Диверсификация, концентрация и централизация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе раскрываются такие вопросы как: диверсификация и концентрация производства, а непосредственно централизация, их сущность, формы и показатели, экономическая эффективность этих явлений. Приведены примеры, дающие возможность увидеть и понять важность и необходимость этих явлений, а также рассмотрены и другие немаловажные стороны данного вопроса.
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики диверсификация, концентрация и централизация производства. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................3
1.Стратегия диверсификации производства как основное направление стратегического развития предприятия.....................................................6
2. Концентрация производства………………………………………....…...8
2.1.Основные принципы концентрации.................................................11 2.2.Стратегия концентрации .....................................................................16
2.3 Стратегия низких издержек…………………………………………......19
2.4 Государственный контроль над концентрацией на рынке финансовых услуг..............................................................................................................24 3.Централизация как неизбежный процесс................................................32
Заключение..................................................................................................37
Список использованной литературы............................................................38

Файлы: 1 файл

gotowo.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

Оба подхода следует осуществлять одновременно. Как правило, производителя с низкими издержками производства стараются использовать любую представившуюся возможность снижения затрат. Их деятельность вписывается в рамки особой административной культуры: спартанское оборудование, скудные чаевые, невысокие премии управляющим, нетерпимость к отходам, скрупулезный просмотр бюджета организации, внедрение системы широкого участия служащих в деле снижения издержек производства. Но даже будучи крайне бережливыми в расходовании средств, компании этого типа не скупятся на вложение капитала в ресурсосберегающие технологии.

Фирма, претендующая на роль производителя с низкими издержками производства, должна тщательно проанализировать каждый этап приращения затрат.

Затем ей следует использовать все полученные знания о причинах увеличения затрат и творчески подойти  к поискам путей их снижения. Везде, где это, возможно, следует отказаться от производственных операций, выполнение которых приводит к резкому увеличению затрат. В результате осуществления подобного рода мероприятий компания может достичь громадных успехов в снижении издержек производства.

Место производителя с  низкими издержками производства в  отрасли сулит защиту от действия пяти сил конкуренции:

1. Относительно конкурентов, компания с низкими издержками производства находится в наиболее выгодных условиях ведения ценовой конкуренции, защиты от войны цен, использования преимущества более низкой продажной цены в качестве орудия захвата рынка соперников, получения прибыли выше среднего уровня (благодаря более высокой рентабельности или большему объему продаж) на рынках, где преобладает ценовая конкуренция. Производитель с низкими издержками производства обладает решающим голосом при установлении уровня цен на продукцию отрасли;

2.Относительно покупателей, компания с низкими издержками производства отрасли защищена от действия сильных клиентов, поскольку покупатели едва ли способны сбить цену до уровня выживания следующих в табеле о рангах продавцов;

3.Относительно поставщиков, производитель с низкими издержками производства в большей степени, чем конкуренты, защищен от действий мощных поставщиков, если высокая эффективность его собственного производства - главный источник преимущества в области издержек производства;

4.Относительно потенциальных новичков, производитель с низкими издержками производства может применить тактику снижения цены с целью усложнения процесса завоевания клиентов новыми конкурентами, ценовая мощь производителя с низкими издержками действует в качестве барьера на пути потенциальных новичков;

5.Относительно продуктов-заменителей, производитель с низкими издержками производства находится в более выгодных условиях, чем конкуренты, поскольку использует низкую цену против попыток проникновения продуктов-заменителей на рынок.

Как только ценовая конкуренция  становится главным фактором борьбы на рынке, фирмы, характеризующиеся  относительно низкими издержками производства, имеют существенное преимущество в  привлечении покупателей, чье решение  о покупке основывается главным  образом на величине цен.

Стратегия конкуренции, направленная на завоевание руководящей роли в  области издержек производства, особенно эффективна в следующих случаях:

1.Ценовая конкуренция среди продавцов - главная сила конкуренции.

2.Производимый в отрасли продукт - в основном стандартный, его легко приобрести у широкого круга продавцов (условия, стимулирующее покупателей производить покупки по более низким ценам).

3.Очень мало возможностей дифференциации продукции или, другими словами, покупателей мало волнует различие торговых марок.

4.Подавляющее число покупателей использует продукт одним и тем же образом, в результате формируется стандартный набор требований покупателя к данному виду продукции.

5.Покупателям практически ничего не стоит переключиться от одного продавца к другому; это повышает гибкость поведения покупателей, способствует покупке ими продукции по наиболее низким ценам.

