Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение организации бухгалтерской службы на сельскохозяйственном предприятии. Объектом исследования является крестьянско-фермерское хозяйство. Учет позволяет фермеру провести анализ производственной деятельности и уровня рентабельности хозяйства, выявить производственные расходы, валовой доход. Это позволяет вести производственное и социальное планирование фермерского хозяйства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть теоретические основы организации бухгалтерской службы,
- изучить современное состояние организации бухгалтерской службы в крестьянско-фермерск

Содержание работы

Введение
2
1
Теоретические основы организации бухгалтерской службы
4
1.1
Нормативное обеспечение бухгалтерской службы на предприятии
4
2
Современное состояние организации бухгалтерской службы в организации
9
2.1
Организация бухгалтерского учета как составная часть учетной системы
9
2.2
Организация бухгалтерского аппарата на предприятии
16
3
Актуальные проблемы организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта
25
3.1
Перспективы совершенствования бухгалтерского аппарата
25
3.2
Совершенствование нормативного обеспечения бухгалтерской службы предприятия
27

Выводы и предложения
31

Список использованной л

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

2

1

Теоретические основы организации бухгалтерской службы

4

1.1

Нормативное обеспечение бухгалтерской службы на предприятии

4

2

Современное состояние организации бухгалтерской службы в организации

9

2.1

Организация бухгалтерского учета как составная часть учетной системы

9

2.2

Организация бухгалтерского аппарата на предприятии

16

3

Актуальные проблемы организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта

25

3.1

Перспективы совершенствования бухгалтерского аппарата

25

3.2

Совершенствование нормативного обеспечения бухгалтерской службы предприятия

27

 

Выводы и предложения

31

 

Список использованной литературы

33

 

Приложения

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость в учете возникла в глубокой древности. Естественно, что в начале человек вел простейший учет. Средства для этого были весьма примитивными. С развитием общества требования к учету росли, менялись стоящие перед ним задачи. Изменение способа производства влечет за собой перестройку структуры общества, экономического уклада, изменения методов руководства деятельностью предприятий, а это предъявляет другие требования к информации, меняет цели и задачи.

Учет был и остается важнейшей функцией управления независимо от общественной формации. Он оказывает непосредственное влияние на качество управленческих решений, на эффективность системы управления, являясь ее органической функцией.

Совершенствование управления экономикой во многом определяется организацией бухгалтерского учета. Рост объема перерабатываемой информации, изменение хозяйственного механизма требует постоянного поиска эффективной структуры бухгалтерской службы. Оптимальный  вариант структуры бухгалтерии должен соответствовать интенсивному пути развития организации учета в сочетании с качественной обработкой  данных, своевременностью представления информации для управления, действенностью выполнения контрольных функций.

Выполнить все возрастающий объем работ по управлению предприятием, лишь увеличивая штаты, просто невозможно. Есть два пути решения данной проблемы. Оба пути между собой тесно связаны и взаимозависимы: совершенствование организации и компьютеризации работников бухгалтерии.

Целью написания курсовой работы является изучение организации бухгалтерской службы на сельскохозяйственном предприятии. Объектом исследования является крестьянско-фермерское хозяйство. Учет позволяет фермеру провести анализ производственной деятельности и уровня рентабельности хозяйства, выявить производственные расходы, валовой доход. Это позволяет вести производственное и социальное планирование фермерского хозяйства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

- рассмотреть теоретические основы организации бухгалтерской службы,

- изучить современное состояние организации бухгалтерской службы в крестьянско-фермерском хозяйстве,

- выработать рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета в крестьянско-фермерском хозяйстве.

Проведенное исследование и выработанные рекомендации позволят повысить эффективность работы бухгалтерии крестьянско-фермерского хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы организации бухгалтерской службы

1.1 Нормативное обеспечение бухгалтерской службы на предприятии

Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии - существенное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.

На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия. Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли[1].

Главные задачи бухгалтерского учета на коммерческом предприятии:

1) предоставлять полную и точную информацию руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, о нарастающем дефиците денежных средств;

2) осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;

3) контролировать работу материально-ответственных лиц предприятия;

4) отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

5) нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту предприятия;

6) выполнять в срок и предоставлять в государственные контролирующие органы исчерпывающий и точный баланс, другую финансовую отчетность предприятия.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица. Он проводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отражения хозяйственных операций[2].

Форму ведения бухгалтерского учета выбирают главный бухгалтер и руководитель предприятия, руководствуясь опытом, квалификацией, наличием вычислительных средств и традициями, сложившимися на предприятии.

Форма бухгалтерского учета должна входить составной частью в учетную политику предприятия. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером в срок не позднее 90 дней со дня государственной регистрации предприятия. Она утверждается руководителем и направляется в налоговую инспекцию до первой публикации бухгалтерской отчетности.

Одновременно с учетной политикой утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы используемых первичных документов, правила документооборота и обработки учетной информации, а также порядок контроля хозяйственных операций. Основные требования к учетной политике изложены в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденном приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. N 60н (в редакции от 30.12.1999 г.). Это положение (как и другие ПБУ) имеет статус российского стандарта бухгалтерского учета.

