Бухгалтерский учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 16:42, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет основных средств в России регулируется следующими документами:
- Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01";
- Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств";
- другими документами Минфина РФ.

Файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ЖЕНИН РЕФЕРАТ.docx

— 49.98 Кб (Скачать файл)

Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.

Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки.

Основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Операции с такими объектами оформляются первичными документами для учета МПЗ: форма М-4 «Приходный ордер» и М-17 «Карточка учета материалов».

Для целей налогообложения объекты стоимостью до 10 000 рублей в момент ввода в эксплуатацию единовременно списываются на материальные расходы.

В случае, если лимит списания для целей бухучета превышает лимит для целей налогового учета возникает отложенный налоговый актив.

1.3 Амортизация основных средств

После того, как основное средство принято к учету, бухгалтер должен его амортизировать, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Исключение предусмотрено лишь для земельных участков и объектов природопользования. Такие ОС не подлежат амортизации, потому что их потребительские свойства со временем не изменяются. 

Амортизация основных средств – это систематическое уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости этих средств на протяжении срока его полезного использования (службы). Амортизация начисляется по основным средствам, находящимся у предприятия на праве собственности (в оперативном управлении, хозяйственном ведении). По основным средствам, сданным в аренду, амортизацию начисляет арендодатель. По основным средствам, переданным в лизинг, амортизацию начисляет или лизингодатель, или лизингополучатель в зависимости от условий договора лизинга.

Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия объектов ОС к бухгалтерскому учету. Прекращается начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объектов основных средств. Начисляется амортизация до полного погашения стоимости объектов основных средств либо списания объектов основных средств с бухгалтерского учета.

Начисление амортизации может приостановиться в случае перевода объекта или в период его восстановления. 

Начисление амортизации по группе однородных основных средств производится разными способами, а именно:

1) линейный способ;

2) способ уменьшаемого  остатка;

3) способ списания стоимости  по сумме чисел лет срока  полезного использования объекта  основного средства;

4) способ списания стоимости  пропорционально объему продукции  или работ. 

Тот или иной способ устанавливается не для отдельного основного средства, а для группы однородных объектов, например, транспортных средств, зданий и про Выбранный метод необходимо применять в течение всего срока полезного использования объекта, изменить метод нельзя.

К слову, в налоговом учете действуют иные правила. Там предусмотрено всего два метода: линейный и нелинейный. Тот или иной способ устанавливается не для группы, а для всех объектов, принадлежащих организации, причем выбранный метод амортизации можно менять.

Чтобы избежать расхождений, многие компании по возможности устанавливают и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейный метод. Для его применения необходимо рассчитать годовую норму амортизации. Она равна 100 процентам, деленным на количество лет полезного использования. Так, если срок полезного использования равен пяти годам, то годовая норма составит 20 процентов (100%: 5 лет). Затем первоначальную стоимость объекта необходимо умножить на норму, и получится годовая сумма амортизационных отчислений. 

Вне зависимости от того, какой способ амортизации применяет компания, бухгалтер ежемесячно должен сделать проводку на сумму, равную величине годовых амортизационных отчислений, деленной на 12. В дебете проводки стоит «затратный» счет, в кредите — счет 02 «Амортизация основных средств». 

Счет 02 «Амортизация основных средств» составляет обязательную пару к счёту 01. Счет 02 – это так называемый контрарный счет. Слово контрарный означает вычитаемый.

Контрарный счет не имеет самостоятельного значения, он вводится в дополнение к другому, основному бухгалтерскому счету для уменьшения денежной оценки числящихся на нем средств.

Дело в том, что на счете 01 бухгалтерия показывает только начальную стоимость имущества длительного пользования, т. е. сколько денег было затрачено на его покупку, доставку и установку. Далее имущество стареет, портится, изнашивается, пока не станет полностью непригодным для дальнейшего использования. Сумма, на которую с точки зрения бухгалтерии основное средство подешевело вследствие износа, называется амортизацией.

Суммы амортизации отражаются на счете 02 «Амортизация основных средств». Разница между суммами, отраженными на счетах 01 и 02, называется остаточной стоимостью основных средств – это стоимость основных средств с учетом их изношенности.

Чтобы исключить путаницу, к счету 02 «Амортизация основных средств» целесообразно вводить те же субсчета, что введены к счету 01 «Основные средства». Так, при наличии субсчета 01-2 «Автомобили» целесообразно ввести субсчет 02-2 «Амортизация автомобилей». Если используется субсчет 01-1-1 «Станки и оборудование в цехе № 1», то целесообразно иметь субсчет 02-1-1 «Амортизация станков и оборудования в цехе № 1».

1.4 Переоценка и списание основных средств

Проведение переоценки — это право, а не обязанность организации. Другими словами, компания может от переоценки отказаться. Если же соответствующее решение принято, то переоценивать основные средства придется ежегодно по состоянию на 31 декабря. Переоценку проводят в отношении всех основных средств, входящих в группу однородных объектов.

