Бухгалтерский учет в банке, его объекты, предмет, основные задачи, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе, обязательствах кредитных организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Содержание работы

1. Бухгалтерский учет в банке, его объекты, предмет, основные задачи, принципы
2. Метод бухгалтерского учета и его элементы
3. Операции банков
4. Общая характеристика учетно-операционной работы в банках

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

План

 

 

    • 1. Бухгалтерский учет в банке, его объекты, предмет, основные задачи, принципы
    • 2. Метод бухгалтерского учета и его элементы
    • 3. Операции банков
    • 4. Общая характеристика учетно-операционной работы в банках

 

 

 

1. Бухгалтерский учет  в банке, его объекты, предмет, основные задачи, принципы

Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе, обязательствах кредитных организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Под предметом бухгалтерского учета в банках понимаются объекты бухгалтерского учета в виде активов и пассивов. К ним относятся: имущество кредитных организаций, их обязательства и операции, осуществляемые банками в процессе деятельности.

Активы — средства, на основе которых  осуществляется ведение хозяйственной (уставной) деятельности банка; пассивы  — источники, за счет которых формируются  эти средства, и осуществляется деятельность банка. Например, банк привлекает депозиты в пассивы — это источники (ресурсы), и за счет этих депозитов осуществляет кредитные активные операции (кредиты в активе).

Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются:

формирование детальной, достоверной  и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;

использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Основными документами о бухгалтерском учете являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Основной документ банковского учета - «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» ЦБ РФ от 16 июля 2012 года N 385-П.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

План счетов бухгалтерского учета и Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, основаны на следующих принципах бухгалтерского учета: непрерывность деятельности', этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем;

 Постоянство правил бухгалтерского учета; кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме, в противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода; 
осторожность; активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды;

 отражение доходов ирасходов по кассовому методу; принцип означает, что доходы и расходы относятся на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов, за исключением случаев, установленных в Правилах;

своевременность отражения операций; операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России;

раздельное отражение активов  и пассивов; в соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде;

преемственность входящего баланса; остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

приоритет содержания над формой; операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой;

открытость; отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в  отражении позиции кредитной организации;

кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в  целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной  организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка;

активы и пассивыучитываютсяпо ихпервоначальной стоимо- стинамомент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации иЛи выкупа, если иное не предусмотрено законодательством РФ и нормативными актами Банка России. Однако активы и обяза-тельства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла в соответствии с нормативными актами Банка России; 
ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются, кроме случаев, предусмотренных Правилами и нормативными актами Банка России.


 

 

2. Метод бухгалтерского  учета и его элементы

Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов и приемов, используемых для его организации и ведения. К ним относятся такие элементы, как: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс и отчетность.

Документ  — письменное свидетельство о  совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу Данным бухгалтерского учета. 
С документации начинается движение учетной информации, она обеспечивает сплошное и непрерывное отражение деятельности банка. К учету принимаются только правильно оформленные документы, в которых заполнены все обязательные показатели — реквизиты: наименование банка, название документа, его номер, дата составления, краткое содержание банковской операции, ее количественное и денежное выражение; подписи лиц, отвечающих за эту операцию (ответственный исполнитель, контролер, для кассовых - еще и кассир). 
Основные требования к документам: своевременность и полнота их заполнения, представление их на проверку и обработку, обеспечивающие возможность предварительного и текущего кон-троля за уставной деятельностью банка и активного воздействия на результаты его работы. 
Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценка имущества и обязательств. 
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем банка, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение  инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее I октября отчетного года);
  • при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством России.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на его счетах в следующем порядке:

излишек имущества приходуется  по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты.

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы банка, сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи иму-щества и его порчи списываются на финансовые результаты.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных банковских операций. На каждый вид средств и их источников открывается отдельный балансовый счет. Имеется два вида счетов: активные и пассивные, названные от частей баланса и отражающие их содержание.

Так, активные счета используются для учета средств банка по их составу и размещению, его расходов; пассивные - для учета источников образования (ресурсов), в том числе любого вида кредиторской задолженности, доходов банка.

Сумма каждой банковской операции отражается по дебету одного и кредиту другого  счета, независимо от их вида, что является двойной записью.

Двойной записью обеспечивается взаимосвязанное  отражение в учете деятельности банка. Применение двойной записи имеет контрольное значение, так как требуется обязательная сбалансированность (равенство) итогов оборотов по счетам. Это осуществляется по окончании каждого операционного дня, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов. Неравенство сумм по дебету и кредиту свидетельствует об ошибке, допущенной бухгалтером при записи операции по счетам. Сейчас, когда банковский учет полностью компьютеризирован, такую ошибку допустить нельзя, поэтому вышеизложенное представляет интерес только в историческом аспекте.

Двойная запись оформляется указанием  дебетуемого и кредитуемого лицевых  счетов на сумму банковской операции, что чаще всего называется бухгалтерской проводкой, иногда корреспонденцией счетов, редко счетной формулой, или изысканно и модно — контировкой.

Отчетность широко освещает деятельность кредитного учреждения и включает, кроме баланса, целый ряд таблиц, характеризующих состав расходов и  доходов банка (отчет о прибылях и убытках), его инвалютных средств, фондов, резервов и другие аспекты банковской работы.

Формы отчетности должны полностью  удовлетворять требованиям, предъявляемым  к бухгалтерскому учету по обеспечению информацией управления, проведения анализа и контроля над деятельностью банка, как со стороны руководства банка, так и внешних пользователей отчетности (учредители, клиенты, налоговые службы, ЦБ РФ).


 

 

3. Операции банков

Кредитная организация - юридическое  лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная оргаизация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие  банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

К банковским операциям относятся:

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц, в  том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и рас-четных документов и кассовое обслуживание физических и юри-дических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлечение во вклады и размещение драгоценных ме-таллов;

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация помимо перечисленных  банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

выдачу поручительств за третьих  лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

доверительное управление денежными  средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных  помещений или находящихся в  них сейфов для хранения документов и ценностей;

лизинговые операции;

оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Правила ведения банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспе-чения, устанавливаются Банком России в соответствии с феде-ральными законами.

В соответствии с лицензией Банка  России на ведение банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, операции с которыми не требуют получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе вести доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается  заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

 

4. Общая характеристика учетно-операционной работы в банках

Бухгалтерия (департамент, отдел, управление или просто бухгалтерия) является одним  из структурных подразделений банка. Ее структура зависит от видов  выполняемых услуг и количества обслуживаемых клиентов. В бухгалтерии  может быть операционный отдел, осуществляющий расчетно-кассовое обслуживание; касса; отдел внутрибанковского учета; подразделения по конкретным видам услуг: учета депозитов, кредитов, иностранной валюты и др. Или последние подразделения могут не создаваться, а в штате каждого отраслевого отдела имеется бухгалтерский работник.

Учетно-операционнаяработа—это совокупность процессов, связанных с выполнением операционной работы и ведения бухгалтерского учета.

Основой бухгалтерского учета является операционная работа, к которой относятся:

прием денежных документов от организаций и проверка правильности их оформления;

подготовка  документов для их отражения в  бухгалтерском учете — подписание исполнителем, штамп; ведение картотек расчетных документов; осуществление  контроля за своевременностью и очередностью платежей;

операции  по корсчетам и счетам межфилиальных  расчетов; выдача клиентам выписок  из их лицевых счетов, в которых  отражены все выполненные за день операции.

Такие выписки  служат основанием для отражения  в учете организаций всех банковских операций. В этом проявляется связь, точнее зеркальное отражение балансов банка и его клиента. Например, расчетный счет у клиента - в активе, у банка - в пассиве; кредит, выданный банком клиенту, наоборот, - у организации - в пассиве, у банка - в активе. Если у клиента расчетный счет и ссуда только в одном банке, то и суммы будут равны.



Информация о работе Бухгалтерский учет в банке, его объекты, предмет, основные задачи, принципы