Особенности российского бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях связаны со следующими условиями:
1. Главным средством производства в сельском хозяйстве является земля. Поэтому возникает задача обеспечения точного учета земельных угодий и вложений в нее. Земельные угодья учитываются в натуральных показателях (гектарах), дополнительные (в качестве капитальных) вложения и покупные земли — в денежном выражении.

2. Аграрное производство имеет большое пространственное распространение и ведется на больших площадях с использованием различных видов сельскохозяйственной техники. Значит, бухгалтерский учет должен обеспечить достоверный учет всех мобильных машин и механизмов.
3. Различны природа отраслей хозяйства (растениеводство, животноводство, вспомогательное производство и т.д.) и соответственно происходящие в них производственные процессы, вызывающие биологические изменения (посев, сбор урожая, откорм животных, прирост живой массы, приплод и т.п.).

4. В сельском хозяйстве производственный цикл носит длительный характер (иногда превышающий календарный год). По отдельным сельскохозяйственным культурам и животным затраты осуществляются в отчетном году, а продукцию получают только в следующем отчетном году (озимые зерновые культуры, откорм молодняка крупного рогатого скота и др.). По этой причине в учете производят разграничение затрат по производственным циклам, не совпадающим с календарным годом: затраты прошлых лет под урожай текущего года, затраты текущего года под урожай будущих лет и затраты текущего года под урожай этого же года.

5. В аграрном производстве часто от одной культуры или вида скота получают несколько видов продукции. Это приводит к необходимости разграничения затрат в бухгалтерском учете по видам продукции.

6. Часть продукции собственного производства поступает на внутрихозяйственное потребление (внутренний оборот): продукция растениеводства - на семена, на корм скоту, в переработку; продукция животноводства — на удобрения в растениеводстве, на корм скоту. Это требует четкого отражения движения продукции на всех этапах внутрихозяйственного оборота.

7. В сельском хозяйстве по причине климатических факторов сохраняется сезонность производства (особенно в растениеводстве). Бухгалтерский учет призван отражать сезонность в работах и затратах, которая в свою очередь оказывает влияние и на него (например, в период уборки и основных сельскохозяйственных работ объем учетных работ возрастает, а в период сезонного снижения работ сокращается).

В дополнение к перечисленным технологическим, природным и агробиологическим особенностям на организацию бухгалтерского учета в сельском хозяйстве оказывают влияние организационно-правовые формы предприятий. В частности, сельскохозяйственные предприятия могут иметь следующие формы: акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы, унитарные предприятия (муниципальные и государственные), крестьянские (фермерские) хозяйства и их ассоциации.

Таким образом, система бухгалтерского учета сельскохозяйственных предприятий находится в зависимости от организации сельскохозяйственного производства, организационно-правовой формы и специализации хозяйства, но при этом ей присущи общие черты, характерные для учета в любой отрасли хозяйства: учет строится по единому унифицированному Плану счетов, применяются типовые регистры бухгалтерского учета, формы и методы организации учетных работ.

Основными нормативными документами, регулирующими ведение отечественного учета в сельском хозяйстве (кроме законов РФ, постановлений РФ, указов Президента РФ, положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, методических рекомендаций по ведению учета, инструкций, принимаемых Министерством финансов РФ, федеральными органами исполнительной власти), выступают:

• Методические рекомендации по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности агропромышленных организаций, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 июня 2001 г. № 654;

• Методические рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 29 января 2002 г. № 88;

• Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (приказ Минсельхоза РФ от 06.06.2003 г. № 792 и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Современное состояние организации бухгалтерской службы в организации

2.1 Организация бухгалтерского учета как составная часть учетной системы

В соответствии с действующим законодательством сельскохозяйственные предприятия хозяйства должны организовывать бухгалтерский учет и отчетность таким образом, чтобы они обеспечивали получение необходимой информации об их имущественном состоянии, расходах, доходах и финансовых результатах.

Организация бухгалтерского учета в хозяйствах во многом зависит от их организационных форм, размеров производства и структуры управления. По своим организационным свойствам хозяйства могут быть фермерскими, производственными кооперативами, а также представлены в виде ассоциаций крестьянских хозяйств. Кроме того, в зависимости от числа возделываемых сельскохозяйственных культур и видов выращиваемых животных крестьянские хозяйства подразделяются на одноотраслевые, многоотраслевые и специализированные. Необходимо выделить также предприятия, которые объединились или приняли на «свой баланс» сельскохозяйственные организации, в результате чего они практически не отличаются по размерам и структуре управления от сельскохозяйственных организаций.

Таким образом, к проблемам организации бухгалтерского учета в сельскохозяйственных предприятиях следует подходить с учетом указанных факторов, их организационных форм, размеров земли и производства.

В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства существенно различаются как по своим размерам, так и по организационно-правовой форме деятельности. Крестьянские (фермерские) хозяйства могут иметь или не иметь статус юридического лица. Исходя из условий хозяйствования крестьянское (фермерское) хозяйство выбирает учетную политику, формы организации и методы ведения бухгалтерского учета, определяет технологию обработки учетной информации — вручную, с использованием калькуляторов или компьютеров.