В результате переоценки стоимость объекта может быть либо уменьшена (уценка), либо увеличена (дооценка). Измененная стоимость называется восстановительной. 

Результаты уценки бухгалтер отражает на счете 91 «Прочие доходы и расходы». 

Проводки будут следующие: 

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 — отражена сумма уценки объекта

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91 — отражена сумма корректировки амортизации,

сделанной по итогам уценки.

Если в последующие периоды этот же объект будет вновь дооценен на ту же сумму, то величину дооценки нужно показать по кредиту счета 91. 

Результаты дооценки бухгалтер зачисляет в добавочный капитал и отражает по кредиту счета 83.

Проводки будут следующие: 

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83 — отражена сумма дооценки объекта

ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 02 — отражена сумма корректировки амортизации

в результате дооценки.

 

 Если в последующие периоды этот же объект будет уценен, то сумму уценки необходимо отнести на уменьшение добавочного капитала и отразить по дебету счета 83. Уценку, которая по величине превышает первичную дооценку, нужно частично списать на уменьшение добавочного капитала, а оставшуюся сумму отразить по дебету счета 91. 

По основным средствам, которые ежегодно переоцениваются, сумма амортизации рассчитывается исходя из восстановительной, а не первоначальной стоимости. 

Объект следует списать, если он перестал приносить прибыль, либо в случае его выбытия (например, продажи). Компания должна создать специальную комиссию, в состав которой обязательно входит главный бухгалтер. Комиссия осматривает объект и подписывает акт на списание по форме ОС-4 (для транспорта — по форме ОС-4а, для групп объектов — по форме ОС-4б). В инвентарной карточке делается отметка о выбытии, после чего организации хранит карточку не менее пяти лет.

При списании бухгалтеру надо открыть специальный субсчет к счету 01 (обычно его называют 01-В), и задействовать его в соответствующих проводках. 

Остаточную стоимость и затраты, связанные с выбытием, показывают по дебету счета 91, выручку от реализации — по кредиту счета 91. Доходы и расходы от списания отражают в отчетном периоде, к которому они относятся. 

В случае списания основного средства, переставшего приносить прибыль, проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60 — списана стоимость услуг сторонней организации

о ликвидации объекта.

 

 В случае продажи основного средства проводки будут следующие:  
ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 — получена выручка от продажи объекта

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 — учтен НДС от продажи объекта. 

1.5 Доходные вложения в материальные ценности и вложения во вне оборотные активы

Доходные вложения в материальные ценности – расходы организации в виде вложений в здания, оборудование и иные ценности, имеющие материально-вещественную структуру, предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода.

Материальные ценности, приобретенные (поступившие) организацией для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование), принимаются к бухгалтерскому учету на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на приобретение их, включая расходы по доставке, монтажу и установке. 

Материальные ценности, приобретенные (поступившие) организацией для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Амортизация материальных ценностей, предоставляемых во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, учитывается на счете 02 "Амортизация основных средств" обособленно. 

Для учета выбытия (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) материальных ценностей, учитываемых на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", к нему может открываться субсчет "Выбытие материальных ценностей". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" на счет 91 "Прочие доходы и расходы". 

Аналитический учет по счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности" ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей. 

Вложения во вне оборотные активы – долгосрочные инвестиции организации в приобретение (строительство) основных средств, создание и приобретение нематериальных активов. Их стоимость определяется при принятии к бухгалтерскому учёту.

Нематериальные активы – долгосрочные затраты организации по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, вытекающие из патентов, свидетельств и иных охранных документов. Также к данной категории относятся организационные расходы, возникающие при создании хозяйствующего субъекта в виде вклада в уставный капитал и стоимость деловой репутации приобретаемых организаций.

Основной нормативный документ ПБУ 14/2007 «Учёт НМА» (утверждено приказом министерства финансов РФ).

К нематериальным активам относятся исключительные права организации на следующие результаты интеллектуальной деятельности, либо средства индивидуализации:

- произведения науки, литературы  и искусства;

- программы для ЭВМ;

- базы данных;

- исполнения;

- фонограммы;

- сообщения в теле- или  радиоэфирах;

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных  схем;

- секреты производства;

- фирменные наименования;

- товарные знаки и знаки  обслуживания;

- наименование мест происхождения  товара;

- коммерческие обозначения.

Организация, обладающая исключительными правами на что-либо из вышеперечисленного (правообладатель) имеет право использовать это по своему усмотрению, любым непротиворечащим законным способом, а также разрешать или запрещать другим лицам использовать это.

Интеллектуальная собственность охраняется законом. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.

Необходимо отметить, что не подлежит налогообложению реализация на территории России исключительных прав на изобретение полезной модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, база данных, топологии интерактивных микросхем и секреты производства.

  Стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации. Амортизация начисляется ежемесячно, в течение срока использования актива по счетам ДЕБЕТ 26 - В КРЕДИТ 05.

При начислении амортизации на нематериальные активы используются следующие способы:

1) линейный способ;

2) способ уменьшаемого  остатка;

3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции или работ. 

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств