Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета и форма отчетности. Структура баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:29, реферат

Описание работы

В бухгалтерском учете понятие «баланс» имеет двоякое значения: во-первых, баланс – это один из элементов метода бухгалтерского учета; во-вторых, баланс – это отчетная таблица, одна из форм бухгалтерской отчетности.
Термин “баланс” латинского происхождения. Дословно: bis — дважды, lanz — чаша весов, т.е. двучашие весов, как символ равновесия.
Особое место в бухгалтерской отчетности организаций занимает бухгалтерский баланс. Баланс представляет собой систему показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность организации, финансовое положение ее на определенную дату, отражая имеющееся у организации имущество, собственный капитал и обязательства.

Файлы: 1 файл

бух.учет теория.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский баланс как  элемент метода бухгалтерского учета  и форма отчетности. Структура  баланса.

    

    В бухгалтерском учете понятие «баланс» имеет двоякое значения: во-первых, баланс – это один из элементов метода бухгалтерского учета; во-вторых, баланс – это отчетная таблица, одна из форм бухгалтерской отчетности.

    Термин “баланс” латинского происхождения. Дословно: bis — дважды, lanz — чаша весов, т.е. двучашие весов, как символ равновесия.

    Особое место в бухгалтерской отчетности организаций занимает бухгалтерский баланс. Баланс представляет собой систему показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность организации, финансовое положение ее на определенную дату, отражая имеющееся у организации имущество, собственный капитал и обязательства.

     Самостоятельный бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица, т.е. выполняет экономико-правовую функцию, тем самым обеспечивается реализация одного из принципов бухгалтерского учета – имущественная обособленность организации.

     Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше последних. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются; если оно больше долгов, имеется превышение прав над обязательствами, получившее название чистых активов; если же наоборот – возникает дефицит имущества. В теории бухгалтерского учета имущество в этом смысле называется активом, долги (обязательства) – пассивом.

      Бухгалтерский баланс, как основная форма отчетности, представляется на бланках типовой формы № 1, ежегодно утверждаемых Министерством финансов Республики Беларусь. В адресной части формы указывается дата, на которую составляется баланс, полное наименование организации, ее отрасли или вида деятельности, органа управления государственным имуществом, формы собственности и почтовый адрес. Для удобства при составлении сводов в вышестоящих органах управления, для статистической обработки и анализа отчетности все эти данные кодируются по общереспубликанской системе кодификации.

      Бухгалтерский баланс отражает активы (имущество) организации в двух разрезах: с одной стороны, по их составу и размещению, с другой — по источникам их формирования и целевому назначению. Все эти активы группируются и обобщаются в балансе  в едином денежном измерении. Для того чтобы показать состояние активов, баланс составляется на определенный момент, как правило, на первое число (месяца, квартала). Так как в балансе показывается только состояние активов, т.е. показатели содержатся в статике, а не в динамике, то баланс не характеризует движения и использования средств. Эти сведения получают из данных текущего бухгалтерского учета, из системы бухгалтерских счетов. Однако, показатели о состоянии хозяйственных средств и их источников, сгруппированные и обобщенные в определенном порядке и содержащиеся в бухгалтерском балансе, очень важны для принятия правильных управленческих решений.

     Таким образом, бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщенного отражения в денежном измерении активов организации по составу и размещению, а также по источникам их формирования на определенную дату.

     Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится на две части для раздельного отражения видов активов и их источников и имеет две формы: горизонтальную и вертикальную. В учетной практике белорусских организаций используется горизонтальная форма таблицы баланса. В левой ее части показываются активы по их составу и размещению, а в правой части — по источникам их образования. Левая часть называется «актив», правая – «пассив».

     Термины «актив» и «пассив» так же, как и «баланс», латинского происхождения. Термин «актив» происходит от латинского aktivus – активный, деятельный, действующий. Поэтому в активе отражаются действующие средства. Термин «пассив» происходи от латинского passivus – пассивный, недеятельный, противоположный активному. В пассиве отражается группировка средств, показывающая обязательства организации за полученные средства.

     Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Название статей баланса в основном соответствуют названиям бухгалтерских счетов. Поэтому, напротив каждой статьи, в скобках приводится цифровой код соответствующего счета из типового плана счетов. В активе, например, могут быть такие статьи: “Основные средства”, “Товары отгруженные”, “Касса” и другие, а в пассиве — “Уставный фонд (капитал)”, “Прочие фонды специального назначения”, “Кредиторская задолженность”, “Кредиты банков” и др.

     Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер «Код строки», что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены 2 графы: «На начало года» и «На конец года».

     Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания.

     Статьи актива и пассива объединяются в следующие разделы.

 

Актив баланса  представлен двумя разделами:

I. Внеоборотные активы;

II. Оборотные  активы.

 

В пассиве  баланса выделены три раздела:

III.Собственный капитал;

IV. Долгосрочные  обязательства;

V. Краткосрочные  обязательства.

 

     Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же хозяйственные средства, но в активе они сгруппированы по составу и размещению, а в пассиве — по источникам их формирования. Другими словами — сумма активов будет всегда равна сумме обязательств, так как обязательства показывают источники средств, имевшихся в наличии у организации, а активы отражают характер использования средств. Равенство итогов актива и пассива баланса имеет большое контрольное значение. Оно является одним из средств проверки правильности учетных записей, его отсутствие свидетельствует об ошибках в записях.

   Общая величина баланса называется его валютой.

