Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:58, реферат
Бухгалтерский учет – это неотъемлемый механизм управления фирмой в любой стране. До начала 70-х годов XX века не существовало единых методологических и технических приемов ведения бухгалтерского учета, каждое государство устанавливало свои правила. Но развитие бизнеса внесло свои коррективы. Во второй половине XX столетия резко увеличивается число транснациональных корпораций, наблюдается тенденция к международной интеграции в сфере экономики. Рост деловой активности невозможен без унификации бухгалтерского учета.
Введение
1. Требования к бухгалтерскому учету и его задачи
2. Реформа бухгалтерского учета в России
3. Бухгалтерский учет XXI века: реалии и перспективы
Заключение
Список литературы
17. Новые формы финансовой отчетности, метод начислений
18. Различное определение
расходов для целей
19. Резервные фонды и оценочные резервы
20. Сводная (консолидированная) финансовая отчетность
Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета можно объяснить различными факторами, такими как пользователи финансовой отчетности, исторические факторы развития экономических систем, роль профессиональных ассоциация бухгалтеров и аудиторов в процессе разработки и принятия стандартов и правил учета и отчетности, а так же в их практическом применении.
МСФО |
РСБУ | |
Пользователи |
Инвесторы, акционеры, работники организаций |
В первую очередь налоговые службы и другие контролирующие органы |
Исторические факторы |
Свободная рыночная экономика |
Переход от централизованного государственного регулирования и плановой экономики к рыночным отношениям |
Характер изложения информации |
Точность, последовательность и максимальная детализация |
Неполнота и непоследовательность |
Роль профессиональных бухгалтеров |
Значительная роль ассоциаций профессиональных бухгалтеров |
Государственное регулирование, при котором профессиональные ассоциации не играют существенной роли |
Роль на предприятии |
Большое влияние на процесс принятия решений |
Вспомогательная роль –
главным образом функции |
Хотя и существуют определенные
мировые тенденции каждая страна
в своем экономическом, политическом
и социальном развитии индивидуальна.
Все страны используют накопленный
мировой опыт для достижения внутренних,
поставленных для развития экономики,
целей. В том числе и развитие
основных учетных процедур. Практически
каждая стана разрабатывает
Некоторые различия в системах бухгалтерского учета в разных странах приведены ниже:
МСФО |
США |
Германия |
Россия | |
Главная цель финансовых отчетов |
Снабдить информацией акционеров |
Снабдить информацией акционеров |
Защита от разглашения информации, которая может повредить компании |
Снабдить информацией внутренних и внешних пользователей |
Требования правил учета |
Устанавливают только основные принципы формирования критериев учета |
Очень точные и детальные пояснения |
Только общие принципы, что дает возможность произвольных решений |
Наиболее подробно и детально регламентирует порядок учета, обязательны к исполнению |
Содержание правил учета |
Отсутствуют правила для некоторых важных видов деятельности |
Правила определяют все до мелочей |
Отсутствуют правила для некоторых важных видов деятельности |
Правила конкретизируются методическими рекомендациями и инструкциями, которые зачастую противоречат друг другу |
Связь с налоговым законодательством |
Налоги рассчитывают в соответствии с налоговым законодательством страны |
Существуют два варианта учета, налоговый и финансовый |
Налоги рассчитываются по данным финансовых отчетов |
Не в полной мере реализованы два варианты учета, налоговый и финансовый |
Частота отчетов |
Ежегодно |
Ежеквартально |
Раз в полгода |
Ежегодно |
При анализе требований и подходов МСФО и РСБУ можно также выделить различия по составу и содержанию форм отчетности.
В соответствии с российскими
нормативными актами по бухгалтерскому
учету полный комплект годовой бухгалтерской
отчетности включает: бухгалтерский
баланс, отчет о прибылях и убытках,
приложение к бухгалтерской отчетности
(отчет о движении денежных средств,
отчет об изменении капитала, приложение
к бухгалтерскому балансу, отчет
о целевом использовании
В соответствии с МСФО в комплект годовой финансовой отчетности включаются [5]:
· Бухгалтерский баланс
· Отчет о прибыли и убытках
· Отчет об изменении в капитале
· Отчет о движении денежных средств
Учетная политика и примечания к финансовой отчетности:
1. Заявление о соответствии
Международным стандартам
2. Информация о применяемой основе (основах) оценки и учетной политике
3. Вспомогательная информация
для статей, представленной в
каждой форме финансовой
4. Прочие раскрытия, в
том числе: условные события,
договорные обязательства и
Можно выделить некоторые основные различия в содержании финансовой отчетности и учет отдельных операций.