Небольшие по размеру крестьянские (фермерские) хозяйства могут применять упрощенные варианты учетных регистров.

Крупным фермерским хозяйствам более подходящей и привычной является система счетов и двойной записи.

Двойная запись позволяет детально отразить в счетах все хозяйственные операции, происходящие в крестьянских (фермерских) хозяйствах, объективно зафиксировать совершающиеся в них хозяйственные процессы производства, обращения и распределения.

Рассмотрим порядок организации бухгалтерского учета в фермерском хозяйстве[3]. Бухгалтерский учет в фермерском хозяйстве не должен быть громоздким, сложным, он должен быть экономичным, ясным и доступным всем работающим в крестьянском хозяйстве. К тому же должен соблюдаться принцип обособленного предприятия, сущность которого состоит в том, что коммерческая деятельность крестьянского хозяйства рассматривается обособленно от его домашнего семейного хозяйства. В бухгалтерском учете отражаются только те операции, которые связаны с деятельностью крестьянского хозяйства как обособленной хозяйственной единицы.

Бухгалтерский учет в крестьянском (фермерском) хозяйстве может обеспечиваться:

- структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;

- с использованием услуг внештатного специалиста-бухгалтера, который является индивидуальным предпринимателем;

- с использованием услуг специалиста-бухгалтера, введя его в штат хозяйства;

- лично руководителем хозяйства, если это предусмотрено Уставом.

Объектом бухгалтерского учета являются средства (активы), их источники (пассивы) и их изменения в процессе хозяйственной деятельности (снабжение, производство и реализация готовой продукции).

Крестьянское (фермерское) хозяйство при выборе формы бухгалтерского учета должно исходить из потребностей в информации для управления производством, сложности и специфики сельскохозяйственного производства, требований законодательных документов, соблюдая при этом основные принципы ведения бухгалтерского учета: сплошное отражение в учете хозяйственных операций, двойные записи хозяйственных операций, увязки данных аналитического и синтетического учета, предоставление отчетности по утвержденным формам и в установленные сроки.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в крестьянском хозяйстве несет его руководитель.

Организация и ведение бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах могут осуществляться с применением упрощенной, простой и полной журнально-ордерной форм, а также с применением средств автоматизации (информационных технологий) или вручную.

Рассмотрим организацию бухгалтерского учета в крестьянском (фермерском) хозяйстве при применении упрощенной формы учета. При применении этой формы счета бухгалтерского учета не используются.

При упрощенной форме бухгалтерского учета предприятием используются следующие регистры (ведомости), которые позволяют получать необходимый объем учетной информации: книгу учета хозяйственных операций; ведомость учета основных средств и их амортизации; ведомость учета производственных запасов и готовой продукции; ведомость учета затрат на производство; ведомость учета операций по кассе и расчетному счету; ведомость учета расчетов с подотчетными лицами; ведомость учета расчетов с поставщиками; ведомость учета расчетов по налогам и сборам; ведомость учета расчетов с покупателями и определения дохода; ведомость учета прочих операций; ведомость учета расчетов с работниками по заработной плате.

Для документирования хозяйственных операций крестьянское хозяйство применяют типовые межведомственные и унифицированные формы первичных документов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Минсельхозпрода РБ от 22.11.2005 № 69.

Для обобщения информации, используемой для составления бухгалтерской отчетности о результатах деятельности за отчетный период, ведется книга учета хозяйственных операций.

Книга учета хозяйственных операций открывается записями стоимости остатков производственных запасов, основных средств, задолженности хозяйству и его обязательств на начало отчетного периода, а затем производятся записи хозяйственных операций по графе «Сумма», в т.ч. по наименованиям расходов и доходов. Например, оприходование продукции растениеводства в оценке по закупочным (плановым) ценам стоимостью 3500 тыс.руб. будет отражено по графе «Сумма», по приходу в графе «Материалы (продукция)» и по расходу в графе «Основное производство».

На конец отчетного периода выводят остатки имущества и обязательств, что позволяет составить бухгалтерский баланс утвержденной формы.

Ведомость учета основных средств и их амортизации предназначена для учета основных средств по наименованиям, их поступления и выбытия с отражением причин, а также сумм начисленной амортизации за отчетный период и с начала эксплуатации основных средств. Амортизацию крестьянские (фермерские) хозяйства, как правило, начисляют линейным способом и в конце года.

Ведомость заполняется на год или на несколько лет в зависимости от количества хозяйственных операций. В графе «Сальдо на начало года» отражается стоимость объектов на начало года с учетом результатов их переоценки за прошлый год. На конец года отражается стоимость поступивших за год объектов и стоимость имеющихся объектов с учетом результатов переоценки на конец года.

Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции предназначена для учета товарно-материальных ценностей: остатков на начало года, поступления и выбытия за отчетный период, а также остатков на конец отчетного периода.

Основными первичными документами на оприходование материальных ценностей от поставщиков являются товарно-транспортные накладные (ф.ТТН-1), в которых указываются наименование поступивших ценностей, единица измерения, цена и их стоимость.

Поступление продукции от урожая оформляется реестрами отправки зерна и другой продукции с поля (ф.401-АПК).

