Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:36, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям. В ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов
Введение……………………………………………………………..
3
Глава1.
Теоретические основы формирования налогооблагаемых показателей по налогу на доходы физических лиц..........................
5
Общая характеристика налога на доходы физических лиц..
5
Экономическая сущность и порядок исчисления налога на доходы физических лиц………………………………............
6
Основные элементы налога на доходы физических лиц……
15
Учетная политика и характеристика ООО «ТК Сорком М».
19
Глава 2.
Учет НДФЛ в ООО «ТК Сорком М»……………………………..
21
Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности НДФЛ и документальное оформление…………………………………
21
Синтетический и аналитический учет расчетов по НДФЛ…
24
Глава 3.
Мероприятия по улучшению ведения учета……………………….
27
Подведение итогов по деятельности ООО «ТК Сорком М».
27
Выводы и предложения……………………………………….
28
Заключение…………………………………………………………...
30
Список используемой литературы…………………….....................
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава1. |
Теоретические основы формирования налогооблагаемых показателей по налогу на доходы физических лиц.......................... |
5 |
|
5 | |
|
6 | |
|
15 | |
|
19 | |
Глава 2. |
Учет НДФЛ в ООО «ТК Сорком М»…………………………….. |
21 |
|
21 | |
|
24 | |
Глава 3. |
Мероприятия по улучшению ведения учета………………………. |
27 |
|
27 | |
|
28 | |
Заключение…………………………………………………… |
30 | |
Список используемой литературы……………………............ |
34 | |
Приложение…………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях
рыночных отношений и особенно в
переходный к рынку период налоговая
система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой
финансово-кредитного механизма государственного
регулирования экономики. От того, насколько
правильно построена система
налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного
хозяйства. Именно налоговая система
на сегодняшний день оказалась, пожалуй,
главным предметом дискуссий
о путях и методах
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Ввиду сложности исследуемой темы, ее многоаспектности и многогранности, порядок начисления и уплаты налога на доходы физических лиц является широко обсуждаемым в современной научной и практической литературе. В качестве базы для написания курсовой работы использовалось действующее российское законодательство, комментарии к нему, а также статьи из специализированных бухгалтерских журналов, широко обсуждающих проблемы порядка начисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛАГАЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО НДФЛ.
1.1.Общая характеристика налога на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К доходам полученным от источников в Российской Федерации относятся: дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации; страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации; доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации и др.; доходы от реализации недвижимости, ценных бумаг, акций и т.д. вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу; пенсий, пособия, стипендии и другие аналогичные доходы; доходы полученные от использования транспортных средств и средств связи.
Не относятся к доходам,
полученным от источников в Российской
Федерации, доходы физического лица,
полученные им в результате проведения
внешнеторговых операций (включая товарообменные),
совершаемых исключительно от имени
и в интересах этого
К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся: дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов; страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат; доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и др.Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации; для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
1.2 Экономическая сущность и порядок исчисления налога на
доходы физических лиц.
Налог на доходы физических
лиц представляет собой обязательный,
индивидуально безвозмездный
Диаграмма1.
Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации (млрд.рублей)
В настоящее время порядок взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ, в которой даны определения элементов состава налога, при отсутствии которых налог не считается установленным: налоговая база (ст. 210);налоговый период(ст. 216);налоговые вычеты (ст. 218, 219, 220, 221);дата фактического получения дохода (ст. 223).В соответствии со статьей 210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. Налоговый период, согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ, - это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год. Налоговые вычеты – это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. Налоговые вычеты, действующие с 1 января 2001 года, установлены в фиксированных суммах. В соответствии с НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц имеют право на вычеты предоставляемые налогоплательщику одним из работодателей (налоговым агентом) ежемесячно на основании заявления.
Если сумма налоговых
вычетов в данном налоговом периоде
окажется больше суммы доходов, в
отношении которых
Схема 1.2.2. Дата фактического получения доходов
Согласно пункту 1 статьи 53 НК РФ, налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде размера процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении суммы налога. Порядок взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ и составляет 13% в отношении всех видов доходов. Исключение составляют доходы, полученные в виде дивидендов (облагаются по ставке 9%), доходы лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации (облагаются по ставке 30%), доходы в виде выигрышей в конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, превышающие сумму 2000 рублей, и некоторые другие виды доходов (облагаются по ставке 35%).Ставка налога, которую надо применить при исчислении налога, зависит не от размера дохода, а от вида дохода. Статья 210 НК РФ содержит специальную оговорку, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Порядок исчисления налога на доходы с физических лиц предусматривает определение суммы налога путем умножения налоговой базы на соответствующую ставку, выраженную в долях единицы.
