Бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность. Их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности является одна из важнейших составляющих деятельности предприятия. Правильное составление отчетности помогает внутренним и внешним ее пользователям, позволяет составить объективное представление о предприятии. Поэтому, на сегодняшний день, тема порядка составления и представления всех видов отчетности является наиболее актуальной.
Составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности организацией это обеспечение нейтральности информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности перед другими.

Файлы: 1 файл

Kursach_polny.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, может быть приведена  оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая  наличие поставок на экспорт, репутация  организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности [4, с.4].

 

 

3. Порядок составления и представления налоговой отчетности

 

3.1 Порядок представления налоговой отчетности

 

Непредставление в установленный  срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей [12, с.55].

Налоговая отчетность является составной  частью налогового контроля. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны  представлять в налоговый орган  по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны  уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций должны предоставляться налоговыми органами бесплатно. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется МНС РФ.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый  орган лично или через его  представителя, направлена в виде почтового  отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи [7, с.25].

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается  дата отправки почтового отправления  с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика  проставить отметку на копии налоговой  декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

Порядок представления налоговой  декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации. (Приказ МНС РФ от 1 июля 2003 г. N БГ-3-13/375 "Об утверждении Порядка разработки и регистрации форматов представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов, в электронном виде", а также Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде, утвержденные приказом МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/58) [2, с.28].

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством  о налогах и сборах сроки, нарушение  которых влечет налоговую ответственность  в соответствии со ст. 119 НК РФ, взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

При этом в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 года № 17 "Обзор практики решения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ" разъясняется, что налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов (например, в связи с отсутствием налогооблагаемой базы).

Формы налоговых деклараций и порядок  их заполнения утверждаются Министерством  финансов Российской Федерации (п. 7 в  ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Эти правила не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации [12. с.8].

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Если предусмотренное заявление  о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

Если предусмотренное заявление  о дополнении и изменении налоговой  декларации делается после истечения  срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока  подачи налоговой декларации и срока  уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом вышеуказанных обстоятельств, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени [11, с.18].

 

3.2 Порядок заполнения и сроки подачи налоговых деклараций

 

Заполнение титульных листов деклараций

В настоящее время большинство титульных листов налоговых деклараций унифицированы. В каждом из них предусмотрены поля:

– вид документа;

– налоговый (отчетный) период;

– наименование и код налогового органа;

– наименование организации, либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

– основной государственный регистрационный  номер.

Поле «Вид документа» состоит из двух ячеек, связанных между собой. Они предназначены для того, чтобы  инспектор сразу же понял, с какой  декларацией он имеет дело: с первичной  или с уточненной. Ячейки заполняются с помощью специальных кодов. Если отчет подается впервые, в первой ячейке ставится код 1. Если же в ранее представленной декларации налогоплательщик заметил ошибку и ему требуется сдать новый отчет, в первой ячейке указывается цифра 3 (это признак корректирующего документа), а через дробь – порядковый номер корректировки – 1, 2, 3 и т.д. Этот номер показывает, какую по счету уточненную декларацию фирма или предприниматель представляют в инспекцию.

Поле «Налоговый (отчетный) период» тоже заполняется с помощью кодов. В зависимости от вида налога и от того, с какой периодичностью налогоплательщик его рассчитывает, значения кодов могут быть разными. Если налоговым периодом является месяц, применяется код 1. Если продолжительность налогового периода – квартал, используется код 3. По налогам, которые начисляются нарастающим итогом с начала года, дополнительно вводятся коды 6 (полугодие) и 9 (9 месяцев).

В поле «Наименование налогового органа»  указывается название и номер  налоговой инспекции, в которую подается декларация. Наряду с этим в специально отведенных ячейках надо написать и код инспекции, который состоит из четырех символов: первые два – код региона, вторые два – номер инспекции в регионе.

Строчкой ниже указывается, в какую  именно инспекцию представляется отчет: по месту нахождения головной организации или по месту нахождения обособленного подразделения. Для этого в одной из предусмотренных ячеек надо поставить «галочку», а рядом вписать ИНН и КПП организации (или филиала) [9, с.35].

Наименование организации надо указывать полностью, без сокращений, так, как записано в свидетельстве  о государственной регистрации.

