Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Баланс (франц. balance — весы) — система показателей, сгруппированных в виде двусторонней таблицы в сводную ведомость, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.
Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей. Верхняя—актив—отражает имущество хозяйственного органа, а нижняя—пассив—источники его образования.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 313.73 Кб (Скачать файл)

1. Бухгалтерский баланс

Баланс (франц. balance — весы) — система показателей, сгруппированных в виде двусторонней таблицы в сводную ведомость, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.

Схематично бухгалтерский  баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных  частей. Верхняя—актив—отражает имущество  хозяйственного органа, а нижняя—пассив—источники  его образования.

В балансе всегда должно присутствовать равенство итогов актива и пассива (имущество хозяйства равно источникам его образования). Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.

Каждый из разделов актива и пассива баланса включает экономически однородные виды средств и источников, которые называются статьями баланса.

В зависимости от стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначения различают  разные виды бухгалтерских балансов: вступительный, текущий, заключительный (годовой), разделительный, передаточный, сводный (консолидированный), ликвидационный. Рассмотрим основные виды баланса.

Вступительный баланс (начальный) — первый баланс, составляемый в начале деятельности предприятия. Балансирующим показателем во вступительном балансе выступает уставный капитал, поскольку на этом этапе нет другого источника поступления из-за отсутствия хозяйственной деятельности. В его активе отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве — источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты деятельности за определённый период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.

Текущий баланс - документ, предоставляющий полную  информацию о финансовом состоянии предприятия на дату отчета.

Предварительный баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. Основой такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчётного периода. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение предприятия, в котором оно окажется в конце отчётного периода.

Заключительный  баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определённый период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчётов). При составлении заключительного баланса балансирующим показателем выступает финансовый результат (прибыль или убыток) организации.

Ликвидационный  баланс составляется для характеристики имущественного состояния предприятия на дату прекращения его деятельности как юридического лица.

Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его  двойном назначении, которое характерно только для него.

С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета, с  другой стороны, бухгалтерский баланс — одна из форм периодической и  годовой отчетности.

Бухгалтерский баланс является богатым источником информации, на базе которого раскрывается финансово-хозяйственная  деятельность экономического субъекта. Поэтому среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс значится на первом месте.

Потенциальные инвесторы  и кредиторы изучают и оценивают  содержание и отношения между  отдельными группами и подгруппами  актива и пассива баланса, их взаимосвязь.

Левая сторона двусторонней таблицы баланса это актив (лат. activus — деятельный, действительный) раскрывает состав имущества, как оно действует, чем представлены его составные части.

Составные части актива включают материальные ценности, денежные средства и долговые обязательства юридических  и физических лиц по отношению  к данной организации. Эти лица являются должниками (дебиторами), так как на момент составления баланса используют имущество организации в любой форме, не принадлежащее им на праве собственности.

Правая сторона это пассив (лат. passivus - страдательный, недеятельный) показывает собственный капитал, а также совокупность долгов и обязательств экономического субъекта.

Другими словами, в пассиве  приведены те инвесторы, которые  имеют право собственности на то имущество, состав которого раскрывается в активе баланса.

Ежедневно на предприятиях совершается  множество хозяйственных операций, которые влияют на величину хозяйственных  средств и источников их образования. Поскольку баланс отражает состояние  средств, то каждая операция вызывает его изменения. В зависимости  от влияния на баланс все хозяйственные  операции принято делить на четыре типа.

Первый  тип хозяйственных операций.  К этому типу можно отнести следующие операции: поступление денежных средств на расчётный счёт из кассы или от дебиторов; выдача денег из кассы подотчётным лицам; возврат неизрасходованных сумм подотчётным лицом в кассу; отпуск материалов со склада в производство; поступление из производства готовой продукции на склад; отгрузка готовой продукции со склада покупателям и другое.

Таким образом, хозяйственные  операции первого типа вызывают изменение  только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется.

Второй  тип хозяйственных операций. К этому типу относятся операции по погашению задолженности поставщику за счет полученного кредита в банке, удержанию налогов из заработной платы рабочих и служащих, использованию прибыли на создание фондов специального назначения и другое.

Таким образом, хозяйственные  операции второго типа ведут к  изменениям только в пассиве баланса. Общий итог баланса не меняется.

Третий  тип хозяйственных операций. Они вызывают увеличение статьи и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит увеличение хозяйственных средств.

К этому типу можно отнести  хозяйственные операции, связанные  с поступлением основных средств, начислением  заработной платы рабочим и служащим за изготовление продукции, поступлением материалов от поставщиков и другое.

Четвёртый тип хозяйственных операций. Все операции этого типа вызывают уменьшение и в активе, и в пассиве баланса. Итоги актива и пассива баланса уменьшаются на равную величину. Равенство между ними сохраняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система бухгалтерских  счетов и двойная запись

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля движения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежных и натуральных единицах.

Физически счет - двусторонняя таблица (карточка, книга, свободный  лист). Он имеет структуру в виде Т-образной модели, разделенной на две  части. Это обусловлено тем, что  все изменения, происходящие со средствами хозяйствующего субъекта (пассивами  и активами), представляют собой  либо их увеличение, либо уменьшение. С  целью раздельного учета увеличения и уменьшения счет делится на две  части: левая - дебет, правая – кредит.