Для приемки кормов заполняют акт приема-передачи грубых и сочных кормов (ф.204-АПК).

Для оприходования продукции животноводства крестьянские (фермерские) хозяйства применяют следующие формы первичных бухгалтерских документов: акт на оприходование приплода животных (ф.304-АПК); ведомость взвешивания животных (ф.306-АПК); ведомость определения прироста живой массы (ф.307-АПК); журнал учета надоя молока (ф.412-АПК) и др.

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут предусмотреть порядок, при котором оприходование сельскохозяйственной продукции осуществляется в конце месяца или уборки урожая. До этого они могут вести учет поступающей продукции собственного производства оперативно.

Использование продукции внутри хозяйства владелец крестьянского (фермерского) хозяйства первичными документами в течение отчетного периода может не оформлять. Стоимость их он может списывать в производство в конце года после инвентаризации и выведения количества израсходованных продукции и материалов.

На основании первичных документов на поступление и расходование продукции и материалов производятся записи в ведомость учета производственных запасов и готовой продукции. Кроме того, все операции по поступлению и выбытию товарно-материальных ценностей отражается в книге учета хозяйственных операций.

Ведомость учета затрат на производства используется для учета и обобщения затрат по основным и вспомогательным производствам (растениеводству, животноводству и др.). Ее выписывают на каждую культуру, вид (группу) животных, вид вспомогательных производств (автотранспорт, живая тягловая сила и т.п.) на отчетный период.

Затраты учитывают по статьям, перечень которых утверждается руководителем хозяйства, за месяц и с начала года. Расходы, которые относятся к нескольким отраслям, первоначально учитывают отдельно. В конце года их распределяют пропорционально прямым затратам и списывают в затраты растениеводства, животноводства и других отраслей.

Затраты под урожай будущих лет учитывают по отдельной ведомости.

Отдельно учитывают затраты на приобретение и строительство объектов основных средств, которые в себестоимость продукции не включаются, а списываются за счет средств амортизационного фонда.

Продукция собственного производства отражается в ведомостях в оценке по закупочным ценам.

В конце года разница между фактическими затратами и стоимостью оприходованной продукции списывается на увеличение (уменьшение) стоимости остатков продукции на складе или выбывшей за отчетный год по направлениям ее расходования.

Ведомость учета операций по кассе и расчетному счету служит для учета остатков денежных средств в кассе и на счете в банке на начало и конец отчетного периода, а также их поступления и расходования по направлениям. Ведомость заполняется на основании первичных документов, утвержденных Нацбанком РБ. На отдельных ведомостях крестьянские (фермерские) хозяйства учитывают кредиты банка и ценные бумаги.

Ведомость учета расчетов с подотчетными лицами заполняется за месяц (год) на основании первичных бухгалтерских документов (расходный кассовый ордер, отчет об итогах командировки и др.). Учет расчетов с подотчетными лицами ведут отдельно по каждому работнику и по каждой командировке.

В ведомости учета расчетов с подотчетными лицами указываются фамилии подотчетных лиц, остаток задолженности на начало месяца, полученные деньги за отчетный период на соответствующие цели, их расходование и остатки задолженности на конец отчетного периода (работнику или крестьянскому хозяйству).

Ведомость учета расчетов с поставщиками предназначена для учета расчетов с поставщиками материальных ценностей и услуг со стороны. В ней отражаются задолженность по расчетам с поставщиками на начало года, расчеты за отчетный период и задолженность на конец отчетного периода. Она заполняется на основании первичных документов (платежные банковские инструкции, товарно-транспортные накладные и др.).

В зависимости от объема расчетных операций ведомость может заполняться отдельно для учета расчетов с каждым поставщиком.

Ведомость учета расчетов по налогам и сборам служит для учета расчетов с государством по налогам и сборам, а также используется для учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Учет расчетов ведут по каждому налогу и сбору.

Кроме того, в ней указывают дату оплаты и источник покрытия налогов и сборов, а также задолженность хозяйства государству на конец отчетного периода.

Ведомость учета расчетов с покупателями и определения дохода служит для учета расчетов с покупателями по каждому виду продукции, работ, услуг и определения дохода от реализации.

В графе 3 «Покупатель, наименование продукции, работ, услуг» ведомости отражается в разрезе покупателей реализация продукции и услуг. В графах 4 и 5, 12 и 13 указывается задолженность покупателей на начало и конец отчетного периода. В графе 11 определяется валовой доход от реализации как разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции.

Ведомость учета расчетов по прочим операциям предназначена для учета расчетов, которые не нашли отражения в предыдущих ведомостях (расчеты с квартиросъемщиками, с работниками за оказанные им услуги и другие).

Ведомость учета расчетов с работниками по заработной плате предназначена для отражения начисленной заработной платы, удержаний из сумм зарплаты и сумм к выплате, т.е. она представляет собой расчетно-платежную ведомость утвержденной формы.

Применение вышеизложенных регистров позволяет крестьянским (фермерским) хозяйствам получать необходимую информацию для заполнения форм отчетности и управления их производственной деятельностью[4].

