Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении комплекса вопросов, связанный с особенностями бухгалтерского учета малых предприятий. Эта тема особенно актуальна в связи с продолжающимся реформированием налогового законодательства, законов, связанных с государственной регистрацией.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование системы бухгалтерского учета на малых предприятиях;
Изучение видов и форм отчетности малых предприятий
Введение 3
1. Понятие и значение малого предприятия 5
2. Организация бухгалтерского учета 10
2.1. Общие вопросы организации бухгалтерского учета 10
2.2. Учетная политика организации 14
2.3. Формы бухгалтерского учета 16
2.3.1. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета 18
2.3.2. Журнально-ордерная форма 19
2.3.3. Упрощенная форма с использованием регистров бухучета 21
2.3.4. Простая форма 23
3. Состав отчетности малых предприятий. 25
Заключение 29
Список литературы 30
Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов обрабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету. В соответствии с расчетным количеством работников бухгалтерии и формируется ее организационная структура. [5,c.52]
Организация бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса характеризуется некоторыми особенностями, как правило, не свойственными средним и крупным организациям, в частности.
1. Незначительное либо полное отсутствие разделения труда среди сотрудников бухгалтерской службы. В большинстве хозяйствующих субъектов малого предпринимательства преобладают две формы организации бухгалтерского учета: наличие бухгалтерской службы как самостоятельного структурного подразделения; ведение бухгалтерского учета одним должностным лицом (бухгалтером). Изучение этого вопроса в исследуемых организациях позволяет говорить о том, что в бухгалтерской службе работает, как правило, один бухгалтер, который является и главным бухгалтером, иногда у него имеется помощник, выполняющий функции счетовода и курьера.
В тех случаях, когда имеется значительное число контрагентов, широкая номенклатура производимого и реализуемого товара, различные виды деятельности и существенный штат работников, то и бухгалтерия начинает представлять самостоятельное структурное подразделение, состоящее из несколько работников. В этом случае за каждым сотрудником бухгалтерии закрепляется группа счетов, по которым он должен собрать информацию, обработать, отразить на счетах аналитического и синтетического учета, составить соответствующий регистр бухгалтерского учета. При существующем подходе, что свойственно не только бухгалтерии малого предприятия, несколько ограничивается контрольная функция. Это проявляется в том, что закрепленный за бухгалтером участок специально другими сотрудниками не проверяется в процессе выполнения его функций, и таким образом возникает риск систематических, сознательных или случайных ошибок в бухгалтерском учете. Поэтому, наверное, не стоит говорить, что отсутствие разделения труда среди работников является недостатком в организации работы бухгалтерии малого предприятия. Здесь возникает двоякая проблема: с одной стороны, главный бухгалтер заинтересован в разделении участков работы с целью повышения ответственности каждого за закрепленный объем работы, с другой стороны, специфика функционирования малого предприятия такова, что нецелесообразно иметь узкоспециализированного сотрудника, так как постоянно возникает необходимость в обеспечении учета небольшого количества, но достаточно разнообразных хозяйственных операций. Анализ нормативно-правовой базы, такой, как Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, приказ № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», показывает, что отсутствуют какие-либо определения структуры и параметров организации бухгалтерской службы предприятия, а также не обозначены ее функции. Хотя справедливости ради, стоит отметить, что существует квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, которым рекомендовано руководствоваться в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров, создания действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников, а также установления единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
2. Выполнение главным бухгалтером или иными работниками бухгалтерии (при наличии бухгалтерии как структурного подразделения) смежных и несвойственных функций, которые в крупных и средних организациях осуществляются отдельными подразделениями.
На малом предприятии на бухгалтерию возлагается обязанность по ведению кадрового учета организации, решению юридических вопросов, подготовки проектов договоров, оформлению пакета документов, необходимых для получения кредитов и иных заемных средств, составлению бизнес-планов, выполнению функций финансового менеджмента.
В этой ситуации возникает
противоречие между отсутствием
возможности у отдельных
Главный бухгалтер (финансовый
директор, бухгалтер малого предприятия),
возглавляющий бухгалтерскую
Главная задача бухгалтерии – способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности.
Основные функции, выполняемые бухгалтерией:
Организация, осуществляя бухгалтерский учет, самостоятельно может установить:
Организация может выделять на отдельный баланс свои филиалы, представительства, отделения.[5,c.54]
Руководитель организации формирует учетную политику на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) от 09.12.98 № 60, введенного в действие с 1 января 1999 г.
В соответствии с данным положением под учетной политикой организации понимается выбранная ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе применения принципов бухгалтерского учета.
К способам ведения бухгалтерского
учета относятся способы
Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ № 1 (6) допущений и требований.
Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации".
Данное Положение
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией
при формировании учетной политики, применяются
с первого января года, следующего за годом
утверждения соответствующего организационно-
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Изменение учетной политики
организации может производитьс
Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.
Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. [6,c.644]
Сведения из первичных документов группируются, накапливаются и регистрируются в учетных регистрах. Учётные регистры – это специально приспособленные листы бумаги для регистрации и группировки учетных данных. По внешнему виду учетные регистры представляют собой книги (кассовая, Главная), карточки (инвентарная, учета основных средств, учета материалов), журналы (свободные листы). По видам производимых в них записей учетные регистры бывают хронологические (регистрационный журнал), систематические (Главная книга счетов), комбинированные (журналы-ордера). По степени детализации информации, содержащейся в учетных регистрах, они бывают синтетические (Главная книга счетов), аналитические (карточки), комбинированные (журналы-ордера). В зависимости от степени автоматизации учетных работ регистры бывают с ручной и машинной записью.
В регистрах учета совершается весь учетный процесс, хранится вся учетная информация. Данные учетных регистров используются для оперативного руководства и управления. По данным Учетных регистров составляется отчетность организации.
Сочетание различных
учетных регистров и
Форма бухгалтерского учета выбирается организацией самостоятельно, и в течение отчетного периода принятая форма учета не должна изменяться.[5,c.57]
Правильный выбор формы бухгалтерского учета является одним из необходимых условий эффективной организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта.
На малых предприятиях
можно применять следующие
Информация о работе Бухгалтерский учет на малых предприятиях