   Баланс заполняют на основе остатков (сальдо) по всем счетам, которые открыты в основном регистре – Главной книге, Книге учета хозяйственных операций или оборотной сальдовой ведомости. Обязательное ведение одного из этих регистров предусмотрено и определяется выбранной формой бухгалтерского учета – журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной или машинно-ориентированной.

      Перед заполнением баланса необходимо сбалансировать итоги по Главной книге (Книге учета хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости): итог дебетовых сальдо на конец года по всем синтетическим счетам должен равняться итогу кредитовых сальдо. Обязательна также сверка сальдо синтетических счетов с сальдо аналитических счетов, открытых к конкретному синтетическому счету. При этом надо иметь в виду, что по активно-пассивным счетам дебетовые и кредитовые сальдо по аналитическим счетам суммируются раздельно и, следовательно, синтетический счет может иметь на конец отчетного периода одновременно и дебетовое, и кредитовое сальдо. Именно для таких счетов в балансе предусмотрены статьи и в активе и в пассиве (например, расчеты с прочими дебиторами и кредиторами и др.).

     Форма отчетного баланса заполняется в миллионах рублей, поэтому при переносе из Главной книги и других регистров сумму сальдо необходимо правильно округлить. Для этого необходимо знать действующие правила округления.

     Для повышения аналитичности баланса в нем приводят остатки по счетам не только на конец, но и на начало года. При переносе этих данных с отчетного баланса за прошлый год в текущий необходимо принимать во внимание изменения в учетной политике и обеспечивать, при необходимости, их сопоставимость.

     Бухгалтерский баланс дает возможность любому пользователю как бы “увидеть” состояние средств организации на дату составления отчетности. С одной стороны, в активе баланса видно, в какой натурально-вещественной форме находятся средства организации и на какую сумму – основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров на складах или отгруженных покупателям, какова величина задолженности этих покупателей, наличие денежных средств на различных счетах в банках, в кассе или вложенных в ценные бумаги, а также какие суммы средств организации находятся во временном или постоянном пользовании у других юридических или физических лиц (дебиторская задолженность). Легко сравнить и выявить изменения в состоянии этих видов средств на начало и конец отчетного периода, например, изменения остатков не реализованной продукции и т.п.

     Не менее важна информация пассива баланса. В нем представлены данные о собственниках или заемных источниках тех средств, которые показаны в активе баланса. Из этой стороны баланса узнают величину собственных средств организации и величину заемных или привлеченных, которые необходимо будет возвратить в ближайшее или более отдаленное время. Наиболее важная информация пассива – это обобщающий показатель экономической эффективности работы организации. Важными показателями являются статьи пассива – величина уставного и специальных фондов, задолженность по ссудам и займам, задолженность другим организациям и лицам.

 

Упрощенные формы бухгалтерского учета, область их применения.

     Совокупность учетных регистров, используемых организацией для отражения хозяйственных операций, образует форму бухгалтерского учета. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

    Форма бухгалтерского учета – это организация информационной системы, обеспечивающая в определенной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологических и систематических записей, синтетического и аналитического учета в целях осуществления текущего контроля фактов хозяйственной жизни и составления отчетности. Различают мемориально-ордерную, журнально-ордерную, упрощенную и автоматизированную формы бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета, предусматривающая две формы  учета:

1. Простая  форма, без использования учетных  регистров имущества малого предприятия,  применяемая в том случае, когда  на малом предприятии совершается  незначительное количество хозяйственных  операций и содержанием хозяйственной  деятельности не является сфера  материального производства;

2. Упрощенная  форма, предусматривающая использование  ведомостей для учета имущества  предприятия. Каждая ведомость  применяется для учета операций  по одному из используемых  счетов.

 

Выбор формы  бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе  от масштабов деятельности предприятия  и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен  в приказе по учетной политике предприятия.

Упрощенная  форма бухгалтерского учета

 

Малым предприятиям с простым технологическим процессом  производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (не более ста в месяц), рекомендуется  применение упрощенной формы бухгалтерского учета, предусмотренной Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина  Российской Федерации от 21 декабря 1998 года №64н.

 

Для организации  учета по упрощенной форме малое  предприятие на основе типового Плана  счетов составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных  операций, который позволит вести  учет средств и их источников в  регистрах бухгалтерского учета  по основным счетам и тем самым  обеспечивать контроль за наличием и  сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

 

Упрощенная  форма бухгалтерского учета может  вестись:

 

по простой  форме бухгалтерского учета (без  использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

 

по форме  бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета  имущества малого предприятия.

 

Простая форма бухгалтерского учета.

 

Малые предприятия, совершающие не более тридцати хозяйственных  операций в месяц, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами  материальных ресурсов, могут вести  учет всех операций путем их регистрации  только в Книге учета фактов хозяйственной  деятельности.

 

Помимо  Книги малое предприятие должно вести ведомость учета заработной платы, в которой учитываются  расчеты по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц  с бюджетом.

 

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно  определить наличие имущества и  денежных средств, а также их источников на определенную дату и составить  бухгалтерскую отчетность.

 

Книга содержит все счета из рабочего плана счетов, утвержденного малым предприятием, и позволяет вести учет хозяйственных  операций на каждом из них.

 

Вести книгу  можно в виде ведомости, открывая ее на месяц, используя при необходимости  вкладные листы для учета операций по счетам. Если Книга открывается  для учета операций в течение  всего года, она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице следует записать количество содержащихся в ней страниц, заверить запись подписями  руководителя малого предприятия и  лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Информация о работе Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета и форма отчетности. Структура баланса