Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность курсовой работы в том, что данная тема всесторонне изучена в работе от понятия материалов и их классификации, методов оценки материалов до организации учета материалов, как на складах, так и в бухгалтерии.
Целью курсовой работы является изучение бухгалтерского учета материалов и решения задач.
Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и т. п.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в службу снабжения.
В условиях компьютеризации и автоматизированного складского хозяйства вместо карточек учета материалов применяют систематически составляемые ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках учета материалов. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством.
Первичные документы после записи их данных в карточки учета материалов передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов. [8]
В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных службах и подразделениях (пункты, отделения) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца их поступления, расходе и остатке на конец месяца. В них наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.
При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.
Учет материалов в бухгалтерии. Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которые записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.[9]
При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. Также трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.
Выводы по разделу два:
В данной главе изучено документальное оформление учета материалов. Таким образом, во всех предприятиях должны быть должностные лица, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны. Во втором подпункте данной главы рассмотрены 2 варианта учета материалов: учет материалов на складах и в бухгалтерии. Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета. При втором варианте отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета.
3 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ
3.1 Сущность инвентаризации
Положение о бухгалтерских отчетах и балансах обязывает промышленные предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей: не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете; при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях; в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета. [1]
Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.
По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) предприятия, или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.
3.2 Порядок проведения инвентаризации
Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3) . Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия. [2]
Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.
Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общезаводских расходов (дебет счетов 05,06,08,12, кредит счета 26) . Недостача ценностей списывается на счет 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей” с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей. [3]
По решению руководителя предприятия сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки Производства: дебет счетов 25 “Общепроизводственные расходы” и 26 “Общехозяйственные расходы”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственных лиц: дебет счета 72 “Расчеты по возмещению материального ущерба”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. [4]
Потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия: дебет счета 80 “Прибыли и убытки”, кредит счетов 05,06,08,12.
В случае взыскания стоимости недостач товарно-материальных ценностей с материально ответственных лиц по розничным ценам разница между их фактической себестоимостью и розничной ценой подлежит перечислению в бюджет, но до взыскания с виновного лица указанная разница учитывается на счете 83 “Доходы будущих периодов”.[5] Например, сумма недостач по фактической себестоимости - 100 руб., по розничной - 150 руб.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение десяти дней после окончания инвентаризации.
На предприятиях, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, недостача сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, когда конкретные виновники не установлены, могут быть списаны самими предприятиями с возмещением за счет хозрасчетного дохода коллектива (прибыли).
Выводы разделу три:
На основании вышеизложенного по данной главе можно сделать выводы
9
[1] Муравицкая, Н.К. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.К. Муравицкая, Г.И. Лукьяненко. – М.: КНОРУС, 2008. –
С. 112.
[1] Российская газета, 2001 г. № 140.
[2] Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. проф. Ю. А. Бабаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 254-256.
[3] Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: учеб. для вузов / В. Э. Керимов.- 3-е изд., изм. и доп. - М.: Дашков и К, 2003. – С. 134-135.
[4] Российская газета, 2002 г., № 24.
[5] Российская газета, 2002 г., № 24.
[6] Российская газета, 2001 г. № 140.
[7] Российская газета, 2001 г. № 140.
[8] Ларионов А.Д., Нечитайло А.И. Бухгалтерский учет: учебник / А. Д. Ларионов, А. И. Нечитайло. - М.: Проспект, 2010. – С. 288.
[1] Российская газета, 2002 г., № 36.
[2] Российская газета, 2002 г., № 36.
[3] Российская газета, 2002 г., № 36.
[4] Российская газета, 2002 г., № 36.
[5] Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 326.
[6] Безруких, П.С., Комиссарова, И.П. Бухгалтерское дело: учеб. Пособие для студентов вузов / П.С. Безруких, И.П. Комиссарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 132-133.
[7] Российская газета, 2001 г. № 140.
[8] Беликова, Т.Н. Бухгалтерский учет и отчетность. – СПб.: С-П, 2010. – С. 201.
[9] Российская газета, 2001 г. № 140.
[1] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 1998 г.- № 23.
[2] Беликова, Т.Н. Бухгалтерский учет и отчетность. – СПб.: С-П, 2010. – С. 126-127.
[3] Российская газета, 2002 г., № 24.
[4] Российская газета, 2002 г., № 24.
[5] Российская газета, 2002 г., № 24.
Информация о работе Бухгалтерский учет материалов и решения задач