2.2 Организация бухгалтерского аппарата на предприятии

Важнейшим условием эффективной работы бухгалтерии является правильное построение аппарата бухгалтерии и расстановка учетных работников, это как раз то, что принято называть структурой бухгалтерии. Под структурой бухгалтерской службы понимается состав и соподчиненности взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции на основе принципов разделения труда, то есть специализации работников бухгалтерии и кооперации их совместных усилий. 

Согласно действующему законодательству Российской Федерации все предприятия и организации, включая предприятия, которые организованы с участием нерезидентов (иностранных инвесторов) или полностью принадлежат им, должны вести бухгалтерский учет и нести ответственность за соблюдение порядка ведения бухгалтерской отчетности.

Ответственность за организацию бухгалтерского сопровождения и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет непосредственно руководитель организации. Осуществляя постановку бухгалтерского учета, руководитель организации самостоятельно может установить организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования.

Это означает, что в зависимости от объема учетной работы руководитель может:

                    вести учет лично;

                    доверить ведение бухгалтерского учета бухгалтеру-специалисту или специализированной организации;

                    ввести в штат должность бухгалтера;

                    учредить бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером.

В случае значительного объема учетной работы и при наличии трех и более бухгалтеров на предприятии учреждается структурное подразделение — бухгалтерская служба. По организационной форме бухгалтерия может находиться в составе экономической службы предприятия и возглавляться финансовым директором, или может быть также самостоятельным подразделением.

Задача осуществления учета в минимальные сроки и с высоким качеством влияет на распределение участков учета между работниками бухгалтерии и зависит от условий организации производства и от степени оснащенности средствами автоматизации. Работники бухгалтерии могут подчиняться непосредственно главному бухгалтеру либо его заместителю, или бухгалтерская служба может состоять из отделов (групп), возглавляемых начальниками (старшими бухгалтерами).

К главным задачам, стоящим перед службой бухгалтерского обслуживания предприятия, относятся следующие задачи:

                    предоставлять полную и достоверную информацию руководству о финансовом состоянии предприятия, о неблагоприятных ситуациях в сфере материальных поставок и договорных отношений, а также о дефиците денежных средств;

                    регулировать и осуществлять расчетные взаимоотношения с кредиторами и дебиторами, а также с сотрудниками предприятия по оплате труда и средствам, выданным под отчет;

                    контролировать работу материально ответственных лиц;

                    отвечать осуществление своевременное выполнение предприятием своих обязательств по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в полном объеме;

                    отвечать четкость и полноту операций по безналичному и наличному денежному обороту организации;

                    представлять в срок в контролирующие органы бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность организации.

Деятельность бухгалтерской службы предприятия должна строиться на основании «Положения о бухгалтерии», которое составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с «Положением о бухгалтерии», а при его отсутствии — составить такой документ. Он должен включать следующие разделы: общие положения; цели, задачи бухгалтерии; функции бухгалтерии; права и обязанности работников; взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации; организация работы.

В разделе «Общие положения» указывается организационная форма ведения бухучета, которая выбирается руководителем организации в зависимости от объема учетной работы.

В Положении могут быть закреплены основные квалификационные требования предъявляемые к главному бухгалтеру (например, на должность главного бухгалтера может быть принят специалист с опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет, имеющий высшее экономическое образование и аттестат профессионального бухгалтера).

Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации, для чего разрабатываются должностные инструкции.

Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерской службы в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. В должностной инструкции необходимо указать, какие документы получает работник для обработки, кому он их в дальнейшем передает, какие документы он имеет право подписывать. Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или неотражения отдельных хозяйственных операций.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличие технических средств учета.

В настоящее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7-9 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих бюро, отделов, секторов, групп, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ.

Данная структура бухгалтерии применяется в большинстве средних и части крупных организаций.

В средних организациях в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие группы (отделы, бюро, секторы):

-                     материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования.

В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств, МБП.

-                     группа учета оплаты труда, осуществляющая учет труда рабочих, исчисление заработной платы работниками, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;

-                     производственно-калькуляционная группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, выявляются результаты внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;

-                     группа учета готовой продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации; общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

Кроме того, в состав бухгалтерии входят группы (отделы) капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В крупных организациях, кроме перечисленных, обычно выделяют группы (отделы) учета тары, основных средств, расчетную группу, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами, группу подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитическую группу и т.д.

Общая схема бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций представлена на рис.1.

Важным этапом разработки структуры бухгалтерии является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.

Основным назначением графиков учетных работ является распределение работ между исполнителями, определение времени выполнения работы, намечаются мероприятия по научной организации труда счетных работников. Графики бывают индивидуальные, структурные и сводные.

 

Главный бухгалтер

 

Заместитель главного бухгалтера

Касса                                                                                    бухгалтерия

                                                                     ОКСа                 ЖКО

Группа (отделы, секторы)

 

Материаль-

Ная

Учета оплаты труда

Производст.-калькуляционная

Учета готовой продукции

     общая

 

Рисунок 1.  Общая схема бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций

В индивидуальных графиках  (календарных планах) указывается, какие работы должны выполняться каждым работником и срок их выполнения. Графиком регламентируется занятость работника и внутри рабочего дня, и на более длительные периоды (месяц, квартал и т.д.)

