Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:08, дипломная работа
Целью данной курсовой работы является исследование банковской системы Республики Казахстан, ее основные проблемы.
Для того, чтобы раскрыть цель работы были поставлены следующие задачи:
- изучить общие положения банковской деятельности в Казахстане, сущность банков в рыночной экономики, их денежно-кредитную политику, и систему управления;
- исследовать состояние и проблемы современной банковской системы в Казахстане;
- выявить возможные пути улучшения банковской системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ 5
1.1 Место и значение банков в рыночной экономике, их основные задачи 5
1.2 Денежно-кредитная политика банковской системы Казахстана 6
1.3 Банковский менеджмент как основные звено работы банка 8
2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 10
2.1 Значение банковской системы в стабилизации экономики Казахстана 10
2.2 Состояние банковского сектора РК в период кризиса 11
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Отсутствие эффективных инструментов стерилизации быстрорастущих экспортных поступлений, сравнительно негибкий обменный курс и значительные повышения зарплаты способствовали росту инфляции в последние годы. Денежная масса быстро растет: в последние три года она увеличивается в среднем на 58% в год, а за период с июня 2006-го по июнь 2007 г. рост составил 66%. В 2002 г. инфляция потребительских цен (ИПЦ) составляла 5,9%, но с тех пор она ежегодно растет. В период с декабря 2006 г. по декабрь 2007 г. ИПЦ в Казахстане достигла 18,8%. Основной "вклад" в инфляцию внес рос цен на продукты питания (рост на 26,6%), из-за чего средняя годовая инфляция приблизилась к 11%. Правительство надеется в 2008 г. удержать инфляцию на уровне менее 10%. Ожидается, что в связи с резким сокращением объема внутреннего кредитования, вызванным трудностями с привлечением внешних заимствований и заставляющим банки рационализировать свою кредитную политику (в том числе повышать ставки по кредитам на внутреннем рынке), инфляционное давление уменьшится. Это должно способствовать снижению частного потребления и резкому замедлению роста денежных агрегатов. Кроме того, НБУ применяет все более передовые инструменты кредитно-денежной политики - выпускает собственные облигации и разрабатывает операции, которые можно применять на открытом рынке в целях стерилизации притока денег в экономику.
По международным меркам, банковский сектор Казахстана относительно невелик, он отличается высокой степенью концентрации и избыточным количеством банков. В январе 2008 г. в нем насчитывалось 36 банков, включая два специализированных банка, полностью принадлежащих государству, - Банк Развития Казахстана (ВВВ-/Стабильный/А-3) и Жилстройбанк (рейтинга нет). На долю шести крупнейших банков приходится почти 90% совокупных активов, а лидерами в этой шестерке традиционно являются три банка - ККБ, БТА и Халык (приложение 1). В 1990-е годы количество банков был сокращено почти в пять раз, но в последние годы оно вновь начало расти: лицензии получили дочерние предприятия некоторых иностранных банков. За последние годы случаев реорганизации в форме слияний и приобретений, а также принудительной ликвидации банков по распоряжению регулирующих органов было мало, но в среднесрочном периоде их число может возрасти.
В настоящее время в секторе не так много банков, которые полагают, что в ближайшее время им удастся восстановить исключительно быстрые темпы роста своего бизнеса. Банки пересматривают свои стратегии (в одних случаях более, в других - менее основательно), реализуют планы реструктуризации бизнеса, усиливают внутренние процедуры и системы риск-менеджмента. В нынешних непростых условиях особенно трудно приходится относительно слабым банкам, в то время как более сильные игроки имеют возможность усилить свои рыночные позиции. Перераспределение рыночных долей и изменение общей картины банковского сектора могут сопровождаться продажей некоторых банков, в том числе иностранным инвесторам. В нынешних, весьма неблагоприятных условиях процесс слияний и поглощений едва ли примет сколько-нибудь масштабный характер, но когда ситуация нормализуется, он может ускориться. Большинство казахстанских банков "переросли" своих акционеров в том смысле, что последним становится все труднее удовлетворять их потребности в финансировании и капитале, необходимом для дальнейшего развития.
