Бухгалтерский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:52, реферат

Описание работы

В условиях перехода страны на рельсы рыночных отношений бухгалтерский учет является основным звеном формирования экономической политики, инструментом бизнеса, одним из главных механизмов управления производственным процессом и продажей продукции (работ, услуг), способствует совершенствованию организации производства, оперативного долгосрочного планирования и анализа хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Бухгалтерский учет.doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Материальная группа ведет учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками, хранение материалов и списание их в производство. На небольших предприятиях материальная группа ведет учет поступления основных средств, нематериальных активов и учет готовой продукции, на крупных предприятиях для этих целей создаются специальные группы.

Производственная группа ведет учет затрат на все виды производств, калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, а также учет затрат незавершенного производства.

На крупных предприятиях выделяется финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчеты предприятия с другими юридическими и физическими лицами.

Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности. Аппарат бухгалтерии взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получает все необходимые сведения для осуществления учета и составления отчетности.

Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также документы, связанные с расчетными, кредитными и денежными обязательствами. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

Бухгалтеру запрещается принимать к исполнению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах бухгалтер письменно извещает руководителя организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету бухгалтер исполняет его, но всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.

 

7.2. Формы ведения бухгалтерского учета

 

Под формой ведения бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.

Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно.

Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:

журнально-ордерная;

мемориально-ордерная;

упрощенная форма учета для малых предприятий;

автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.

 

7.2.1. Журнально-ордерная форма ведения учета

 

Журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета в настоящее время является наиболее прогрессивной и распространенной. Именно она, как правило, используется в программах автоматизации бухгалтерского учета.

Журнально-ордерная форма сочетает хронологические и систематические, аналитические и синтетические учетные регистры. Журналы-ордера ведутся на основании первичных документов.

Последовательность заполнения учетных регистров при журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 7.1).

На основании первичных документов хозяйственные операции записываются в накопительных ведомостях, т.е. регистрируются в журнале хозяйственных операций. Пример журнала хозяйственных операций организации за январь приведен в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Журнал хозяйственных операций

Затем данные хозяйственные операции записываются в журналы-ордера и дополнительные ведомости.

В качестве примера приведены журналы-ордера и ведомости по счетам 50 и 51, составленные на основании данных журнала хозяйственных операций.

В журналы-ордера переносятся итоги хозяйственных операций по одному счету или группе счетов, поэтому журналы-ордера имеют определенные номера, например, журнал-ордер № 1 ведется по счету 50 «Касса» (табл. 7.2), журнал-ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл. 7.3), журнал-ордер № 3 — по счетам 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», журнал-ордер № 4 — по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и т.д. Журналы-ордера составляются по кредитовому признаку счетов, т.е. в них отражаются операции, которые прошли по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетом других счетов.

Таблица 7.2

Таблица 7.3

К денежным счетам 50 и 51 дополнительно ведутся ведомости: ведомость № 1 по счету 50 (табл. 7.2, 7.3) и ведомость № 2 по счету 51 (табл. 7.4, 7.5). Ведомости составляются по дебетовому признаку счетов, т.е. в них отражаются операции, которые прошли по дебету данного счета в корреспонденции с кредитом других счетов.

Таблица 7.4

Таблица 7.5

Итоговые данные по каждому журналу-ордеру переносятся в Главную книгу, которая открывается на год и ведется по каждому счету, например по счету 50 «Касса» (табл. 7.6).

Таблица 7.6

На основании Главной книги составляют оборотную ведомость и баланс.

Достоинствами журнально-ордерной формы ведения учета являются удачное сочетание аналитического и синтетического учета и более удобные формы для составления отчетности, а в качестве недостатка следует отметить сложность построения основных регистров.

 

7.2.2. Мемориально-ордерная форма ведения учета

 

Последовательность заполнения учетных регистров при мемориально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 7.2).

На основании первичных документов все хозяйственные операции записываются в накопительные ведомости, которые ведутся в форме журнала хозяйственных операций.

Однородные хозяйственные операции, т.е. операции по ведению учета на одном бухгалтерском счете или группе нескольких зависимых счетов, переносятся в мемориальные ордера, в которых записываются содержание операции, сумма и корреспонденция счетов.

Мемориальные ордера имеют определенные номера, например, мемориальный ордер № 1 ведется по счету 50 «Касса» (табл. 7.7), мемориальный ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл. 7.8), мемориальный ордер № 3 — по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», мемориальный ордер № 4 — по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», мемориальный ордер № 5 — по счету 20 «Основное производство» и т.д.

Таблица 7.7

Таблица 7.8

 

Итоговые данные мемориальных ордеров в конце месяца записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал (табл. 7.9). Итоговая сумма по регистрационному журналу должна быть равна сумме дебетовых и кредитовых оборотов по всем синтетическим счетам.

