Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 05:59, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной работы является исследование и раскрытие методики, техники и особенностей бухгалтерского учета и анализа расчетов по оплате труда на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) определить задачи и принципы учета и анализа оплаты труда;
2) описать формы и системы оплаты труда;
3) рассмотреть особенности деятельности предприятия;
4) исследовать особенности учета оплаты труда в столовой ООО «Пирожок»;

Содержание работы

Введение
1. Методические основы организации учета оплаты труда
1.1 Сущность труда и его оплаты
1.2 Формы и системы оплаты труда
1.3 Исследование нормативной базы по оплате труда
2. Организации учета заработной платы
2.1 Экономическая характеристика столовой ОО «Пирожок»
2.2 Документальное оформление личного состава и отработанного времени
2.3 Порядок начисления и удержаний из заработной платы. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда
2.4 Применение автоматизированных программ для расчетов по оплате труда
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

bestref-202987.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

2) конкретные вопросы оплаты труда регулируются между работником и работодателем путем заключением трудового договора и локальными нормативными актами;

3) налоговое законодательство определяет состав расходов на оплату труда в целях налогообложения;

4) положения по бухгалтерскому учету определяют порядок создания резервов на оплату труда, а также порядок отнесения расходов на оплату труда на стоимость активов.

 

 

 

2. Организация учета заработной платы

 

2.1 Экономическая характеристика столовой ООО «Пирожок»

 

Столовая ООО «Пирожок» имеет имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, и от своего имени осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, является истцом и ответчиком в суде. Общество имеет право открывать расчетные, специальные, ссудные, текущие, валютные и иные счета в любых банках на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Участником общества являются физические лица - граждане РФ. Общество оформлено, как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации» юридических лиц.

Столовая ООО «Пирожок» имеет право заниматься любыми, не противоречащими действующему законодательству РФ видами внешнеэкономической деятельности, необходимыми для решения производственных и социальных вопросов. Столовая ООО «Пирожок» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Работу бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер. Бухгалтерский учет организован следующим образом: бухгалтер расчетчик ведет учет оплаты труда, главный бухгалтер из поступивших первичных документов систематизирует данные в журналах ордерах, кассовой книге и составляет бухгалтерский баланс. Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с принятой учетной политикой предприятия .

Учетная политика столовой ООО «Пирожок» содержит следующие разделы:

1) организационная часть,

2) порядок ведения бухгалтерского учета,

3) налоговый учет.

Приказ по учетной политике организации отражает специфику способов формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации (методические способы ведения бухгалтерского учета), которая раскрывается в отношении способов бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет ведется с применением программы «1С - Бухгалтерия 8.1.». Программа формирует всю отчетность.

Основные показатели хозяйственной деятельности столовой ООО «Пирожок» представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1.Основные экономические показатели деятельности столовой ООО «Пирожок» за 1 квартал 2009 – 2010 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

изм.

(+;-)

Темпы

роста %

Выручка от реализации оказанных услуг, тыс. руб.

2245

2123

-122

94,57

Среднесписочная численность работников, чел.

27

27

-

-

Фонд заработной платы, тыс. руб.

758

725

-33

95,65

Производительность труда тыс. руб/чел.

83,15

78,63

-4,52

94,56

Средняя з/плата, тыс. руб.

28,07

26,85

-1,22

95,65

Себестоимость, тыс. руб.

733

671

-62

91,54

Прибыль от реализации оказанных услуг, тыс. руб.

366

323

-43

88,25

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

366

323

-43

88,25

Чистая прибыль, тыс. руб.

28

3

-25

10,7

Рентабельность услуг, %

2,44

0,27

-2,17

11,07


 

Данные представленные в таблице 1.1 показывают, что выручка от реализации оказанных услуг столовой ООО «Пирожок» в 2010г. по сравнению с 2009г. уменьшилась на 122 тыс. руб. и составила 2123 тыс.руб. Темп роста выручки составляет 94,6 %. Структура выручки представлена в диаграмме 1.

 

 

Диаграмма 1.

 

Себестоимость оказанных услуг за тот же период снизилась на 62 тыс.руб. и составила 671 тыс.руб. в 2010г; темп роста 91,5%. Рост себестоимости соответствует росту выручки от реализации оказанных услуг.

Численность работающих на предприятии в 2010г. не изменилась по сравнению с 2009г. и составила 27 человек. Производительность их труда, которая определяется как отношение выручки к численности работников, в 2009г. составила 83,1 тыс.руб./чел., в 2010г. - 78,6 тыс.руб./чел. Темп роста производительности труда равен 94,6%. Среднегодовая заработная плата снизилась с 28 тыс.руб. в 2009г. до 26,9 тыс.руб. в 2010г. Темп роста среднегодовой заработной платы составляет 96,1%. Снижение среднегодовой заработной платы произошел из-за увеличения коммерческих расходов.