Покупка 91,8% АТФ-Банка
группой UniCredito через дочерний BankAustria
Creditanstalt AG (A+/Стабильный/А-1) в ноябре
2007 г. стала самой заметной и значительной
прямой иностранной инвестицией (ПИИ)
в современной истории
Рыночные позиции
У большинства банков Казахстана серьезной проблемой, сдерживающей дальнейшее развитие восприятия их клиентами, является непрозрачная структура собственности. Владельцами большинства банков являются влиятельные казахстанские предприниматели, нередко тесно связанные с промышленными группами. Неполное раскрытие данных о частных акционерах повышает информационный риск и вероятность возможных проблем в системе корпоративного управления. В частности, существует риск занижения банками данных о размерах кредитования связанных с ними сторон. Имена подлинных владельцев, зачастую скрывающихся за различными подставными или действующими компаниями, не всегда публично раскрываются. Частая смена корпоративных владельцев акций банков вряд ли отражает реальные изменения в структуре собственности. Несмотря на требование регулирующего органа раскрывать имена подлинных собственников для целей регулирования, в открытых источниках эти сведения появляются редко. Такое раскрытие информации едва ли можно назвать полноценным.
Вместе с тем, несмотря на рост кризисного потенциала в банковской системе Казахстана, можно констатировать, что ситуация в банковском секторе достаточно управляема и в большинстве своем поддается коррекции со стороны регулирующих органов Казахстана. В рамках антикризисной программы, Правительством Казахстана обещаны средства в размере 5 млрд. долларов, которые пойдут 4 крупнейшим банкам через временное участие в их капитале. Кроме того, правительство не исключает, что в случае необходимости помощь может быть предоставлена и менее крупным банкам. [23, c. 19]
Банковский сектор не обеспечивает основную часть финансирования, что обусловлено динамикой роста благосостояния, невысоким (хотя и растущим) доверием к банковской системе, необходимостью более основательной перестройки корпоративного сектора и обеспечения его прозрачности, а также тем обстоятельством, что многие казахстанские дочерние предприятия транснациональных корпораций финансируются из-за рубежа. Свыше 50% всех средств, привлеченных казахстанскими нефинансовыми организациями, представляющими, как правило, экспортно-ориентированные отрасли промышленности, такие как нефтяная и газовая, были получены от международных материнских компаний напрямую, в форме внутрикорпоративных кредитов.
Укрепление банковской системы всегда оставалось важным аспектом в реформировании экономики республики. Осуществление программы реформирования банковской системы является базовым условием для оздоровления и построения современной конкурентоспособной банковской системы, адекватной задачам экономического развития Казахстана.
По мере углубления мировой рецессии давление будет усиливаться – казахстанским банкам будет необходимо рефинансировать внешний долг, либо из внешних источников, либо с внутреннего рынка и от Правительства. Внутренний рынок слишком мал; у Правительства имеется достаточно валюты, и хотя Правительство уже поддержало банки, маловероятно, что оно полностью использует свои резервы на эти цели. Иностранные инвесторы продемонстрировали желание принять на себя казахские риски даже во время мирового кризиса, и поэтому этот источник кредитов не закрыт – для рефинансирования нового долга. Как следствие, банковский сектор сожмется, его прибыльность будет продолжать уменьшаться, а качество активов, по-видимому, ухудшится, так как число проблемных кредитов возрастет пропорционально числу хороших кредитов (по которым расплатились).
Регулирующие органы стремятся использовать сложившуюся ситуацию для сдерживания чрезвычайно высокого роста банковских активов, отмечавшегося в предыдущие периоды, а также для ограничения внешних заимствований, но пока их усилия не особенно эффективны. Власти прекрасно осознают опасности, связанные с недавним ростом банковских активов и внешних заимствований, но предпринимаемые ими до сих пор меры не успевали за ходом событий.