 

Таблица 7.9

Данные из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги, например по счету 50 «Касса» (табл. 7.10). Обороты по Главной книге сравнивают с итоговой суммой всех мемориальных ордеров в регистрационном журнале. Если обороты совпали, значит проводки по синтетическим счетам разнесены правильно.

Таблица 7.10

 

На основании Главной книги составляются шахматная и оборотная ведомости.

В табл. 7.11 приведена шахматная ведомость, содержащая данные мемориальных ордеров № 1 и 2.

 

Таблица 7.11

По данным Главной книги и оборотной ведомости заполняют баланс предприятия за отчетный период.

К достоинствам мемориально-ордерной формы ведения учета можно отнести простоту заполнения учетных регистров, легкость проверки правильности отражения операций, возможность исправления ошибок при сверке данных. Недостатками можно считать многократность записи одной и той же суммы в разных регистрах, что приводит к усложнению работы и увеличению вероятности ошибок, а также отставание аналитического учета от синтетического и сложность составления отчетности.

 

7.2.3. Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета

 

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета применяется на небольших предприятиях с незначительным числом хозяйственных операций.

При упрощенной форме ведения бухгалтерского учета на основе первичных документов ведется Книга учета хозяйственных операций (табл. 7.12), в которой отражаются остатки по счетам на начало года. В течение года в книге регистрируются все хозяйственные операции, которые одновременно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

 

Таблица 7.12

В книге учета содержатся все используемые малым предприятием бухгалтерские счета, что позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

Книга учета является комбинированным регистром и совмещает хронологическую и систематическую регистрацию операций. В конце отчетного периода подсчитывают дебетовые и кредитовые остатки по всем счетам, которые служат данными для составления баланса.

 

7.2.4. Автоматизированные формы ведения учета

 

В настоящее время разработаны десятки программ, позволяющих автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях с помощью персональных компьютеров.

Все программы предлагают стандартный набор инструментов, позволяющих облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Большинство программ универсальны и дают возможность автоматизировать бухгалтерский учет любого вида сложности.

К наиболее популярным программам ведения автоматизированного бухгалтерского учета относятся: 1 C: Бухгалтерия, Инфо-Бухгалтер, Турбо-Бухгалтер, Парус и т.д.

Основной источник информации в программах автоматизации бухгалтерского учета — журнал хозяйственных операций. Данные вводятся в журнал в виде первичных документов, проводок или типовых операций, перечень которых можно изменить и дополнить. Обрабатывая этот журнал, программы делают разноску операций по счетам, определяют обороты и сальдо, составляют оборотную ведомость, готовят итоговый баланс и другие отчеты. Программы позволяют вести различные виды учета: синтетический и аналитический, суммовой и количественный, валютный учет, проводить расчет заработной платы и действующих налогов.

В комплект поставки программ входит стандартный набор бланков первичных документов и отчетности, а также других документов, соответствующих текущему законодательству. В программах имеется возможность оперативно корректировать план счетов, ставки налогов, добавлять новые отчетные формы в соответствии с любыми изменениями в законодательстве.

 

Вопросы для самопроверки

 

Каким образом может быть организовано ведение бухгалтерского учета на предприятии?

Какую структуру имеет бухгалтерия на крупном промышленном предприятии?

Что понимается под формой ведения бухгалтерского учета, каково ее назначение?

Перечислите основные формы ведения бухгалтерского учета.

Назовите последовательность заполнения учетных регистров при использовании журнально-ордерной формы.

На основании каких данных и как заносится информация в журналы-ордера?

Какова последовательность заполнения учетных регистров при ведении учета с использованием мемориально-ордерной формы?

Какую учетную информацию содержат мемориальные ордера?

Какие предприятия могут использовать упрощенную форму ведения бухгалтерского учета?

Как ведется учет с использованием программ автоматизации бухгалтерского учета?

Литература

 

Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. — М.: ЮНИТИ, 2003.

Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору. — М.: Филипъ, 2002.

Бакаев Ю.А. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. — М.: ЮРАЙТ, 2004.

Ларионов А.Д. Сборник задач по бухгалтерскому учету: Учебное пособие. — М.: Проспект, 2005.

Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2005.

 

8. Учет процесса снабжения  и материальных запасов

 

Тезисы

 

В чем состоит сущность процесса снабжения и классификация материально-производственных запасов? Какие существуют виды транспортно-заготовительных расходов? Как организуется учет поступления материалов? Как проводится учет списания материалов в производство? Каким образом осуществляется учет материалов на складе и в бухгалтерии? Как проводится учет реализации материалов?

 

8.1. Понятие процесса снабжения  и классификация материальных  запасов

 

В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.

Информация о работе Бухгалтерский учет