Докумнтирование аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:56, статья

Описание работы

В статье приводятся основные положения предлагаемого автором Регламента документирования аудиторских проверок. Дается перечень документируемых материалов.

Файлы: 1 файл

ПРИМЕРНАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 28.70 Кб (Скачать файл)

В статье приводятся основные положения предлагаемого автором Регламента документирования аудиторских проверок. Дается перечень документируемых материалов.

 

Документирование аудита позволяет анализировать действия аудиторов и, следовательно, организовать как внутрифирменный, так и внешний контроль качества их работы. Кроме того, на основе рабочей документации аудиторская организация может отстаивать свои интересы в суде в случае претензий клиентов по поводу низкого качества проведенного аудита.

 

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 2 "Документирование аудита", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696, устанавливает лишь общие требования к составлению документации в процессе аудита. Таким образом, аудиторские организации должны разработать конкретную методику документирования процесса проведения аудиторской проверки во внутрифирменных стандартах.

 

Нами предлагается Регламент документирования аудиторских проверок в качестве приложения к внутрифирменному стандарту "Документирование аудита", описывающий порядок документирования следующих основных этапов аудиторской проверки:

 

преддоговорная работа;

 

назначение руководителя проверки;

 

планирование аудиторской проверки;

 

утверждение состава рабочей группы;

 

проведение аудиторской проверки с оформлением рабочих документов аудитора в соответствии с внутрифирменными стандартами;

 

формирование отчета по результатам аудиторской проверки и его согласование с аудируемым лицом;

 

подготовка и утверждение аудиторского заключения;

 

внутрифирменный контроль формирования "Дела клиента", аудиторского заключения и Отчета по результатам аудиторской проверки;

 

архивирование документов аудиторской проверки.

 

Рассмотрим подробнее содержание перечисленных этапов.

 

Преддоговорная работа

 

До заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки. Этот этап аудиторской работы осуществляется чаще всего в офисе клиента и включает принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для проведения аудиторской проверки и составление договора.

 

Преддоговорная работа ведется руководителем организации и/или лицами, уполномоченными на осуществление указанных действий руководителем организации, квалификация, знания и опыт которых позволяют качественно выполнить данное поручение.

 

В ходе преддоговорной работы всю переписку с аудируемым лицом необходимо оформлять на фирменных бланках аудиторской организации и регистрировать в журнале регистрации исходящих документов, входящие документы от аудируемого лица - в журнале входящих документов; устные переговоры с клиентом оформляются протоколом.

 

На преддоговорном этапе знакомства с заказчиком аудиторской организации целесообразно выяснить ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудита. К числу основных процедур предварительного ознакомления аудитора с деятельностью клиента можно отнести следующие:

 

формулирование цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

 

установление отраслевых особенностей и специфики деятельности клиента, его организационно-управленческого устройства, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомления с учредительными и другими внутренними документами;

 

выяснение стиля руководства, квалификации учетного персонала путем личных бесед;

 

предварительный анализ условий производства, уровня обеспечения сохранности активов путем посещения и осмотра основных производственных и складских помещений;

 

ознакомление с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

 

уточнение характера взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими пользователями финансовой отчетности клиента;

 

экспресс-анализ отчетности, предварительное ознакомление с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;

 

получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, различных организаций, из СМИ и т.д.);

 

предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

 

оценка собственных возможностей аудитора для выполнения работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования.

 

Также на данном этапе необходимо решить с руководством клиента организационные вопросы, связанные, в частности, с созданием нормальных условий для работы аудиторов, - предоставление отдельного помещения, сейфа для хранения документов, аппарата для снятия копий с первичных документов, розеток для подключения ноутбуков, принтера для вывода аудиторских документов на печать, средств телефонной и факсимильной связи и т.п. При необходимости следует обсудить вопросы размещения, проживания, питания, пользования транспортом специалистов аудиторской организации.

 

Все документы переписки подшиваются в "Дело клиента".

 

Назначение руководителя проверки

 

Назначение руководителя проверки производится из состава сотрудников аудиторской организации, включая руководителя департамента аудита, после проверки на независимость, что оформляется приказом руководителя аудиторской организации.

 

Копия приказа о назначении руководителя аудиторской проверки и форма "Независимость аудитора", заполненная руководителем аудиторской проверки, подшиваются в "Дело клиента".

 

Планирование аудиторской проверки

 

Планирование аудиторской проверки производится в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита", утвержденным постановлением N 696, и внутрифирменным стандартом "Планирование аудита".

 

Целью планирования является обеспечение качества и эффективности аудиторской проверки в возможно более короткие сроки.

 

На этапе планирования аудиторской организации необходимо:

 

установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

 

подготовить перечень аудиторских процедур и определить методику их применения;

 

определить состав информации, которую клиент должен предоставить для применения выборочных методов контроля.

 

Планирование аудиторской проверки позволяет:

 

уделить необходимое внимание важным областям аудита;

 

выявить потенциальные проблемы;

 

оптимизировать затраты;

 

обеспечить надлежащее качество проверки.