1 апреля 2007 г. АФН ввело
новые ограничения на внешние
заимствования. По новым
Из положительных моментов следует отметить, что новые законодательные нормы заставили банки заняться решением давно назревшей проблемы увеличения капитала и создали дополнительные стимулы для развития внутренней базы вкладов. Теоретически любые заимствования в иностранной валюте, превышающие определенный лимит, потребуют от банка увеличения капитала на величину, равную 15-50% от суммы заимствований. При этом сумма необходимого увеличения капитала будет зависеть от размера банка и вида заимствований.
Недавно НБК и АФН обратились к банкам с предложением подписать меморандумы, обязывающие их не увеличивать свои активы и внешние заимствования выше уровня, существовавшего на 1 ноября 2007 г., в обмен на дальнейшую помощь НБК по экстренному поддержанию ликвидности. Однако лишь очень немногие банки подписали этот документ (срок его действия - один год).
Большинство банков пока не очень заинтересованы в использовании этого краткосрочного источника пополнения запасов ликвидности и предпочли не связывать себя ограничениями, содержащимися в меморандуме. Рефинансирование через сделки РЕПО с НБК доступно даже для банков, не подписавших эти меморандумы. Впрочем, этот документ не имеет ограничений по времени и может быть подписан позднее.
Недавно принятые меры предусматривают, в частности:
АФН планирует еще более ужесточить ограничения на внешние заимствования, повысить требования в отношении резервов, содействовать совершенствованию систем риск-менеджмента, а также уточнить и повысить нормы по ликвидности в 2009 г. В более отдаленной перспективе (в следующем десятилетии) предполагается внедрить передовые внутренние модели управления рисками, удовлетворяющие требованиям нового Базельского соглашения по капиталу (Basel II Capital Accord), причем процесс внедрения должен постепенно начаться уже в 2009 г.
Таким образом, в последние годы в Казахстане не было крупных банкротств, можно отметить лишь несостоятельность нескольких небольших строительных компаний и двух банков среднего размера. Однако потенциальные проблемы недооцениваются из-за недостаточно четкой классификации проблемных ссуд. Дальнейшее понижение курса тенге может негативно повлиять на способность заемщиков погашать свои долги. Между тем в конце 2007 г. 51% всех ссуд, выданных в казахстанской банковской системе, было номинировано в иностранных валютах.
Казахстанские банки активно расширяют масштабы деятельности в России, Кыргызстане, Узбекистане, Украине и других странах СНГ, проводя транснациональные операции из головных офисов в Казахстане, а также используя приобретаемые банки и свои представительства. По состоянию на начало 2008 г., суммарный объем прямого кредитования и инвестирования казахстанских банков в странах СНГ за пределами Казахстана составлял примерно 12% совокупных активов национальной банковской системы, но у крупных банков (а именно БТА и ККБ), наиболее агрессивно расширяющих бизнес в других странах СНГ, удельный вес внешних кредитов и инвестирования в активах выше.
По мнению Standard & Poor's, большинство других стран СНГ отличаются более высоким по сравнению с Казахстаном уровнем рисков - экономических, политических, структурных и правовых, в то же время выгоды от такой диверсификации бизнеса весьма ограничены. Кроме того, обеспокоенность вызывает возможность того, что в погоне за клиентурой на очень конкурентных рынках стран СНГ (особенно России и Украине) казахстанские банки будут вынуждены принимать участие в проектах с повышенным уровнем риска. [17, c. 102]
На сегодняшний день
банки призваны: аккумулировать свободные
денежные средства, выполнять функции
кассиров хозяйственных субъектов,
производить эмиссию. Банковский сектор
должен удерживать в достаточно стабильном
состоянии денежно-кредитную
Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит в бюджетных учреждениях Казахстана