МСФО |
РСБУ | |
Бухгалтерский баланс |
Статьи бухгалтерского баланса оцениваются по правилу наименьшего из двух показателей: первоначальной и рыночной стоимости |
Статьи бухгалтерского баланса оцениваются по первоначальной стоимости, допускается проведение переоценок |
Отчет о прибылях и убытках |
Возможно два варианта представления расходов в отчете о прибылях и убытках: по характеру затрат (элементам затрат) и по функциям затрат. Доходы расходы отражаются по принципу начисления. |
Расходы в отчете о прибылях и убытках представляются по функциональному признаку. Принцип начисления не всегда соблюдается при подготовке отчета о прибылях и убытках. |
Отчет о движении денежных средств |
Для составления отчета используется прямой или косвенный метод. Предусматривается корректировки, связанные с отражением курсовых разниц, неденежных операций, налога на прибыль, неденежных статей доходов и расходов. |
Для составления отчета о движении денежных средств используется только прямой метод. В отчете представляются данные, прямо вытекающие их записей на счетах бухгалтерского учета денежных средств. Не осуществляются некоторые корректировки предусмотренные МСФО. |
Отчет об изменении капитала |
В отчете отражается общий
эффект изменений в учетной политике
и корректировка и |
Эффект изменений в учетной политике и корректировки фундаментальных ошибок раскрываются в примечаниях. В отчете раскрывается общая сумма изменений по каждой статье акционерного капитала. |
Нематериальные активы |
Организационные расходы не относятся к нематериальным активам. Нематериальные активы первоначально оцениваются по себестоимости. Последующая оценка производиться по первоначальной стоимости либо путем переоценок. |
В составе нематериальных
активов учитываются |
Правительственная помощь |
Правительственные субсидии должны признаваться в качестве доходов тех периодов. Что и соответствующие расходы. Они не должны кредитоваться прямо на счет капитала. Предусматривается возможность отражения субсидии как вычета из стоимости актива. |
Списание бюджетных средств производится на систематической основе. Бюджетные средства при принятии к учету кредитуются прямо на счет капитала (по статье «целевое финансирование») |
Затраты по займам |
В состав затрат по займам включаются также платежи в отношении финансового лизинга. Затраты по займам не капитализируются в стоимость товарно-материальных запасов. |
Затраты по займам включают только расходы, связанные с получением и использованием заемных средств. Если кредиты используются только для предоплаты материалов, то расходы по процентам включаются в стоимость материалов до принятия их к учету. |
Консолидированная отчетность |
Различные способы консолидации: объединение активов, метод пропорциональной консолидации, метод полной консолидации, метод учета по долевому участию, метод учета по себестоимости. |
Существующие правила используют принципы похожие на МСФО, но они являются лишь рекомендациями, Но практике надежность консолидированной отчетности очень низка. |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
Собственные акции компании, выкупленные у акционеров, отражаются в бухгалтерском балансе в разделе «капитал» как вычет из величины акционерного капитала |
Собственные акции компании,
выкупленные у акционеров, отражаются
в балансе в составе |
3.Бухгалтерский учет XXI века: реалии и перспективы
Одним из главных бухгалтерских событий 2008 года стало опубликование Министерством финансов очередного варианта законопроекта «О бухгалтерском учете». Именно этот документ по мысли разработчиков должен вскоре заменить аналогичный закон 1996 года.
