отношения.        Руководители (сотрудники) аудиторской фирмы воздерживаются от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями существенный ущерб профессии и законным интересам фирмы.            По запросу руководителя аудиторской фирмы, в которую устраивается на работу аудитор, руководитель аудиторской фирмы, сотрудником которой ранее являлся данный аудитор, может дать письменную рекомендацию с указанием профессиональных и личных качеств аудитора.     Вывод: аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся у него документацию и иную профессиональную информацию.

Информация о работе Бухгалтерская профессия