В следующей строке указывается  13-тизначный регистрационный номер организации или индивидуального предпринимателя.

В зависимости от специфики деятельности налогоплательщика в декларацию могут не включаться отдельные страницы. Чтобы комплектность отчета не вызывала вопросов, на титульном листе надо указать, из скольких страниц состоит декларация. Если к отчету прилагаются какие-то подтверждающие документы, их количество тоже указывается на титульном листе. В число этих документов входит, например, доверенность, выданная представителю организации на право сдать декларацию в налоговую инспекцию.

Достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, подтверждают своими подписями руководитель организации, главный бухгалтер или индивидуальный предприниматель. Подписи ответственных лиц заверяются печатями. Если должности главного бухгалтера в организации нет, декларацию может подписать либо бухгалтер, либо руководитель, если он сам занимается бухгалтерией. Если же по договору финансового аутсорсинга ведением учета занимается специализированная организация, подписать отчет может и ее руководитель [9, с.36].

В некоторых декларациях рядом с фамилиями и подписями должностных лиц надо указывать их ИНН. В частности, такой порядок предусмотрен в декларации по налогу на прибыль (Приказ МНС от 11.11.2003 №БГ3-02/614), в декларации по НДС (Приказ Минфина РФ от 03.03.2005 №31н), в декларации по акцизам (Приказ Минфина РФ от 03.03.2005 №32н) и в ряде других форм. Если у директора, главного бухгалтера или уполномоченного представителя ИНН отсутствует, придется заполнить вторую страницу титульного листа. В этом разделе приводятся паспортные и адресные данные должностных лиц.

Заполнение индивидуальных сведений о руководителях, главных бухгалтерах  и уполномоченных представителях не предусмотрено в декларациях  по ЕНВД (Приказ Минфина РФ от 01.11.2004 №96н), по единому налогу, уплачиваемому  в связи с применением упрощенной системы налогообложения, (Приказ Минфина РФ от 03.03.2005 №30н), в расчете авансовых платежей по ЕСН (Приказ Минфина РФ от 17.03.2005 №40н).

Для заполнения титульных листов могут  понадобиться пакет регистрационных  документов, документы о постановке на налоговый учет, а также справочники кодов (коды видов документов, коды субъектов России и др.), которые прилагаются к каждой инструкции по составлению деклараций.

Декларация заполняется шариковой  или перьевой ручкой черным либо синим  цветом. Декларацию можно распечатать и на принтере.

В каждой строке и в соответствующей  ей графе указывается только один показатель. Если какой-либо показатель отсутствует, в строке соответствующей  графы ставится прочерк.

Если в декларации допущена ошибка, необходимо перечеркнуть неверное значение, вписать правильное и проставить подпись должностных лиц организации, подписавших декларацию (либо подпись индивидуального предпринимателя или уполномоченного представителя), и указать дату исправления. Все исправления заверяются печатью или штампом организации либо печатью индивидуального предпринимателя (при ее наличии). Исправлять ошибки с помощью корректирующей жидкости нельзя [9, с.38]!

Налог на прибыль

Декларацию по налогу на прибыль  за отчетный период необходимо сдать в налоговую инспекцию не позднее 28-го числа месяца, следующего за указанным периодом (п. 3 ст. 289 НК РФ). В эти же сроки нужно перечислить авансовый платеж по итогам данного отчетного периода.

Форма налоговой декларации для  российских организаций утверждена приказом МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542. Инструкция по ее заполнению содержится в приказе МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585.

Декларацию за отчетный период нужно  представлять по упрощенной форме. Все  без исключения организации - плательщики налога на прибыль должны представить лист 01 "Титульный лист" и лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций".

Из предусмотренных семи приложений к листу 02 "Расчет налога на прибыль  организаций" большинство налогоплательщиков должны заполнить три:

приложение № 1 "Доходы от реализации";

приложение № 2 "Расходы, связанные  с производством и реализацией";

приложение № 3 "Отдельные виды расходов, связанные с производством  и реализацией".

Приложение № 4 "Расчет суммы  убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу" предстоит заполнить тем налогоплательщикам, которые имеют убытки, полученные в предыдущих налоговых периодах, и намерены уменьшить налоговую базу на сумму этих убытков.

Информация о работе Бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность. Их взаимосвязь