 

На этапе планирования оформляются и подшиваются в дело следующие документы:

 

форма "Независимость аудитора";

 

форма "Запрос информации на планирование аудита";

 

оценка риска аудитора;

 

расчет уровня существенности;

 

форма "Лист предварительного планирования аудита" или форма "Данные для планирования аудита";

 

форма "Общий план аудита";

 

форма "Программа аудита";

 

индивидуальные программы (формы по разделам программы);

 

предварительная оценка средств внутреннего контроля - оценка проводится только для разделов, по которым предусматривается выборочная проверка;

 

сведения, представляемые аудируемым лицом до начала проведения аудиторской проверки (сведения об аффилированных лицах и сведения о событиях после отчетной даты).

 

Информация для планирования аудита может быть получена от клиента на основании запроса, который направляется от имени руководства аудиторской организации в адрес руководства клиента и содержит перечень необходимых для планирования аудиторской проверки документов. Запрос подписывается: в момент представления клиенту - руководителем аудиторской организации (или уполномоченным лицом), в момент возврата запроса аудитору - главным бухгалтером предприятия-клиента.

 

При первом знакомстве с клиентом информация об особенностях его деятельности, применяемом компьютерном оборудовании и программах, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля документируется в бланке "Лист предварительного планирования аудита". При последующем общении с клиентом в целях планирования заполняется рабочий документ "Данные для планирования аудита". Эти рабочие документы заполняются специалистом, направленным на предварительное ознакомление с потенциальным клиентом, по итогам бесед с руководителем, главным бухгалтером, просмотра документов и т.д. В бланки вписывается полученная информация или выбирается один из предложенных вариантов с пометкой в соответствующей ячейке.

 

Если клиент отказывается сообщить какую-либо точную информацию (например, из соображений коммерческой тайны), то допускается запись ориентировочного значения или пометка "Сообщить отказались".

 

К рабочим документам по планированию могут быть приложены копии документов клиента (бухгалтерская отчетность, схема организационной структуры бухгалтерии, рекламные материалы и т.п.).

 

Заполненные бланки передаются руководителю аудиторской организации (руководителю департамента аудита) и используются для проведения переговоров и принятия решения о заключении договора. На их основе решается вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению и др.) для консультаций по отдельным сложным вопросам, которые могут возникнуть в процессе проверки. Кроме того, они играют решающую роль при определении объема аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценке, а также при установлении существенных условий договора на проведение аудита.

 

Иногда клиенты возражают против предоставления информации, пока не будет заключен договор на оказание аудиторских услуг. В таких случаях, если аудитор заинтересован в клиенте, не следует сразу отказываться от проведения проверки, но этот факт необходимо отразить в договоре. Кроме того, в договоре необходимо оговорить возможность пересмотра по этой причине плана проверки отдельных ранее составленных соглашений и принятых условий и обязательств.

 

После предварительных переговоров и перед заключением договора в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 12 "Согласование условий проведения аудита" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 7.10.04 г. N 532) и внутрифирменным стандартом "Согласование условий проведения аудита" оформляется письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором клиенту и подписываемый руководством клиента в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита. Если аудиторские проверки данного клиента повторяются на протяжении нескольких лет, то аудиторская организация может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита.

 

По окончании преддоговорной работы в случае согласования условий с клиентом заключается договор на проведение аудиторской проверки. Этот договор составляется юристом аудиторской организации на основе типового договора с учетом всех ранее принятых решений. Титульный лист экземпляра аудиторской организации визируется юристом этой организации и руководителем департамента аудита, экземпляр клиента - юристом аудируемого лица. Руководители аудиторской организации и аудируемого лица подписывают каждый лист договора и скрепляют его печатями в установленном порядке.

 

Договор целесообразно заключать именно на этапе предварительного планирования, так как оформление отношений с клиентом на более позднем этапе (после составления общего плана и программы проверки) или до предварительного изучения его деятельности увеличивает предпринимательский риск аудитора. После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

 

Если проведение аудита признано невозможным, то в адрес клиента отсылается отказ от его проведения, а вся рабочая документация, полученная на преддоговорном этапе, передается в архив.

 

После принятия решения о целесообразности работы с клиентом и заключения договора на аудиторские услуги аудиторская организация приступает к следующим этапам планирования в соответствии с федеральным правилом (стандартом) N 3 "Планирование аудита" и внутрифирменным стандартом "Планирование аудита".

 

Утверждение состава рабочей группы

 

Рабочая группа формируется из сотрудников аудиторской организации и привлеченных лиц. В состав группы целесообразно включать квалифицированных аттестованных аудиторов, назначаемых ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторов-ассистентов, которые, как правило, не имеют аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу.

 

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, необходимо учитывать:

 

бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного);

 

предполагаемые сроки работы группы;

 

количественный состав группы;

 

должностной уровень членов группы;

 

преемственность персонала группы;

 

квалификационный уровень членов группы.

 

Все члены рабочей группы должны заполнить форму "Независимость аудитора", согласно которой руководством аудиторской организации оценивается независимость аудитора и возможность его участия в данной проверке.

Информация о работе Докумнтирование аудиторской проверки