Общую формулу определения величины налога можно представить в следующем виде:
(налоговая база) = (объект
налогообложения в денежном
(налог на доходы физических лиц) = (налоговая база) х (ставка налога в процентах) / 100
Пунктом 4 статьи 210 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки 30% и 35%, налоговые вычеты не применяются. В таких случаях в приведенной формуле налоговые вычеты будут равны нулю. Особенностью взимания НДФЛ является то, то его могут исчислять и уплачивать как налоговые агенты, так и сами налогоплательщики. На сегодняшний день порядок уплаты НДФЛ в бюджет един для всех субъектов Федерации, его устанавливает статья 226 НК РФ. Налоговые агенты - организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ перечисляют налог в региональный бюджет по месту своей регистрации и по местонахождению своих обособленных подразделений. В пункте 2 статьи 226 НК РФ содержится перечень ряда доходов, являющихся исключением из данного положения, т.е. определены ситуации, когда источник выплаты дохода не несет функции налогового агента. Это: доходы, полученные физическими лицами от предпринимательской деятельности, доходы от частной практики частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, доходы физического лица по договорам гражданско-правового характера, заключенных с другим физическим лицом, доходы физических лиц – налоговых резидентов РФ, полученные от источников за пределами Российской Федерации, доходы, при выплате которых у налогового агента нет возможности удержать налог (например, при выплате доходов в натуральной форме).Законодательством устанавливаются четкие правила исчисления, удержания и перечисления налога для налогового агента: налог по ставке 13% исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке; налог по ставкам 30% и 35% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику; исчисление налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов; удержание исчисленного налога производится налоговым агентом только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм. При этом сумма удержания не может превышать 50% от общей суммы выплаты; если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика, причем, в течение 12 месяцев он это сделать не сможет, то налоговый агент в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств обязан в письменной форме сообщить об этом в налоговый орган. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается; излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом по письменному заявлению налогоплательщика; не удержанные (удержанные не полностью) налоги взыскиваются налоговыми агентами с физических лиц до полного погашения задолженности. Исчисление сумм налога производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Удержание начисленной суммы налога осуществляется при фактической выплате денежных средств налогоплательщику. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы начисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода (3, c.178).Налоговая Декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками не позднее 30 апреля следующего за налоговым периодом года. В налоговых декларациях указываются все полученные в налоговом периоде доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей, суммы, подлежащие доплате или возврату из бюджета. Понятие "физическое лицо" как другое название понятия "гражданин" введено Гражданским Кодексом РФ (глава 3). К "физическим лицам" в терминах Налогового кодекса РФ относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (п.2 ст.11). В отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 НК РФ).Понятие "налоговый резидент" закреплено в статье 11 НК РФ, согласно которой им является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ изменил понятие «налоговый резидент». Теперь резидентами считаются физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК).Налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода с последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода, признаются: граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания в пределах РФ; иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации; иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что они работают в РФ свыше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. В Письме Минфина Российской Федерации от 3 мая 2005 года №03-05-01-04/120 указано, что для определения статуса налогового резидента Российской Федерации не имеют значения ни гражданство физического лица, ни причины, по которым он находится на территории Российской Федерации. Минфин России письмом от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/225,указал, что доходы иностранных граждан, нанимаемых организацией для выполнения трудовых обязанностей на территории РФ, подлежат налогообложению по ставке 30%. В случае изменения налогового статуса такого работника необходимо сделать перерасчет сумм НДФЛ по этим доходам с начала календарного года по ставке 13%. Если иностранец, став налоговым резидентом, продолжит работать и в следующем году, то он может сразу рассматриваться в качестве налогового резидента на начало года, а его доходы с января следующего года сразу подлежат налогообложению по ставке 13%.Если иностранное физическое лицо, временно пребывающее на территории РФ, в течение календарного года прекращает трудовые отношения с налоговым агентом и выезжает за пределы России до истечения 183 дней, оно перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (30%). Аналогичная ситуация может возникнуть и с российским гражданином, который выехал за границу и пробыл там более 183 дней по совокупности в течение календарного года, либо выехал на постоянное место жительства за границу до истечения 183 дней пребывания в России в календарном году. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, и исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Уплата налога производится налогоплательщиком по месту его жительства в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Наличие льгот и вычетов в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы. Вместе с тем по данным фонда "Общественное мнение", 58% россиян считают действующую в стране налоговую систему несправедливой к людям, честно зарабатывающим свои деньги.