6.Покупатели в основном, крупные и обладают значительно

покупательной способностью.

Тем не менее, стратегия низких издержек производства связана с  определенным риском и имеет ряд  слабых моментов. Открытие в области  технологии может привести к снижению уровня затрат у конкурентов и, тем  самым, обесценить капиталовложения фирмы  в снижение издержек производства, свести на нет значение усилий по повышению  эффективности производства. Конкурирующие  фирмы могут относительно легко  и недорого продублировать путь производителя, добивающегося снижения затрат, тем  самым, делая любое преимущество в этой области недолговечным. Компания, сосредотачивающая свои усилия на снижении издержек производства, зацикливается на задаче уменьшения затрат. Так что нередко не реагирует должным образом на некоторые наметившиеся существенные изменения - например, растущий покупательный спрос на дополнительные услуги и качественные параметры, едва различимые сдвиги в характере использования продукции, уменьшение чувствительности покупателей к уровню цен - и тем самым, сдает свои позиции по мере переключения покупательского спроса на другие дифференцирующие признаки.

Итак, направление подавляющей  величины капиталовложений на снижение издержек производства может замкнуть компанию на существующей технологии и стратегии, ослабляя ее «иммунитет»  к новым высоким технологиям  и растущему потребительскому интересу к чему-то отличному от низкой цены.[5]

  2.4. Государственный контроль над экономической концентрацией на рынке финансовых услуг

С января 2000 применяется  Федеральный закон "О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг". Глава 6 Закона определяет случаи и порядок  осуществления государственного контроля федеральным антимонопольным органом  над  экономической концентрацией  на рынке финансовых услуг. В Министерство постоянно поступают запросы, связанные с применением норм Закона о защите конкуренции в части государственного контроля  экономической концентрацией на рынке финансовых услуг. Основной причиной обращения физических и юридических лиц с запросами является непоследовательность и противоречивость Закона. За прошлый год Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства рассмотрено около 500 случаев концентрации капитала на рынке финансовых услуг, при этом более половины рассмотренных ходатайств и уведомлений - с участием кредитных организаций.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции государственному антимонопольному контролю подлежат сделки, связанные с приобретением акций. Под приобретением акций следует  понимать также приобретение прав, воплощенных в акциях. В контексте Закона приобретение возможно лишь на основании сделок (статья 17 Закона). Это могут быть любые сделки, предметом которых являются акции либо воплощенные в этих акциях права голоса. Так, в первом случае речь идет о договорах купли-продажи, дарения и так далее. Во втором - о доверительном управлении, залоге, поручении и так далее.  В любом случае основным критерием отнесения той или иной сделки к обязательному согласованию с антимонопольными органами является следующее обстоятельство: получает ли иное лицо возможность распоряжаться воплощенным в этих акциях правом голоса. Например, если договор залога предусматривает право залогодержателя голосовать по переданным ему акциям, то он обязан в установленном порядке направить ходатайство или уведомление в антимонопольные органы. Закон говорит о контроле приобретения всех видов акций финансовых организаций. Следовательно, в отличие от аналогичных норм Закона о конкуренции на товарных рынках (статья 18) антимонопольному контролю подлежат также сделки с привилегированными акциями, фьючерсами и опционами на акции, конвертируемыми облигациями.  В соответствии с частью второй статьи 16 Закона, государственный контроль приобретения активов финансовой организации осуществляется в случае приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов, установленную Правительством Российской Федерации. 

Приобретение юридическим  или физическим лицом прав, позволяющих  определять условия осуществления  предпринимательской деятельности финансовой организацией, осуществляется на основании следующих сделок.  Договор простого товарищества может предусматривать осуществление координации хозяйственной деятельности других участников одним из них. В этом случае, это лицо получает возможность определять условия ведения предпринимательской деятельности других товарищей, и обязано в соответствии с Законом представить ходатайство (уведомление) в антимонопольные органы. Другим случаем может являться договор о передаче функций исполнительных органов. В Министерство поступают вопросы, что следует понимать под созданием финансовых организаций. В соответствии со статьей 16 Закона антимонопольные органы контролируют создание финансовых организаций. Согласно статье 8 Федерального закона "Об акционерных обществах"  акционерное общество может быть создано путем нового учреждения либо путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования). Таким образом, исходя из положений статьи 16 Закона, во взаимосвязи со статьей 8 Закона об акционерных обществах, антимонопольному контролю подлежат не только первичное учреждение финансовых организаций, но и их создание в результате реорганизации. Так, при разделении (статья 18 Закона об акционерных обществах) и выделении (статья 19 Закона об акционерных обществах) происходит создание нового юридического лица. Отдельно Закон называет объектом антимонопольного контроля слияния и присоединения финансовых организаций.  
Таким образом, с согласия антимонопольных органов осуществляется реорганизация финансовых организаций в форме слияния и присоединения, создание финансовых организаций результате первичного учреждения, а также в результате выделения, разделения и преобразования юридических лиц. Данный вывод также соответствует статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях, установленных Законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Вместе с тем, гражданское законодательство не предусматривает положений, касающихся получения согласия государственных органов на создание юридического лица. Возникает вопрос о соответствии положений антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагаем, что установленный порядок согласования создания финансовых организаций, в том числе, при разделении, выделении и преобразовании введен законодателем в целях охраны публичных интересов и основывается на пункте 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.  В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.  Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции Российской Федерации запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Таким образом, учитывая положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также то, что монополистическая деятельность запрещена на конституционном уровне, можно сделать вывод, что контроль над созданием финансовых организаций введен в целях предупреждения монополистической деятельности.  При создании хозяйствующего субъекта (финансовой организации) может возникнуть либо усилится доминирующее положение, как самой созданной организации, так и ее учредителей. В результате реорганизации хозяйственных обществ происходит перераспределение их активов, в результате которого может возникнуть доминирующее положение. Таким образом, контроль над созданием финансовых организаций введен законодателем в целях обеспечения единства экономического пространства, охраны прав и интересов других лиц.  Статьи 12 и 28 Закона об акционерных обществах устанавливают случаи и порядок изменения размера уставного капитала. Увеличение размера уставного капитала допускается путем изменения номинальной стоимости акций, а также путем размещения дополнительных акций. В соответствии со статьей 29 Закона об акционерных обществах, уставный капитал общества может быть уменьшен путем снижения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе, путем приобретения части акций, в случаях, предусмотренных этим Законом. 

В случае увеличения уставного  капитала финансовой организации, при  превышении пределов, установленных  пунктом 4 постановления Правительства  Российской Федерации от 07.03.00г. № 194, в антимонопольные органы должны быть направлены два ходатайства. Во-первых, от лица, которое в результате размещения приобрело более 20 % акций финансовой организации; во-вторых, от финансовой организации, принявшей решение  об изменении уставного капитала общества. Если размер уставного капитала не превышает пределов, установленных  Правительством Российской Федерации, то оба указанных лица представляют уведомления. Если активы финансовой организации приобретены по иным основаниям, нежели сделки, лица, получившие права на эти активы, не обязаны представлять ходатайства и уведомления, так как этот случай не предусмотрен Законом. Например, имущество кредитной организации (активы) может передаваться на основании актов судебного пристава-исполнителя в соответствии с решением суда. Если передача имущества обусловлена гражданско-правовой сделкой в материальном праве (новацией, заключенным мировым соглашением), то данные сделки также подлежат согласованию с антимонопольными органами.             

Если в результате изменения  способа исполнения решения взыскание  обращается на имущество должника (в  том числе, на его акции), то создается  иная ситуация. В этом случае согласование с антимонопольными органами не требуется.       

В соответствии со статей 1 Закона предметом его регулирования  являются отношения, влияющие на конкуренцию  и связанные с ее защитой отношения  на рынке любых финансовых услуг. Статья 3 Закона определяет понятие  финансовой услуги и финансовой организации. Из содержания указанных понятий  следует, что исчерпывающего перечня  финансовых организаций, участвующих  на рынке финансовых услуг, дать невозможно. Более того, у МАП России нет правовых оснований для определения перечня финансовых услуг, отношения, по представлению которых регулируются данным Законом. Такое толкование указанного приказа, а именно: ограничение применения Закона только к услугам, включенным в перечень, определенный МАП России, не соответствует Закону. Для осуществления государственного контроля экономической концентрации расчет оборота финансовой услуги не является обязательным условием применения соответствующих положений  Закона. 

Таким образом, финансовые организации, оказывающие финансовые услуги, включенные в Перечень, а также не включенные в него, обязаны в случаях и  порядке, предусмотренном статьями 16-19 Закона о защите конкуренции, направить  соответствующие ходатайства или  уведомления в антимонопольные  органы. МАП России в соответствии с приказом № 212 от 02.03.01г. внес изменения  в пункт 2 Перечня, конкретизировав, что перечень услуг разработан исключительно  для расчета оборота финансовой услуги.               

Информация о работе Диверсификация, концентрация и централизация производства