Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Представление текущей информации об имуществе хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее.

Содержание работы

1.Введение.
2.Балансоведение
3.История
4.Виды бухгалтерских балансов
5.Составление бухгалтерского баланса
6.Форма бухгалтерского баланса
7.Анализ
8.Вывод
9.Источники

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

Таким образом промежуточный ликвидационный баланс содержит:

сведения о составе активов  и пассивов компании,

стоимость его имущества,

сведения об актуальной дебиторской  и кредиторской задолженностях.

 

После проведения всех ликвидационных процедур составляется ликвидационный баланс — это отчет о финансовом состоянии компании, отражающий его  активы, обязательства и собственный капитал на дату ликвидации. Датой ликвидации называют дату исключения компании из государственного реестра. Такой баланс имеет вид нулевого баланса (когда все его статьи равны нулю).

Разделительный  баланс

Разделительный баланс — документ, который составляется при реорганизации  юридического лица в форме разделения и выделения и содержит информацию о разделяемых имуществе, правах, и обязанностях.

Разделительный баланс должен содержать  положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая  и обязательства, оспариваемые сторонами.

Разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение  о реорганизации юридических  лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы  существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами разделительного баланса, а также отсутствие в нем положений  о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц.

Составление бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс имеет форму  двусторонней таблицы. Каждая строка таблицы (балансовый счёт) представляет собой  наименование объекта бухгалтерского учёта и его стоимость на момент составления баланса. Основными  составляющими бухгалтерского баланса  являются активы (левая сторона таблицы), обязательства и капитал (правая сторона таблицы). В экономической  литературе даётся следующие определения  этих понятий:

  • активы — это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов её хозяйственной деятельности и которые могут принести ей экономические выгоды в будущем.
  • обязательства — существующая на отчётную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления её хозяйственной деятельности и расчёты по которой могут привести к оттоку активов.
  • капитал — вложения собственников и прибыль, накопленная за всё время деятельности организации.

 

Бухгалтерский баланс как форма  финансовой отчётности составляется, как правило, на отчётную дату (конец  календарного месяца, квартала, года). Однако важно понимать, что методологически бухгалтерский баланс, будучи сводом информации о стоимости имущества хозяйствующего субъекта, может быть определён по состоянию на любую дату (и даже на любое время) и может составляться так часто, как это представляется необходимым, даже по итогам каждой хозяйственной операции).

 

В бухгалтерском учёте, как и  в физике, существует «закон сохранения»  — ничто ниоткуда не возникает (любой  актив у предприятия появляется из-за каких-либо действий), то есть синхронно  с активами в балансе отображаются источники их происхождения. Активы и пассивы отображаются раздельно: экономические ресурсы в активе, а источники в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса, при создании предприятия исполняется бухгалтерское равенство:

 

Активы = Пассивы

 

Обычно часть активов вносится кем-то другим, кто не является собственником, с учётом этого равенство имеет  такой вид:

 

Активы = Капитал + Обязательства

 

Суммы из обеих частей уравнения  совпадают, потому что они описывают  одни и те же объекты, но с двух разных точек зрения:

Актив отвечает на вопрос: чем являются средства?

Пассив отвечает на вопрос: кто вложил эти средства?

 

Итоговую сумму актива (пассива) баланса называют «валютой баланса» или «цифрой баланса».

 

Активы включают в себя все виды средств: здания, оборудование, запасы материалов, товаров, транспортные средства, задолженность клиентов, контрагентов, деньги на расчетных и других счетах в банках и так далее. Обязательства  складываются из денежных средств, которые  организация должна за поставленные ей товары и услуги, кредиты и  так далее. Истинность того, что суммы  обеих частей балансового уравнения  будут равны друг другу, не зависит  от количества проведённых операций. Равенство активов и пассивов основывается на принципе двойной записи (способ ведения учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается, по крайней мере, на двух счетах, обеспечивая общий баланс).

 

Активы и пассивы обычно подразделяются на текущие и долгосрочные. В международной практике активы в балансе перечисляются в порядке их ликвидности.

 

Cтатьи бухгалтерского баланса формируются в результате обработки большого количества хозяйственных операций, которые структурно объединяются в группы в соответствии с их характером и функцией. Каждая существенная статья должна представляется в отчетности отдельно. Статьи, которые содержат несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения и не должны представляться отдельно.

Правильное составление бухгалтерского баланса предполагает:

Полный охват показателей и  результатов деятельности компании.

Надлежащую группировку хозяйственных  процессов в соответствии с природой того или иного процесса

Правильное отображение операций, которое позволит определить не только финансовое состояние компании, но и его финансовый результат.

 

В России форма бухгалтерского баланса  и порядок его составления  юридическими лицами (кроме кредитных  и бюджетных организаций) регламентируются ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций». Форма действующего на Украине бухгалтерского баланса всех юридических лиц (кроме кредитных и бюджетных организаций) и порядок его заполнения регулируются Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учёта № 2 «Баланс». Порядок составления бухгалтерского баланса банками регулируется «Положением про организацию бухгалтерского учёта и отчётности в банках Украины», выданным Национальным банком Украины и «Положением Банка России от 26.03.2007 № 302-П „О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации“», выданным Центральным банком Российской Федерации.

 

Как на Украине, так и в России в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны быть представлены с подразделением в зависимости  от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Хотя в отчёте по ликвидности (форма баланса для российских банков) активы и обязательства не разделяются на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные. Статьи баланса в соответствии с US GAAP схожи с МСФО, но в американских стандартах есть требование располагать все статьи в порядке снижения ликвидности.

Форма бухгалтерского баланса

Содержательная часть бухгалтерского баланса определяется его строением  и структурой.

МСФО

Представление бухгалтерского баланса  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности регламентируется МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Стандарт достаточно гибок и, таким образом, применим к различным видам компаний вне зависимости от рода деятельности и размера. В соответствии с МСФО капитал является балансирующей статьёй, наличие которой и делает баланс автоматически сходящимся.

 

Существенные статьи должны представляется в финансовой отчётности отдельно. Несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера  или назначения. Информация является существенной, если её раскрытие может  повлиять на экономические решения  пользователей. IAS 1 требует отображать на балансе отдельно оборотные активы/краткосрочные обязательства и внеоборотные активы/долгосрочные обязательства.

 

К статьям, подлежащим обязательному  отражению в балансе, относятся:

основные средства,

инвестиционная недвижимость,

нематериальные активы,

финансовые активы,

инвестиции,

биологические активы,

запасы,

торговая и прочая дебиторская (и кредиторская) задолженность,

денежные средства и их эквиваленты,

активы и обязательства, предназначенные  для продажи[39],

оценочные и финансовые обязательства,

обязательства и активы по налоговым  платежам (текущие и отложенные),

капитал и резервы, доля меньшинства.

 

Дополнительные линейные статьи, должны представляться в балансе тогда, когда такое представление необходимо для достоверного представления  финансового положения компании. Решение в отношении того, должны ли дополнительные статьи быть представлены отдельно, должно основываться на оценке:

содержания и ликвидности активов,

функции активов внутри компании,

размера, содержания и сроков обязательств.

Россия

В России коммерческие, бюджетные  и страховые организации, кредитные  организации и банки, негосударственные  пенсионные фонды имеют различные  формы отчёта, их формы и порядок  заполнения утверждаются Министерством  финансов Российской Федерации (Центральным  банком для кредитных организации  и банков). При этом общие принципы составления бухгалтерского баланса для организаций (за исключением кредитных организации и банков, а также государственных и муниципальных учреждений) закреплены в положении по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Форма бухгалтерского баланса коммерческих организаций регламентируется Приказом Министерства финансов Российской Федерации  «О формах бухгалтерской отчётности организаций». С 2011 года форма российского бухгалтерского баланса коммерческих организаций была изменена и теперь включает в себя данные на конец трёх лет, также были изменены и сами статьи баланса. А начиная с отчетности за 2012 год субъекты малого предпринимательства могут использовать упрощенную форму бухгалтерского баланса.

Форма бухгалтерского баланса бюджетных  организаций регламентируется Приказом Министерства финансов Российской Федерации  «Об утверждении Инструкции о  порядке составления и представления  годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 191н.

Форма бухгалтерского баланса страховых  организаций регламентируется Приказом Министерства финансов Российской Федерации  «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (вместе с «Указаниями об объёме форм бухгалтерской отчетности страховых  организаций», «Указаниями о порядке  составления и представления  бухгалтерской отчетности страховых  организаций», «Инструкцией об объёме форм отчетности, представляемой в  порядке надзора, порядке её составления  и представления») от 11.05.2010 № 41н.

Форма бухгалтерского баланса негосударственных  пенсионных фондов регламентируется Приказом Министерства финансов Российской Федерации  «Об особенностях бухгалтерской отчётности негосударственных пенсионных фондов» от 10 января 2007 года № 3н.

Форма бухгалтерского баланса кредитных  организаций и банков регламентируется Указанием Банка России (ред. от 13.12.2010) «О перечне, формах и порядке составления  и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный  банк Российской Федерации» от 12 ноября 2009 года № 2332-У.

Анализ

Анализ бухгалтерского баланса  проводится с помощью одного из следующих способов:

  • анализ непосредственно по балансу без изменения состава балансовых статей;
  • анализ уплотнённого сравнительного аналитического баланса путём агрегирования некоторых однородных по составу элементов;
  • анализ откорректированного баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Таким образом, анализ баланса может  проводиться непосредственно по бухгалтерскому балансу или по агрегированному  аналитическому балансу. Анализ по самому балансу достаточно трудоёмкий и  неэффективный процесс, так как  он предполагает расчёт множества показателей  и, таким образом, не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации.

Аналитический баланс сводит и систематизирует  те расчёты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Аналитический баланс охватывает множество  показателей, характеризующих статику  и динамику финансового состояния  организации. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтального, так  и вертикального анализа.

Существует шесть этапов анализа  бухгалтерского баланса:

  1. анализ динамики и структуры баланса,
  2. анализ финансовой устойчивости организации,
  3. анализ ликвидности баланса и платежеспособности компании,
  4. анализ состояния активов,
  5. анализ деловой активности ,
  6. диагностика финансового состояния компании.

Анализ динамики и структуры  баланса

Важным направлением анализа динамики и структуры баланса являются вертикальный и горизонтальный анализы, в ходе которых оцениваются удельный вес и структурная динамика отдельных  групп и статей актива и пассива  баланса. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга и на практике обычно строят аналитические таблицы, в которых анализируется как структура отчёта, так и динамика её отдельных показателей.

Информация о работе Бухгалтерский баланс