На бухгалтерском  счете отражается начальный остаток  «сальдо» учитываемого объекта, а затем  его увеличение или уменьшение. Таким  образом, на любой момент можно определить новый конечный остаток (конечное сальдо). Для этого к начальному остатку  прибавляют сумму их увеличения и  из получившейся величины вычитают сумму  уменьшения. Сальдо, записанное в левой  части счета, называется дебетовым, правой части - кредитовым.

Каждый бухгалтерский  счет имеет дебетовый и кредитовый обороты.  Это информация в денежном измерении, накопленная за отчетный период, которая может быть (а может и отсутствовать) как в дебетовой, так и кредитовой частях счета.

Дебетовый (кредитовый) оборот — итог сумм, записанных по дебету (кредиту) без начального сальдо. Другими  словами, оборот показывает движение средств в двух противоположных направлениях и оценках. При этом сальдо характеризует состояние объекта учета на определенный момент времени и всегда отражается в положительной части счета.

Сальдо  и обороты - это основные показатели бухгалтерских счетов, представляющие информацию о состоянии и изменении объектов учета, которые они претерпели за отчетный период.

Конечное состояние  объектов учета (сальдо конечное) определяется счета следующим образом: сальдо начальное + обороты счета, характеризующие  увеличение – обороты счета, характеризующие уменьшение объекта учета.  Ск = Сн + Оув. - Оум.

Отличительной чертой бухгалтерских  счетов является правило отражения  положительных и отрицательных  изменений.

Счета активов положительную  информацию отражают в дебетовой  части, а отрицательную в кредитовой. А счета пассивов имеют противоположный характер: положительная информация должна быть записана в кредитовой части счета, а отрицательная - в дебетовой.

И активным, и пассивным счетам присущи понятия дебет и кредит, которые должны восприниматься в них диаметрально противоположно. Это означает, что в активе под дебетом понимается ввод, поступление, зачисление, отнесение, а под кредитом - списание, ликвидация, выдача, отпуск. В пассиве, наоборот, под дебетом понимается возврат, отнесение, списание, а под кредитом - получение, начисление, отчисление.

Соответствующие суммы, указанные по отдельным статьям  баланса, служат основанием для открытия счетов. Открыть в текущем учете  счет - значит записать в нем начальный  остаток (сальдо - дебетовое или кредитовое) на основании соответствующей статьи баланса. В конце отчетного периода  по всем хозяйственным операциям  подсчитывается итог.

Счета, которые на конец  отчетного периода имеют остаток, используются при заполнении соответствующих  статей баланса и являются его  составными частями на очередную  дату представления. При отсутствии конечного остатка, то есть когда  сальдо равно нулю, счет считается  закрытым.

Важнейшим правилом ведения  учета при помощи счетов является двойная запись, заключающаяся в  следующем: всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды: в дебет одного счета и  кредит другого.

Двойная запись – это отражение каждой хозяйственной операции не менее чем на двух взаимосвязанных счетах по дебиту одного счета и кредиту другого счета в одной и той же сумме .

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи.

Бухгалтерские проводки – это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно дается запись по дебиту и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

Правило двойной записи имеет как контрольное, так и  познавательное значение, поскольку  позволяет понять экономический  смысл и содержание каждой операции. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчетный период всегда должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие такого равенства  свидетельствует об ошибке, допущенной при отражении операций на синтетических  счетах.

В общем виде бухгалтерские  проводки делятся на простые, в которых  корреспондируются только два счета, и сложные, где один счет корреспондируется  с несколькими счетами. Так же существуют и другие виды проводок: реальные, условные (методологические), дополнительные, сборные, обратные, смешанные.

Многообразие операций, которые имеют место в хозяйственной  жизни, наряду с отражением их в учете  при помощи двойной записи, обусловливает  выделение четырех основных типов:

    • первый тип хозяйственных операций - вызывает изменения только в    активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется.

 

    • второй тип хозяйственных операций - ведет к изменениям только в пассиве баланса, общий итог баланса не меняется.
    • третий тип хозяйственных операций - они вызывают увеличение статьи и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит увеличение хозяйственных средств.
    • четвертый тип хозяйственных операций - вызывают уменьшение и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива баланса уменьшаются на равную величину. Равенство между ними сохраняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, по назначению и структуре

Под классификацией счетов понимается их группировка, в основе которой  заложен принцип распределения  по наиболее существенным признакам. Это  позволяет обеспечить единообразие в отражении хозяйственных операций и глубже разобраться в каждом отдельном счете.

В самом общем виде современная  теория классификации предусматривает  группировку счетов по трём признакам:

1) по отношению к бухгалтерскому  балансу

2) назначению и структуре

3) по экономическому содержанию

Основой классификации  счетов бухгалтерского учета является их деление на активные и пассивные. Свое название они получили от названий сторон баланса, и отражают их содержание.

Активные счета предназначены для отражения различных видов активов (хозяйственных средств, имущества, наличности в кассе, денег на расчетном счете, товаров, материалов и т.д.).

Пассивные счета учитывают пассивы (источники формирования хозяйственных средств, собственный капитал, уставный капитал, различные обязательства). Их строение противоположно строению активных счетов.

Активные счета имеют  дебетовое начальное и конечное сальдо. Хозяйственные операции, вызывающие увеличение сальдо, отражаются на дебетовой  стороне, а операции, вызывающие уменьшение сальдо, - на кредитовой. Пассивные счета  имеют кредитовое начальное и  конечное сальдо.

Информация о работе Бухгалтерский баланс