В структурных графиках указывается, какие работы и в какой  срок должны выполняться отдельными структурными частями бухгалтерии или организации (расчетной группы бухгалтерии, складом, цехом и т.п.)

В сводном графике указываются сроки выполнения отдельных учетных работ (составление отчетности, проведение инвентаризации и т.д.) по организации в целом. В нем в обобщенном виде отражается весь учетный процесс, и ответственность за его выполнение лежит на главном бухгалтере или старшем бухгалтере организации. Графики учетных работ составляются в виде таблиц, причем в таблицах предусматриваются отметки о сроках выполнения запланированных работ.

Пример составления графика запланированных работ представлен в виде таблицы № 1.

Таблица 1

Пример графика документооборота по предприятию, учреждению

Утверждено приказом №        от "      " 200   г.

Создание документа

Проверка документа

Обработка документа

Передача в архив

Наименование документа

Кол-во экземп.

Ответств. За выписку

Ответств. за оформлен.

Ответств. за исполнен.

Срок исполне

ния

Ответственный за проверку

Кто представляет

Порядок представл

Срок исполне

ния

Кто исполня

ет

Срок исполне

ния

Кто исполня

ет

Срок исполне

ния

тре

бование

 

2

 

Цех

ОМТС

бух-рия

 

склад

Ежедневно (до…час)

Бух-рия

1-экз цех

При отчете

ежедневно

бухгалтерия

ежедневно

Бухгалтерия

По истечении квартала

 

 

 

 

 

 

 

2- экз цех

При реестре

 

 

 

 

 

 

Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей.

Руководители организации обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а так же при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

При оборудовании кассы нужно руководствоваться "Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий". Приложение № 3 к "Порядку введения кассовых операций в РФ". Рассмотрим основные положения данного документа. Помещение кассы, независимо от разрешенного остатка хранения денежных средств и размещения материальных ценностей в них относятся к объектам и помещениям группы "А", оборудуемых по высшей категории укрепленности.

Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:

-              быть изолированными от других служебных и подсобных помещений;

-              располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий, в двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах, в одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;

-              оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;

-              иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей;

-              располагать исправным огнетушителем;

-              закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы.

Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя организации, главных бухгалтеров, кассиров.

В исследуемом крестьянско-фермерском хозяйстве бухгалтерская служба отсутствует. Бухгалтерский учет на предприятии ведет один бухгалтер. Объем выручки в хозяйстве не большой, поэтому необходимость в большом штате бухгалтерской службы отсутствует. Бухгалтер совершает все операции по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. В частности, бухгалтер хозяйства выполняет следующие обязанности:

предоставляет полную и достоверную информацию руководителю хозяйства о финансовом состоянии предприятия;

осуществляет расчетные взаимоотношения с кредиторами и дебиторами, а также с сотрудниками предприятия по оплате труда и средствам, выданным под отчет;

контролирует работу материально ответственных лиц; следит за своевременным выполнением предприятием своих обязательств по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в полном объеме;

контролирует операции по безналичному и наличному денежному обороту организации;

предоставляет в контролирующие органы бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность организации.

Бухгалтерский учет в хозяйстве ведется ручным методом, без применения информационных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Актуальные проблемы организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта

3.1 Перспективы совершенствования бухгалтерского аппарата

Совершенствование работы бухгалтерской службы необходимо повышения для качества управленческих решений и эффективности системы управления предприятием.

Работники бухгалтерии относятся к категории работников умственного труда. К категории умственного труда относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной  внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т.д. Исходя из требований НОТ рациональная организация рабочего места работника умственного труда – существенный момент в создании условий для плодотворной работы. Возрастающая роль информации привела к созданию и развитию информационных технологий. В этом отношении можно привести пример использования системы "Гарант" и "Консультант плюс", которые широко используются в практике работы бухгалтера. Эти программы построены так, что позволяют получить необходимую информацию по любому интересующему вопросу.

Одним из важных элементов организации труда бухгалтера является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки и др.

Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию о работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов.

Удобство и эффективность использования личного архива во многом зависят от того, насколько правильно хранятся рабочие документы. При этом следует обратить внимание на рациональную организацию рабочего места. Считается целесообразным раздельное хранение материалов разного вида (книг, периодических изданий, документов), причем следует учитывать частоту использования источников информации в работе. Кроме того, при создании личного архива необходимо учитывать особенности хранения различных видов рабочих материалов. Например, справочные издания, наиболее часто используемые в качестве источников информации, всегда должны храниться в зоне досягаемости.

Также важное значение в эффективной организации бухгалтерской службы имеет планирование и использование оргтехники. Планирование необходимо для того, что бы получить ясность, какую работу необходимо выполнить в первую очередь, какие менее важные дела можно отложить или перепоручить другим исполнителям, а каких нагрузок можно избежать вовсе. Оргтехника в современных условиях в нашей стране переживает настоящий "бум". Информация об этой технике и грамотное ее использование работниками умственного труда в повседневной деятельности значительно увеличивает эффективность  труда, делая его более привлекательным, снижает утомляемость, вносит разнообразие в выполнение трудовых процессов.