Федеральный закон «О бухгалтерском
учете» был принят более десяти лет
назад и, надо сказать, что в целом
он выполнил свою миссию. Если вспомнить,
в каких условиях в середине 90-х
годов он разрабатывался и принимался,
то следует, безусловно, отметить, что
для того времени это была революция
– регулирование бухгалтерского
учета и отчетности впервые обрело
законодательную форму. До его принятия
эта тема была исключительной «вотчиной»
Министерства финансов, которое не
планировало ни с кем делиться
своими полномочиями. Заслуга названного
закона заключается также в том,
что в нем были закреплены базовые
определения и понятия, установлена
система регламентации
Однако все остальные вопросы, которые не были урегулированы Федеральным законом «О бухгалтерском учете», закреплялись нормативными актами Министерства финансов. Такой подход был вполне оправдан в 90-е годы, когда единственным пользователем финансовой отчетности являлось само государство. Оно было заинтересовано в жестком управлении системой бухучета, поскольку именно на основании этих правил формировалась налоговая отчетность, и рассчитывалось большинство налогов. В то же время государство не было готово большую часть вопросов регулировать с помощью закона, полагая, что в специфических правилах учета сотрудники Минфина разберутся лучше законодателя[6].
Теперь ситуация безусловно изменилась. Связано это с происходящими в стране экономическими реформами, которые породили новые требования к учету и финансовой отчетности. С одной стороны, организации стали активно привлекать инвесторов, то есть расширился круг пользователей финансовой отчетности. Они, в свою очередь, стали упрекать организации в том, что отчетность, сформированная по минфиновским правилам, не позволяет получить необходимую и корректную информацию о финансовом состоянии организации. С другой стороны, с системы бухгалтерского учета и отчетности в начале двухтысячных годов была снята налоговая функция – база по наиболее важным налогам стала рассчитываться по правилам, определяемым налоговым законодательством. Таким образом, несмотря на изменение целей, и задач бухгалтерского учета и отчетности, правовая регламентация этих отношений по сей день остается довольно жесткой. Это и является главной причиной, вынуждающей поменять законодательство о бухгалтерском учете.
Прежде всего, новый законопроект
должен четко определить, какова цель
бухгалтерского учета и отчетности,
а также каков интерес
Вопрос о квалификационных
требованиях, предъявляемых к бухгалтерам
организации, постоянно вызывал
бурю негодования у
Но вот зачем нужны квалификационные требования для бухгалтера, основная задача которого представить менеджерам и собственникам предприятия корректную информацию о финансово-хозяйственной деятельности этого предприятия? Менеджер и собственник должны сами решать, доверяют ли они квалификации принимаемого на работу сотрудника. В тех случаях, когда финансовая отчетность востребуется внешними пользователями, например, при выходе ценных бумаг предприятия на фондовый рынок, над бухгалтером появляется «проверяющий» – аудитор, который подтвердит или опровергнет корректность составленной финансовой отчетности. При таком положении дел квалификационные требования к бухгалтерам явно излишни. Почему-то никому не приходит в голову законодательно закреплять квалификационные требования, например, к юрисконсульту на предприятии или работнику кадровой службы.
Предпринимательское сообщество крайне негативно восприняло идею введения квалификационных требований для бухгалтеров. По крайней мере, РСПП по данному вопросу занимает достаточно жесткую позицию. Насколько я понял, ряд госведомств также не разделяет точку зрения Минфина.
Распределение полномочий по
утверждению национальных стандартов
– это наиболее болезненный вопрос
в дискуссии Минфина и
Согласно действующему законодательству
фирмы и предприниматели, работающие
на УСН, обязаны вести учет доходов
и расходов в порядке, предусмотренном
главой 26.2 Налогового кодекса, и учет
основных средств и нематериальных
активов в порядке, определяемом
законодательством о
Законопроект не предполагает,
что система учета и отчетности
кардинально изменится. Никому переучиваться
не придется. При обсуждении проекта
в Госдуме также исчезнут упоминания
о неких квалификационных требованиях
к бухгалтерам, то есть у них не
возникнет необходимость
С учетом того, что интерес к реформе бухгалтерского учета и отчетности у правительства, по-видимому, не самый высокий, до конца весенней сессии Госдумы проект не будет внесен в нижнюю палату парламента, а, следовательно, маловероятно, что он будет принят до конца 2008 года. Раньше 2010 года нормы этого закона в действие не вступят.
Заключение
Таким образом, приказом от 6 октября 2008 года №106н Минфин утвердил новое ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Применять его при определении основных принципов учета операций бухгалтеры должны будут, начиная уже со следующего года.