Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:25, доклад
Бухгалтерская информационная система (БУИС) создается в целях получения информации, необходимой для управления производственной и хозяйственной деятельностью предприятия. БУИС служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения (рис. 11.1). В ней осуществляются сбор, регистрация данных о хозяйственной деятельности на предприятии, их обработка, хранение, передача пользователям для анализа и принятия решений.
ухгалтерские информационные системы (БУИС)
Бухгалтерская информационная
система (БУИС) создается в целях
получения информации, необходимой
для управления производственной и
хозяйственной деятельностью
Рис. 11.1. Схема управления предприятием в условиях использования БУИС
Бухгалтерская система является наиболее важной из экономических систем, так как выполняет ведущую роль в управлении потоком информации о состоянии объекта управления и направлении ее во все подразделения предприятия, а также заинтересованным лицам вне-его. Прежде всего, она предоставляет количественные данные, необходимые для выполнения таких функций управления производственной и коммерческой деятельностью предприятия, как планирование, контроль и анализ.
Главными пользователями
бухгалтерской информации являются
руководство и менеджеры служб
предприятия. На основе этой информации
определяются чистая прибыль предприятия
за последний отчетный период, соответствие
нормы прибыли ожидаемой
Бухгалтерская информация помогает руководителям не только понять и проанализировать итоги, но и прогнозировать результаты деятельности предприятия при принятии различных решений.
Существуют и внешние
пользователи бухгалтерской информации.
Это акционеры, инвесторы, кредиторы,
покупатели, клиенты, аудиторы и инспектора
налоговых служб. Акционерам и инвесторам
важно знать, насколько эффективно
и прибыльно используется собственный
капитал владельцев предприятия, нужны
ли ему новые инвестиции или их
объем следует уменьшить, может
ли фирма в будущем оставаться
прибыльной и при каких условиях.
Кредиторов интересуют вопросы о
способности предприятия
Особенности функционирования БУИС на крупных предприятиях
Проблема автоматизации
бухгалтерского учета на крупных
предприятиях остается одной из актуальных
и сложных в современных
Рис. 11.2. Уровни учета
Для решения задачи повышения эффективности управления предприятием БУИС крупного предприятия должна обеспечивать:
Крупные предприятия могут иметь филиалы или удаленные склады. Кроме того, финансы такого предприятия могут принадлежать группе собственников. Поэтому актуальным является наличие в такой системе удаленных рабочих мест с возможностью осуществлять обмен данными для оперативного управления из центра.
На крупном предприятии обработка учетной информации с помощью БУИС ведется на трех уровнях учета:
На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодействующие между собой.
Применение АРМ для
обработки данных непосредственно
на рабочих местах специалистов различных
уровней учета обеспечивает минимальное
использование бумажных носителей,
достоверность и полноту
11.1.1 Особенности
функционирования БУИС на
Существует несколько
подходов к автоматизации бухгалтерского
учета при создании БУИС на предприятиях
малого и среднего бизнеса. Это связано
с тем, что небольшие предприятия
с простой и слаборазвитой
структурой не требуют ведения
При первом подходе создается система, автоматизирующая только финансовый учет. Такую БУИС относят к классу мини бухгалтерий. Как правило, бухгалтерский учет в этой системе ведется одним человеком - бухгалтером.
При втором подходе кроме финансового учета частично автоматизируется управленческий учет. В этом случае бухгалтерский учет ведут два человека
(бухгалтер и его помощник) либо на одном рабочем месте путем разграничения доступа, либо на двух рабочих местах.
Автоматизация финансового
и управленческого учета
Выбор подхода зависит от типа предприятия и его размеров. В отличие от крупных предприятий на небольших предприятиях основное внимание уделяется ведению финансового учета, который по трудоемкости и значимости занимает главное место. Он направлен на обобщение и синтез учетной информации.
Ведение же учета по отдельным участкам, например таким, как учет труда и заработной платы, учет готовой продукции и ее реализации, учет основных средств и нематериальных активов, учет материальных ценностей, сводный учет и др., осуществляется посредством применения отдельных программных модулей (блоков).
Основная роль бухгалтера в этих условиях сводится к правильности оформления хозяйственных операций, принятию решений, анализу и контролю правильности формирования отчетной документации. Работа бухгалтера становится более рациональной, ПК превращается в главный инструмент его деятельности.
Программный комплекс для автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях представлен на рис 11.3.
Рис. 11.3. Структура программного комплекса автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях
В заключении обзора принципов функционирования БУИС перечислим некоторые рекомендации, которыми имеет смысл руководствоваться при выборе системы автоматизации бухгалтерского учета.
1. функциональное соответствие
выбираемого пакета системе
В первую очередь следует обратить внимание на специализированные «отраслевые» пакеты. Хотя, в общем, и в целом бухучет - вещь универсальная, но его отдельные разделы могут сильно зависеть от специфики деятельности предприятия.
2. Класс пакета. Все пакеты
можно разделить на три класса
- комплексы АРМ,
3. Взаимосвязанность всех
модулей комплекса. Вся
Необходимо помнить, что при автоматизации предприятия «по кускам» есть большая вероятность возникновения ошибок на том или ином этапе. Поэтому, выбирая ПО, проследите, является ли оно частью комплексной системы или, по крайней мере, обеспечивает экспорт проводок в существующую бухгалтерскую программу. Хотя первоначальная автоматизация предприятия - дело, в общем-то, нелегкое, но замена пакета, переставшего удовлетворять вашим требованиям, - просто мучение.
4. Удобство пользовательского интерфейса. Этот критерий хотя и является субъективным, но очень важен. Поэтому рекомендуется сначала познакомиться с демонстрационной версией продукта, чтобы понять, насколько программа удобна именно для вас и легко ли будет ее освоить.
Следует обратить внимание на скорость ввода информации по первичным документам, вид экранных форм для этого ввода (насколько он приближен к первичным бланкам кассовых ордеров, платежных поручений, счетов и т.д.), возможность оперативного доступа к справочникам, корректировки и пополнения их содержимого и т.д.
5. Гибкость программы.
Уже имеются бухгалтерские
6. Наличие гарантийных
обязательств и комплекс услуг,
7. Самый последний критерий
выбора - цена продукта. Почему последний?
В первую очередь, следует
Информация о работе Бухгалтерские информационные системы (БУИС)