Также важной частью совершенствования работы бухгалтерии является автоматизация. В течение нескольких лет успешно работает целый ряд фирм, занимающихся вопросами автоматизации бухгалтерсского учета. Охарактеризуем основные направления деятельности некоторых из этих фирм.

Фирма "1С" была основана в 1991 году. Для управления предприятием была разработана специальная система программ "1С: Предприятие", которая продолжает развиваться и совершенствоваться. Объем продаж системы программ "1С" в 1998 году составил 17,2 миллионов долларов США.

Фирма "Интел Групп" была основана в марте 1994 года в  основном для выполнения заказов по консалтингу. Стратегия компании позволила за счет консалтинга без спешки создать информационную систему "Тектон", после апробации, которой была создана устойчивая версия этой информационной системы.

Компания "Инфин" работает на софтверном рынке с 1990 года. Направлением деятельности компании стала разработка компьютерных программ для бухгалтерии и аудита. Основным программным продуктом компании остается "Инфин Бухгалтерия". НА ее основе создан комплекс "Инфин Управление", обеспечивающий автоматизацию всех участков управления предприятием – от бухгалтерского учета до управленческого анализа.

Компания "Интеллект-Сервис" была создана в 1990 году и является разработчиком программ серии "БЭСТ". Эти программы прошли эволюцию от сравнительно простых комплексов для малых предприятий до сложных бухгалтерско-торгово-складских систем, широко используемых как в России, так и странах СНГ. Развитие программного обеспечения серии "БЭСТ" продолжается, разрабатываются специализированные предложения для автоматизации различных направлений деятельности предприятий.

Хотелось бы так же отметить, что, как показывает опыт, российскую специфику не в состоянии учесть ни одна даже самая совершенная автоматизированная система. Это связано, прежде всего, с частыми изменениями и дополнениями в инструкциях и указаниях, необходимостью переработки старых отлаженных программ и методики анализа деятельности хозяйствующих субъектов.

3.2 Совершенствование нормативного обеспечения бухгалтерской службы предприятия

Существенным недостатком работы бухгалтерии в исследуемом крестьянско-фермерском хозяйстве является то, что все операции осуществляются вручную. Информатизация бухгалтерского учета открывает возможности более эко­номичной и рациональной организации информационных процес­сов, повышения их гибкости и динамичности, расширения диапазо­на анализируемых факторов при принятии решений и факторов их обоснований. В конечном итоге вся масса преимуществ использова­ния электронно-вычислительной техники позволяет повысить достоверность данных учета и сократить время, необходимое для осуществления операций по ведению бухгалтерского учета. В бухгалтерском деле применение электронно–вычислительной техники облегчает составление письменных финансовых документов, осуществление безкас­совых связей с банками и финансовыми учреждениями. ЭВМ используются, прежде всего, для обработки данных и решения расчетных задач. В современных условиях ЭВМ стали все чаще применять для обработки нечи­словой информации (текстовой, графической) и термин "вычислительная техника" перестал соответствовать характеру задач, решаемых с помощью компьютера.

Наиболее популярной программой применяемой для автоматизированного учета является электронная версия "1С:Бухгалтерия Проф. 7.0" под Windows. Это универсальная бухгалтерская программа. Электронная версия 1:С Бухгалтерия ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азами компьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерского учета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности. Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.

Основные особенности электронной бухгалтерии “1:С”:

- ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия;

- получение всей необходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому и аналитическому учету;

- полная настраиваемость с возможностью изменять и дополнять план счетов, систему типовых проводок, систему аналитического учета, формы первичных документов;

- возможность печати первичных документов при вводе проводок.

Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал операций. При помощи электронной бухгалтерии, вместе с вводом проводок, формируются первичные документы. Программа дает возможность составлять отчетность и различные вспомогательные документы, в частности:

- оборотно - сальдовые ведомость по счетам и/или субсчетам;

- анализы счетов, содержащих итоги по корреспонденциям конкретных счетов со всеми счетами;

- сводные проводки - итоги по всем используемым корреспонденциям;

- анализы счета по датам - остатки, обороты и корреспонденции с другими счетами за каждую дату отчетного периода;

- журналы ордера - выборка проводок из журнала операций по определенным счетам, корреспонденциям и другим признакам; карточки счетов - все проводки с данным счетом;

- отчеты произвольной формы разработанной пользователем для детального изучения хозяйственных процессов.

Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии “1:С”, отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и т.д.

Помимо «1С:Бухгалтерия Проф. 7.0» используются и такие прикладные программы как «1СТорговля», «1ССклад». С помощью программы 1СТорговля отслеживается движение товаров, материалов и продажи.

Информация о каждом имеющемся на складе товаре занесена в базу данных. По запросу компьютер анализирует:

- количество оставшегося товара;

- правила его налогообложения;

- юридические ограничения на его продажу и др.

Одновременно с подачей сведений о проданном товаре компьютер производит соответствующую коррекцию (уточнение) товарной ведомости.

Обычно программное обеспечение устроено так, что сводная информация о наличии товаров выдается к концу рабочего дня. Вместе с тем имеется возможность обновлять данные об изменении цен и поступлении новых партий товаров.