Фонд оплаты труда в 2009г. составил 758 тыс.руб., в 2010г. - 725 тыс.руб. Темп роста составляет 95,6%. Основным фактором изменения фонда заработной платы на 33 тыс.руб. является снижение среднегодовой заработной плата работников. Показатели представлены в диаграмме 2.

 

Диаграмма 2.

 

Прибыль от реализации оказанных услуг в 2010г. уменьшилась на 42,7 тыс. руб. по сравнению с 2009г. и составила 323 тыс.руб. Темп роста равен 88,25%. Основными факторами, оказавшими влияние на изменение этого показателя, являются снижение выручки от реализации оказанных услуг. Чистая прибыль предприятия составила 3 тыс.руб. в 2010г.

Прибыль структурно представлена в диаграмме 3.

Таким образом, проведенное исследование показало, что столовая ООО «Пирожок» в 2009-2010 гг. является финансово устойчивой и прибыльным предприятием.

 

 

 

Диаграмма 3.

 

2.2 Документальное оформление личного состава и отработанного времени

 

Взаимоотношения между работниками и столовой ООО «Пирожок» регулируются основными нормативными актами: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ).

Вопросами начисления и удержаний из оплаты труда работников столовой ООО «Пирожок» занимается бухгалтер-расчетчик.

Алгоритм действий бухгалтера-расчетчика, отражающий порядок операций по оплате труда и связанных с нею расчетов, в ООО состоит из этапов:

  • Начисление сумм оплаты труда и других выплат работникам предприятия с отнесением за счет соответствующих источников
  • Расчет всех видов удержаний из заработной платы
  • Расчет начислений в единый социальный налог от фонда оплаты труда и прочих выплат
  • Получение в банке и отражение в учете наличных денег для выплаты работникам предприятия
  • Депонирование и выплата задолженности предприятия перед работниками по заработной плате

Основными документами для начисления и выплаты заработной платы в организации используют следующие унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденных постановлением Госкомстата РФ:

приказ о приеме на работу (форма № Т-1) - составляется на каждого работника. В приказе указывается подразделение, в котором будет работать сотрудник, должность нового работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку (приложение 1).

приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма № Т-6) - издается для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов (приложение 2).

приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (форма № Т-8) - издается в двух экземплярах в отделе кадров (приложение 3).

табель учета использования рабочего времени (форма № Т-13) применяют для осуществления табельного учета и контроля трудовой дисциплины (приложение 4).

Табельный учет охватывает всех работников анализируемой организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Отметку о неявках или опозданиях делают в табеле на основании соответствующих документов - справок о вызове в военкомат, суд, листков о временной нетрудоспособности и др.

Заполненный табель в конце месяца сдается в бухгалтерию для начисления заработной платы.

Взаимоотношения работодателя с работником определяются трудовым договором (приложение 5).

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор является главным документом, определяющим порядок оплаты труда работников. Причем, из смысла статьи 57 ТК РФ, условия трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными актами.

Трудовые договора по сроку действия бывают срочные и бессрочные.

Срочный трудовой договор устанавливается на определенный срок, который указывается в договоре, в том числе:

1) для замены отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы;

2) на время проведения сезонных работ;

3) для проведения по предотвращению стихийных бедствий, пожаров, катастроф и их последствий;

4) для проведения работ по наладке и монтажу оборудования;

5) по выполнению работ временного характера в связи с состоянием здоровья;

6) при проведении общественных работ и т.д.

Если в договоре не определен срок, то он считается бессрочным.

Кроме основных трудовых договоров в столовой ООО «Пирожок» заключаются договоры гражданско-правового характера между предприятием и работниками, привлекаемыми со стороны для выполнения конкретных работ, которые организация не может выполнить своими силами. Правовая основа договоров гражданско-правового характера оговорена в ст.779 и 781 Гражданского кодекса РФ. Оплата за выполненные работы производится на основании «Акта приемки выполненных работ», подписанного физическим лицом и генеральным директором, в котором указано, количество оказанных услуг и их стоимость.

Договоры составляются не менее чем в двух экземплярах: один из них выдается работнику-исполнителю, второй остается в организации.

Договоры регистрируются в бухгалтерии.

На основании вышеуказанных документов бухгалтер-расчетчик производит оплату. Из начисленной оплаты удерживается налог на доходы физических лиц (согласно заключенного договора).

При приеме на работу в столовой ООО «Пирожок» каждому сотруднику открывается личный лицевой счет по форме № Т-54 (приложение 6) и заводится налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физического лица по форме 1-НДФЛ.

Лицевой счет - основной документ аналитического характера, в котором за каждый месяц в отдельности регистрируются все сведения о суммах начисленной заработной платы по ее видам, поощрений, компенсаций, удержаний, вычетов и суммах к выдаче на руки (задолженность за предприятием). Фактически в лицевом счете создается база для заполнения расчетной - платежной ведомости . Ввиду того, что лицевой счет заполняется на основе первичных документов по заработной плате, в нем фиксируются количество отработанных часов, дней и прочие справочные данные, которые служат впоследствии для различных расчетов, обеспечивая их достоверность.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда