Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 10:16, дипломная работа
Задачами настоящей курсовой работы являются:
- рассмотреть основные методы и функции бухгалтерского учета;
- нормативно правовое регулирование бухгалтерского учета.
Введение 3
Глава 1. Общие вопросы организации бухгалтерского учета
1.1 Понятие и классификация бухгалтерского учета 5
1.2 Предмет, методы и задачи бухгалтерского учета 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета 11
Глава 2. Сущность и функции бухгалтерского учета в системе управления рыночной экономикой
2.1 Сущность бухгалтерского учета, документированное оформление 15
2.2 Функции бухгалтерского учета 18
2.3 Бухгалтерский учет в системе управления рыночной экономикой 25
Заключение 27
Практическая часть 29
Список литературы
Предмет бухгалтерского учета охватывает всю информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, поэтому бухгалтерский учет должен быть сплошным и непрерывным. Объекты отражаются в стоимостном выражении. Учет обязаны вести все предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, находящиеся на её территории.
1.3. Нормативно-правовое
регулирование бухгалтерского
1Целью нормативного регулирования БУ является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется
Правительством России.
Система нормативного регулирования бухгалтерского
учета в России состоит из документов четырех
уровней.
2 Первый уровень включает Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2001 г. № 123-ФЗ), другие федеральные законы, указы Президента России и постановление Правительства России, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета.
В настоящее время одним из основных документов первого уровня, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета, составление и предоставление бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству России, является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России, которое разработано на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями в соответствии с приказом № 31н от 24 марта 2000 г.). Он включает в себя 4 главы. В первой главе устанавливаются общие положения наиболее важных вопросов бухгалтерского учета. В частности дается, определение самому понятию бухгалтерского учета, его задачам объектам. Устанавливается круг лиц, на
1Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99)
2Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. М.: Финансы и статистика, 2006. – 47 с.
которых лежат обязательства по обеспечению организации бухгалтерского учета. Вторая глава посвящена наиболее значимым требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и оформлению бухгалтерской документации. Например, уточняется процедура проведения инвентаризации, порядок ведения бухгалтерских регистров. Третья глава дает разъяснения относительно состава бухгалтерской отчетности, регламентирует процедуру ее ведения, предоставления и хранения.
Заключительная глава устанавливает ответственность за совершенные правонарушения в области бухгалтерского учета.
Положения, касающиеся порядка ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности, затронуты также в ряде иных федеральных законов, регулирующие специфические вопросы в отношении отдельных субъектов хозяйствования.
Второй уровень включает планы счетов бухгалтерского учета и положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и предоставление бухгалтерской отчетности.
В соответствии
с Постановлением
Документы второго уровня включают положения по БУ и утверждаются федеральным органом исполнительной власти - Министерством финансов. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. Данные положения охватывают требования относящейся к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, условно в разрезе 3 групп: общие вопросы раскрытия информации; активы и обязательства организации; финансовые результаты ее деятельности.
Третий уровень регулирования бухгалтерского учета включает нормативные акты и методические указания (инструкции, письма, рекомендации) по вопросам бухгалтерского учета, разрабатываемые как Министерством финансов России, Министерством по налоговым сборам и платежам, так и другими органами.
Важнейшими
документами этого уровня
Нормативные
акты и методические указания
по бухгалтерскому учету, издаваемые
органами, которым федеральными
законами предоставлено право регулирования бухгалтерского
учета, не должны противоречить нормативным
актам и методическим указаниям Министерства
финансов России.
Документы четвертого уровня утверждаются
руководителем организации. Этот уровень
занимают рабочие документы организации,
формирующие ее учетную политику в методическом,
техническом и организационном аспектах.
Наряду с этими документами имеются внутренние
инструкции, необходимые для успешной
работы организации. Примером рабочих
документов, может служить также рабочий
план счетов, разрабатываемый самим предприятием.
Список проектов
нормативных правовых актов,
подлежащих разработке и принятию:
№ |
Наименование законопроекта |
Состояние |
1. |
Проект федерального закона № 146680-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (о переходе к новой системе регулирования аудиторской деятельности) |
принят в первом чтении 18.05.2005 года готовится к рассмотрению во втором чтении |
2. |
Проект федерального закона № 55792-4 «О консолидированной финансовой отчетности» |
принят
во втором чтении 17.12.2004
года |
3. |
Проект федерального закона «О бухгалтерском учете» (новая редакция) |
Разработан Минфином, проходит согласования |
4. |
Проект федерального закона № 94327-4 «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (об освобождении налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности от обязанности ведения бухгалтерского учета) |
04.10.2004
года внесен в Государственную Думу Законодательным
Собранием Пермской области |
5. |
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения субъектов оценочной деятельности, повышения ответственности в данной сфере) |
Разработан при участии ТПП России, внесен в Государственную Думу 4.06.2007 года |
2.1. Сущность бухгалтерского
учета, документированное оформление.
Сущность бухгалтерского учета заключается:
-формирование полной
и достоверной информации, обеспечении
ею внутренних и внешних
- обеспечение единообразие ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых предприятиями;
- составление и представление
сопоставляют достоверной
При рыночной экономике бухгалтерский учет включает в себя не только ведение счетов и хранение учетной информации, но и составление смет, проведение анализа количественных и качественных показателей, аудиторские издержки, расчет налогов, планирование прибыли, разработку альтернативных вариантов для принятия управленческих решений по вопросам хозяйственной деятельности организации.
В современной трактовке бухгалтерский учет понимается как информационная система, которая осуществляет измерение, регистрацию, обработку и передачу финансовой информации об определенном хозяйствующем субъекте в целях использования этой информации для принятия управленческих решений и контроля за их использованием.
Бухгалтерские документы подразделяются по назначению, способу отражения хозяйственных операций; месту составления, способу охвата операций.
По назначению документы подразделяются на распорядительные, оправдательные (исполнительные), комбинированные и документы бухгалтерского оформления.
Распорядительные документы содержат в себе приказ, распоряжение или дают право на совершение операции (платежное поручение, доверенность, распоряжение о проведении инвентаризации и др.). Эти документы не подтверждают факта совершения операции и не являются основой для отражения ее в учете,
Оправдательные документы оформляют уже совершенную операцию (инвентаризационная опись, различные акты и др.) и служат основанием для отражения хозяйственной операции в учете.
Комбинированные документы содержат в себе распоряжение и одновременно оформляют уже совершенную операцию (приходные и расходные кассовые ордера, накладные и др.). Использование в учете комбинированных документов сокращает их обще количество, ускоряет обработку и уменьшает расходы предприятия на приобретение документов.
Документы бухгалтерского оформления составляются и используются для нужд бухгалтерии (справки об ошибках, обнаружении в учетных записях, расчет реализованной торговой надбавки и др.).
По способу отражения хозяйственных операций документы подразделяются на первичные и сводные,
Первичный документ составляется в момент совершения операции и является первым свидетельством хозяйственной операции (накладные, кассовые ордера, акты и др.). Их название определяется тем, что они служат основанием для первичного этапа в учете.
Сводный документ составляется на основании первичных документов и обобщает сведения, содержащиеся в них (товарные, кассовые отчеты и др.), что позволяет осуществлять контроль; сохранностью материальных ценностей и денежных средств.
Сводные документы широко распространены в практике бухгалтерского учета, так как они сокращают количество записей и значительно упрощают и облегчают учетную работу.
По месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние документы составляются и имеют юридическую силу только на самом предприятии (платежная ведомость, инвентаризационная опись и др.).
Внешние документы поступают на предприятие с других предприятий (счет-фактура, товарно-транспортная накладная и др.),
По способу охвата операций первичные документы подразделяются на разовые, накопительные и группировочные.
Разовые документы оформляют одну хозяйственную операцию (наряд на работу).
Накопительный документ отражает однородные разовые операции в последовательности порядка их составления. Накопительные документы -ведомости обычно заводятся для записи в них разовых документов в течение определенного периода. Накопительные ведомости составляются по приходу материалов на склад, расходу материалов со склада, по приходу денег в кассу и др. Использование этих документов сокращает количество документов в обороте предприятия, ускоряет процесс документального оформления операции и сокращает расходы по ведению бухгалтерского учета.
Группировочным считается документ, в котором отражается информация из однородных разовых документов, сгруппированных по тем или иным видам материалов, затрат и. т. д.
2.2. Функции бухгалтерского учета.
1. Контрольная функция.
Наличие различных форм собственности,
расширение прав предприятий не означают,
что в рыночных условиях должен быть ослаблен
финансовый контроль, контроль за затратами на
производство и продажу продукции, выполненных
работ и оказываемых услуг. Наоборот, работники
учетного аппарата, контрольно-ревизионных
служб, банков, аудиторских фирм, налоговых
служб, опираясь на новые методы хозяйствования,
должны осуществлять действенный контроль,
за использованием различных видов ресурсов.
В единой целостной системе бухгалтерского
учета роль его контрольной функции усиливается
и приобретает еще большее значение, поскольку
администрации, руководителям, менеджерам
необходимо знать, например, не только
финансовое состояние своего предприятия,
но и финансовое положение, платежеспособность
предприятий-конкурентов.
Контроль — это процесс, позволяющий определить
достижение организацией своих целей.
Процесс контроля состоит из установления
стандартов, измерения фактически достигнутых
результатов и проведения корректировок
в том случае, если достигнутые результаты
существенно отличаются от установленных
стандартов.
Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный).