Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 18:46, реферат
Описание работы
С целью публичного обсуждения острых проблем, злободневных тем античные мыслители широко использовали диалог, т.е. излагали свои мысли в форме вопросов и ответов. Они исходили из того, что о всякой вещи существует как минимум два противоположных мнения, поэтому в споре каждый из собеседников может отстаивать свою позицию. Это позволяло приобретать знания не в готовом виде, а путем размышления, совместного обсуждения проблемы и поиска правильного решения.
Содержание работы
Введение ....................................... 2 1. Спор, дискуссия, полемика ................... 3 2. Речевое поведение спорящих .................. 5 3. Доказывание и убеждение ..................... 7 4. Виды доказательств .......................... 10 5. Стратегия и тактика спора ................... 12 Заключение ..................................... 15 Литература ..................................... 15
Литература .....................................
15
МАСТЕРСТВО СПОРА
ВВЕДЕНИЕ.
Большое значение умению спорить,
отстаивать свои позиции придавалось
в Древней Греции. Античные мыслители
первыми обратили внимание на то, что спор
играет важную роль для выяснения истины.
Из глубины веков дошел до нас замечательный
афоризм: «Истина рождается
в споре». Древнегреческие ученые
выделяли различные виды спора, в частности,
они четко разграничивали диалектические
беседы и софистические споры.
Диалектика[1] в Древней Греции была областью
знания, предметом которой являлось искусство
ведения беседы и спора. Позднее этот термин
получил иное значение: «наука о наиболее
общих законах развития природы, общества
и мышления».
С целью публичного обсуждения
острых проблем, злободневных тем античные
мыслители широко использовали диалог,
т.е. излагали свои мысли в форме вопросов
и ответов. Они исходили из того, что о
всякой вещи существует как минимум два
противоположных мнения, поэтому в споре
каждый из собеседников может отстаивать
свою позицию. Это позволяло приобретать
знания не в готовом виде, а путем размышления,
совместного обсуждения проблемы и поиска
правильного решения.
Споры в России всегда считались
неотъемлемой частью духовной и общественно-политической
жизни. Предметом спора были проблемы
государственного устройства, национального
самосознания, вопросы философии, истории,
права, литературы, искусства, принципы
нравственности и т.д. Огромную роль в
развитии искусства спора сыграли Московский
и Петербургский университеты. В стенах
университетов не умолкали жаркие споры
сторонников классицизма и романтизма,
горячо обсуждались произведения Грибоедова
и Пушкина. Интересной стороной университетской
жизни, событием общественного характера
были защиты диссертаций, которые перерастали
в диспуты.
1. СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА.
Спор – это словесное состязание, в котором
каждый отстаивает свое мнение.
В «Словаре русского литературного
языка» зафиксированы все значения и оттенки
слова спор:
1. Словесное состязание,
обсуждение чего-либо между двумя
или несколькими лицами, при котором
каждая из сторон отстаивает
свое мнение, свою правоту. Борьба
мнений по различным вопросам
науки, литературы, политики и т.п.;
полемика. Разногласия, ссора, препирательство.
Противоречия, несогласие.
2. Взаимное притязание
на владение, обладание чем либо, разрешаемое
судом.
3. Поединок, битва,
единоборство (преимущественно в
поэтической речи). Состязание, соперничество.
Согласно «Словарю синонимов
русского языка», глагол «спорить» имеет
самое широкое значение, означая всякое
выступление против чьих-либо взглядов,
положений, выражение несогласия с ними.
Синонимами слова «спорить» выступают:
«дискуссировать» – публично обсуждать
спорный вопрос; «диспутировать» – участвовать
в диспуте, публичном обсуждении, посвященном
какому-либо вопросу; «дебатировать» –
устраивать дебаты, прения по какому-либо
вопросу; «полемизировать» – участвовать
в полемике, публично выступать с возражением,
с опровержением чьих-либо взглядов, мнений,
высказывая и защищая свою точку зрения,
свое мнение.
Публичный спор, как метод выяснения
истины, получил значительное практическое
и теоретическое развитие еще в древнем
мире. Аристотель, который считается создателем
теории спора, различал:
1) диалектику –
искусство спорить в целях выяснения истины;
2) эристику –
искусство любой ценой остаться правым
в споре;
3) софистику –
стремление добиться победы в споре путем
преднамеренного использования ложных
доводов.
В Древней Греции шли горячие
споры между диалектиками, софистами и
эристиками о цели и назначении спора.
Дискуссия – это публичный спор, целью которого
является выяснение и сопоставление разных
точек зрения, поиск, выявление истинного
мнения, нахождение правильного решения
спорного вопроса. В переводе с латинского
языка «дискуссия» означает исследование,
рассмотрение, разбор. Дискуссия считается
эффективным способом убеждения, так как
ее участники сами приходят к тому или
иному выводу. Цель дискуссии заключается
в стремлении добиться истины путем сопоставления
различных мнений.
Дискуссия это активный метод
закрепления и углубления знаний, развития
навыков творческого мышления и умения
вести спор. В то же время дискуссия –
весьма эффективный способ убеждения,
основанный на самостоятельном освоении
истины. Из психологии известно, что человек
лучше всего воспринимает и запоминает
то, к чему он пришел сам, что он сам открыл.
Павлов И.П. считал дискуссию
одним из наиболее плодотворных средств
в развитии науки. Формальным условием
любой дискуссии является наличие какого-либо
спорного или нерешенного вопроса. При
отсутствии предмета спора или обсуждения
дискуссия не возникает.
Полемика – это не просто спор, а такой при котором
имеется конфронтация, противостояние,
противоборство сторон, идей и речей. В
переводе с древнегреческого «полемика»
означает воинственный, враждебный. Исходя
из этого, полемику можно определить как
борьбу принципиально противоположных
мнений по тому, или иному вопросу, публичный
спор с целью защитить, отстоять свою точку
зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Таким образом полемика отличается от
дискуссии именно своей целевой направленностью.
Если участники дискуссии сопоставляют
противоречивые суждения, стараются прийти
к единому мнению, найти общее решение,
установить истину, то цель полемики иная:
надо одержать победу над противником,
отстоять и утвердить собственную позицию.
Полемика - это наука убеждать.
Она учит подкреплять мысли убедительными
и неоспоримыми доводами, научными аргументами.
Она служит воспитанию активной гражданской
позиции, носит боевой, решительный характер.
2. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ СПОРЯЩИХ.
Поведение спорящих, их манера
дискутировать имеют большое значение
и, конечно, влияют на успех обсуждения.
Знание и понимание особенностей манеры
спорить, умение вовремя уловить изменения
в поведении своих оппонентов, понять,
чем они вызваны, позволяют лучше ориентироваться
в споре и находить более правильные решения,
наиболее точно выбирать вариант собственного
поведения и определять тактику в споре.
Поведение спорящих в значительной степени
определяется теми целями и задачами,
которые они преследуют в споре, личными
интересами.
Поведение в споре зависит и
от того, с каким противником приходится
иметь дело. Если противник сильный, т.е.
человек компетентный, хорошо знающий
предмет спора, уверенный в себе, пользующийся
уважением и авторитетом, логично рассуждающий,
владеющий полемическими навыками и умениями,
то участник спора более собран, напряжен,
пытается сам вникнуть в суть высказываний
оппонента, в большей мере готов к обороне.
Со слабым противником, недостаточно глубоко
разбирающимся в предмете обсуждения,
нерешительным, застенчивым, не имеющим
опыта в спорах, участник спора ведет себя
иначе. Он требует пояснений и дополнительных
доводов, чтобы убедиться не случайно
ли оппонент оказался прав, ставит под
сомнение его высказывания, при этом чувствует
в себе больше уверенности, независимости,
решительности.
Спорящим далеко не безразлично,
кто наблюдает за спором: кто является
свидетелем их победы или поражения. Поэтому
в присутствии одних они ведут себя более
сдержанно, корректно, с другими они раскованны
и свободны, на третьих – просто не обращают
внимание. Нередко поведение спорщиков
меняется в зависимости от реакции присутствующих.
Поэтому хорошо, когда в споре участвуют
люди, присутствие которых может сдержать
слишком горячих, а порой и недобросовестных
спорщиков. Важно, чтобы во время спора
была создана такая обстановка, которая
не позволяла бы отдельным спорщикам вести
себя высокомерно, с апломбом, а то и нахально.
Поведение спорящих во многом
определяется их индивидуальными особенностями,
свойствами темперамента, чертами характера.
Диоген Лаэртский рассказывает, что Сократ
в спорах был сильнее своих оппонентов,
поэтому его нередко колотили и таскали
за волосы, а еще того чаще осмеивали и
поносили. Но он принимал все это не противясь.
Однажды даже он получил пинок, но и это
стерпел, а когда кто-то подивился его
терпению, он ответил: «Если бы меня лягнул
осел, разве стал бы я подавать на него
в суд?».
На поведение спорящих в определенной
мере влияют также национальные обычаи
и культурные традиции народа. Например,
церемониальность, правила речевого общения
не позволяют японцам спорить горячо.
Это считается непристойным и грубым.
Японцы, какой бы пост они не занимали,
остерегаются противопоставлять себя
другим, боясь оказаться в изоляции, стараются
не довести спор до открытого столкновения
противоположных взглядов. Дискуссии у
них длятся долго, так как каждый участник
излагает шаг за шагом свою позицию, по
ходу видоизменяя ее с учетом высказывания
других. Цель их дебатов состоит в том,
чтобы выяснить различие во мнениях и
постепенно привести всех к общему согласию.
Характерной особенностью речевого
поведения спорящих являются мимика, поза,
движение, жест[2]. Наряду с характерными особенностями
речи, позой, жестами и мимикой в поведении
спорящих значительное место занимают
так называемые экспрессивные движения,
которые обычно участниками спора не осознаются,
однако прекрасно воспринимаются оппонентами.
Так, чрезмерно высокий, пронзительный
или дрожащий голос часто расценивается
как признак беспокойства. Неожиданные
спазмы, изменение скорости и ритма речи,
стилистически неоправданные паузы, разрыв
слов, форсирование звука, нервный смех,
прерывистое дыхание, все это является
симптомами напряженного состояния оппонентов.
В целом кинетические системы коммуникации
во многом определяют характер спора.
3. ДОКАЗЫВАНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ.
Доказывание и убеждение это
разные процессы, хотя и тесно связанные
друг с другом.
Доказывать означает устанавливать истинность тезиса. Убеждать –
это создавать впечатление, вселять уверенность,
что истинность тезиса доказана, делать
слушателей единомышленниками, соучастниками
своих замыслов и действий.
Практика полемических выступлений
показывает, что в споре возникают самые
разные ситуации. Участнику спора нередко
приходится переубеждать своего оппонента,
так как у того обычно имеется достаточно
твердое мнение по обсуждаемому вопросу.
Однако сделать это удается далеко не
всегда. Спорящий логически правильно
доказывает выдвинутый тезис, но это не
убеждает оппонентов, так как доказательство
сложно для них и ими практически не воспринимается.
Напротив, убеждают иногда рассуждения,
основанные не на доказательстве, а на
предрассудках, на неосведомленности
людей в различных вопросах, вере в авторитеты
и т.д. Большое влияние оказывают красноречие
спорящего, пафос его речи, уверенность
в голосе, внушительная внешность и т.п.
Другими словами, можно доказать какое-то
положение, но не убедить в его –истинности
окружающих и, наоборот, убедить, но не
доказать.
Доказывание имеет своей логической
основой доказательство. Доказательство –
это основа убедительности рассуждений
и выступления. Любое доказательство как
логический прием, складывается из трех
взаимосвязанных элементов: тезиса, доводов
(аргументов) и способа доказывания (демонстрация).
Тезис – мысль или положение, истинность которого
требуется доказать. Тезис всегда должен
быть истинным, иначе никаким доказательствам
не удастся его обосновать. При выдвижении
тезиса руководствуются тремя правилами:
1) тезис должен быть четко сформулирован;
2) тезис должен оставаться одним и тем
же в ходе всего доказательства; 3) тезис
не должен содержать в себе логического
противоречия.
Доводы
(аргументы) – это различные формы доказательности
истинности тезиса. В качестве доводов
различают факт и мнение.
Факт – это действительное, невымышленное
явление, событие, то, что произошло на
самом деле. Факты существуют сами по себе,
независимо от того, как их оценивают и
используют в своих целях.
Мнение – это суждение, выражающее оценку, отношение,
взгляд на что либо. Мнения могут быть
предвзятыми, необъективными, ошибочными,
на них влияют социальные установки, личностные
ориентиры, особенности характера, психическое
состояние, уровень подготовки, степень
осведомленности и многое другое.
Различают доводы слабые и сильные.
Довод, против которого легко найти возражения,
трудно опровергаемое, называют слабым.
А если оппонент вынужден согласиться
с доводом без каких-либо уточнений, значит,
был использован сильный довод. Конечно,
применение доводов во многом определяется
теми целями, которые ставит перед собой
спорящий.
Чтобы добиться своей цели,
участник спора должен хорошо знать того,
к кому обращены его доводы, и приводить
аргументы с учетом индивидуальных особенностей
оппонента. Подбирая те или иные доводы,
участник спора должен позаботиться о
том, чтобы они воздействовали не только
на разум слушателей, но и на их чувства.
Психологи доказали, что на процесс убеждения
сильное влияние оказывает эмоциональное
состояние слушателя, его субъективное
отношение к предмету спора.
Чтобы аргументация была надежной
и убедительной, необходимо в процессе
доказательства следовать ряду правил:
1) аргументы должны быть истинными (ложными
доводами нельзя доказать ни одного тезиса,
даже если сам тезис и истинен); 2) они должны
быть достаточными для данного тезиса;
3) их истинность должна быть доказана
независимо от тезиса.
Чтобы успешно вести дискуссию
или полемику, важно знать и соблюдать
основные законы формальной логики.
Закон
тождества: «Каждая мысль в
процессе данного рассуждения должна
иметь одно и то же определенное, устойчивое
содержание». Это значит, что во время
рассуждения нельзя подменять один предмет
мысли другим. Нередко в ходе рассуждения
в различные по смыслу понятия вкладывают
тождественное содержание и, наоборот,
в одно и то же понятие вкладывают разное
содержание. Это приводит к двусмысленности
высказывания, взаимному непониманию
участников спора.