Использовании средств вычислительной техники на базе электронной бухгалтерии “1:С” и справочной системы “Консультант Бухгалтер” позволит добиться в работе бухгалтерии своевременного и качественного составления финансовой отчетности предприятия; строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежать серьезных ошибок. При использовании средств вычислительной техники экономится огромное количество времени необходимое для рутинных операций и бухгалтер может больше времени уделять аналитической работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

В  условиях  рыночной экономики в функции  бухгалтерской службы  входит не только  и не столько  ведение  собственно учета  как системы  фиксации фактов  хозяйственной жизни, но и  ведение  финансовых  вычислений, предполагающих  перспективную  направленность  и вероятностную  природу  исчисленных  результатов. На уровне предприятия  основу информационного обеспечения  финансовой деятельности составляют  бухгалтерские данные.

Система бухгалтерского учета сельскохозяйственных предприятий находится в зависимости от организации сельскохозяйственного производства, организационно-правовой формы и специализации хозяйства, но при этом ей присущи общие черты, характерные для учета в любой отрасли хозяйства: учет строится по единому унифицированному Плану счетов, применяются типовые регистры бухгалтерского учета, формы и методы организации учетных работ.

В исследуемом крестьянско-фермерском хозяйстве применяется упрощенная форма ведения бухгалтерского учета и учет осуществляется одним бухгалтером. При упрощенной форме бухгалтерского учета предприятием используются следующие регистры (ведомости), которые позволяют получать необходимый объем учетной информации:

книга учета хозяйственных операций; ведомость учета основных средств и их амортизации; ведомость учета производственных запасов и готовой продукции; ведомость учета затрат на производство; ведомость учета операций по кассе и расчетному счету; ведомость учета расчетов с подотчетными лицами; ведомость учета расчетов с поставщиками; ведомость учета расчетов по налогам и сборам; ведомость учета расчетов с покупателями и определения дохода; ведомость учета прочих операций; ведомость учета расчетов с работниками по заработной плате.

Для документирования хозяйственных операций крестьянское хозяйство применяет типовые межведомственные и унифицированные формы первичных документов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Минсельхозпрода РБ от 22.11.2005 № 69.

Существенным недостатком ведения бухгалтерского учета в крестьянско-фермерском хозяйстве является ведение всех операций без применения электронно-вычислительной техники. Применение электронно–вычислительной техники облегчит составление письменных финансовых документов, осуществление безкас­совых связей с банками и финансовыми учреждениями. Использовании средств вычислительной техники на базе электронной бухгалтерии “1:С” и справочной системы “Консультант Бухгалтер” позволит добиться в работе бухгалтерии своевременного и качественного составления финансовой отчетности предприятия; строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежать серьезных ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II. от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2007 г.)

2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. 3 ноября 2006 г.)

3. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 26 марта 2007 г.)

4. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" (с изм. и доп. от 18 сентября 2006 г.)

5. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изм. и доп. от 18 сентября 2006 г.)

6. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 449 с.

7. Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 345 с.

8. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 524 с.

9. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. -М.: Финансы и статистика, 2001. – 632 с.

10. Барногльц С.Б., Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития, М.: Финансы и статистика, 2002. – 284 с.

11. Барногльц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы и статистика, 2001. – 427 с.

12. Бухгалтерский учет и налогообложение в сельском хозяйстве. Учебное пособие /Под ред. С.М. Бычковой. - "Проспект", 2004 – СПС «Гарант»

13. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. – М.: ПРИОР-СТРИКС, 2006. – 382 с.

14. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет -М.: ВЛАДОС, 2003. – 385 с.

15. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предпри-ятия. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 194 с.17. Ковалев В.В. Как читать баланс. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 446 с.

16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Зеркало, 2006. – 529 с.

17. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. Глава 18. Баланс и от-четность предприятия. П.18.1.Понятие баланса и отчетности предприятия. - СПС "Гарант", 2004 г.

18. Палий В.Ф. Новая бухгалтерская отчетность. Содержание. Методика анализа -М.: Библиотека журнала “Контроллинг”, 2003. – 193 с.

19. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2003. – 437 с.

20. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: Перспектива, 2003. – 263 с.

21. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: Зеркало, 2005. – 437 с.

22. Хонгрен Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий ас-пект. - М.: Банки и биржи, 2005. – 368 с.

23. Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 396 с.

24. Шеремет А.Д., и др. Методика финансового анализа предприятия – М.: ВЛАДОС, 2004. – 441 с.

25. Цифрова Р.В. Бухгалтерский учет в отраслях АПК.-ФГОУ ВПО «Сараовский ГАУ им.Н.И.Вавилова».-Саратов, 2005.-612с.

 

 

 

 

Приложения

32

 


[1] Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. 3 ноября 2006 г.)

[2] Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. 3 ноября 2006 г.)

[3] Бухгалтерский учет и налогообложение в сельском хозяйстве. Учебное пособие /Под ред. С.М. Бычковой. - "Проспект", 2004 – СПС «Гарант»

[4] Бухгалтерский учет и налогообложение в сельском хозяйстве. Учебное пособие /Под ред. С.М. Бычковой. - "Проспект", 2004 – СПС «Гарант»

Информация о работе Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве