Бухгалтерский учет финансовых результатов и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Прибыль обеспечивает фирме возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников фирмы. Прибыль является также основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности деятельности фирмы, возможности ее функционирования, степени надежности фирмы, ее конкурентоспособности и финансового благополучия.
Износ основных средств и затруднительное поддержание их в работоспособном состоянии, жесткая конкуренция являются основными причинами, порождающими динамику падения производства и рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, сущность анализа финансовых результатов 5
2.Экономическая сущность прибыли предприятия 12
3.Показатели рентабельности 16
4.Характеристика организации ООО «Меридиан» 21
5.Приказ об учетной политике ООО «Меридиан» 23
Заключение 26
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая по бух.учету.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Из этого следует, что  предприятия должны включать в качестве обязательных элементов анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Основными задачами анализа  финансовых результатов являются:

  • Анализ динамики и факторов изменения структуры формирования финансовых результатов;
  • Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
  • Расчет показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов;
  • Анализ факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;
  • Анализ факторов формирования и распределения общей бухгалтерской прибыли;
  • Анализ состава и структуры налогооблагаемой прибыли.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы.

Основное содержание финансового анализа составляют:

  • Анализ динамики и факторов изменения структуры формирования финансовых результатов;
  • Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
  • Расчет показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов;
  • Анализ факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;
  • Анализ факторов формирования и распределения общей бухгалтерской прибыли;
  • Анализ состава и структуры налогооблагаемой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая  сущность прибыли предприятия

  • Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

  • С экономической точки  зрения прибыль - это разность между  денежными поступлениями и денежными  выплатами. С хозяйственной точки  зрения прибыль - это разность между  имущественным состоянием предприятия  на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

    Под доходами предприятия подразумевается  увеличение экономических выгод  в результате поступления денежных средств, иного имущества и погашение  обязательств, приводящее к увеличению капитала.

    Как известно, доходы предприятий  в зависимости от их характера, условия  получения и направлений его  деятельности подразделяются на:

    • доходы от обычных видов деятельности;
    • прочие доходы;

    Доходами от обычных  видов деятельности являются выручка  от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

    К прочим доходам относятся: операционные, внереализационные, а также чрезвычайные доходы.

    Теоретиками бухгалтерского учета описаны возможные парадоксальные ситуации, связанные с прибылью:

    • Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила и прибыли нет. Такая ситуация возникает при отражении факта реализации по факту оплаты. Этот парадокс возникает из-за несоответствия юридического права собственности и экономической сущности вложенного, но еще не завершившего оборот капитала.
    • Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила, тем не менее, в балансе отражается прибыль. В этом случае ценности будут числиться в составе дебиторской задолженности по полной стоимости. Одновременно возникают обязательства предприятия по уплате налогов, связанных  с реализацией. С юридической точки зрения соблюдены правила перехода прав собственности на продукцию, товар, услуги, а с финансовых позиций у предприятия нет реальных возможностей использовать отраженную в отчетности прибыль.
    • Предприятие совершило крупные приобретения ценностей на сумму, превышающую величину прибыли. Прибыль по отчету есть, а денежные средства в кассе и на расчетном счете отсутствуют. Такая же ситуация возникает и при отражении расходов будущих периодов (например, внесение вперед арендной платы). В данном отчетном периоде на затраты будет отнесена только часть этих расходов, в то время как деньги со счета списаны. В этом случае предприятие обязано выплатить дивиденды. Проценты и налоги из сумм прибыли, не подкрепленных деньгами.
    • Возможен предельный случай предыдущего парадокса. Банкротом объявляется предприятие, показавшее в отчете прибыль. Такая ситуация может возникнуть, если предприятие в результате своей хозяйственной деятельности вложило прибыль в нереализуемые активы. Ликвидность предприятия утрачивается, и оно становится банкротом.
    • Имущественная масса предприятия увеличилась, а прибыли нет. При безвозмездном поступлении ценностей увеличивается добавочный капитал, а не прибыль. То же происходит в результате переоценки имущества или выявления излишков при инвентаризации.
    • Предприятие несет реальные убытки, но в учете показывает номинальную учетную прибыль. Например, предприятие вложило крупные средства в оборудование, которое окупится лишь через несколько лет, следовательно, весь срок окупаемости предприятие будет работать в убыток, но с точки зрения бухгалтерского учета будет показана прибыль за каждый месяц в течение всех этих лет. Это так называемый парадокс «мертвой точки».
    • Предприятие уплачивает налог на прибыль, имея реальный убыток. Такая ситуация возникает, если предприятие понесло убытки от бесхозяйственности, что не освобождает его от уплаты налогов. В современной ситуации такое положение возникает при уплате пени и штрафов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
    • Прибыль, исчисленная за все время существования предприятия, никогда не равна сумме прибылей, исчисленных за каждый отчетный период. Это связано с переоценками, изменениями в учетной политике и другими причинами. Однако подлинная прибыль предприятия за все время существования предприятия от момента возникновения и до его ликвидации должна исчисляться разностью между полученным и вложенным капиталом.
    • Предприятие как единое целое имеет оценку, отличную от совокупной стоимости его активов. Разность между этими величинами называется «гудвилл» (goodwill) или «цена фирмы» (вид нематериальных активов, отражающий деловую репутацию фирмы). Обычно эта разница имеет положительное значение, хотя не исключается и отрицательное, т.е. продавая предприятие по частям, можно выручить больше средств, чем продавая целиком.

    Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело  к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском  учете, не отражает действительного  результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению  понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль - результат реализации товаров и услуг, экономическая прибыль - результат «работы» капитала.

    В современной теории учета, прежде всего англоязычных стран, различают налоговую и экономическую  концепции прибыли. В связи с этим возможны два варианта исчисления прибыли: в первом - бухгалтерская прибыль равна налогооблагаемой, во втором – их суммы не совпадают. В первом случае взгляд пользователей бухгалтерской информации устремлен в прошлое, во втором в будущее. В последнем учтен тот факт, что данные финансовой отчетности влияют на курс акций предприятия. Поэтому прибыль, показаная в балансе и отчете о прибылях и убытках, не должна быть тождественна прибыли, с которой уплачиваются налоги.

    Анализируя различные научные трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение.

    Прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции. Реализация других активов, поступлений от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.  Показатели  рентабельности

     

    Важная роль в системе  экономических показателей эффективности  деятельности предприятия принадлежит  показателям рентабельности.

    Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень  прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию продукции, но и для образования прибыли.

    Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

    Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

    1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
    2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
    3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

    Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

    Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.

    Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

    Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

    Коэффициенты  рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.

    Наиболее часто используемыми  показателями в контексте финансового  менеджмента являются коэффициенты рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.

    Коэффициенты  рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов) рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия.

    Он показывает, сколько  денежных единиц потребовалось фирме  для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника  привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных  индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.

    Коэффициентом рентабельности реализации (рентабельность реализации) рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации и из расчета по чистой прибыли.

    Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования  и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т.д. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиление контроля за использованием материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя следует учитывать, что на его уровень существенное влияние оказывают применяемые методы учета материально-производственных запасов. Наиболее значимым в этой части анализа финансовой информации признается рентабельность реализованной продукции, определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной продукции. В итоге узнают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

    Коэффициент рентабельности собственного капитала (рентабельность собственного капитала) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

    С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала. В показателе чистой прибыли находят отражения действия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результата деятельности компании: в благоприятные для компании годы отчисления возрастают, в период же снижения деловой активности они уменьшаются. Поэтому здесь обычно наблюдается более ровное движение показателя. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой  прибыли  заработала каждая единица, вложенная собственниками компании.

    Для оценки уровня коэффициентов  оборачиваемости и рентабельности полезно сопоставить эти показатели между собой. Например, сравним рентабельность всех активов с рентабельностью собственного капитала, рассчитанных по чистой прибыли. Разница между этими показателями обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Положительной оценки в этом случае будет заслуживать такая ситуация, при которой компания посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна  уплатить процентов на этот заемный капитал.

    Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет  выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность реализации, скорость оборачиваемости  или оба эти коэффициента вместе.

    Информация о работе Бухгалтерский учет финансовых результатов и использование прибыли