Финансовый контроль и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….……3
1. Социально-экономическая сущность финансового контроля…………...….5
1.1 Основные принципы финансового контроля………………………….…...7
2. Основные элементы финансового контроля………………………………….9
2.1 Формы финансового контроля………………………………….…..………10
3. Методы финансового контроля………………..………………………….….12
3.1 Значение финансового контроля……………………………………………15
Заключение……………………………………………………………….………17
Список используемой литературы………………………………………..…….18

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль и аудит на печать.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)
  • осмотр;
  • обследование;
  • инвентаризация;
  • контрольный обмер;
  • контрольный запуск сырья и материалов в производство;
  • лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;
  • экспертная оценка;
  • опрос;
  • проверка объемов выполненных работ.

 

Рассмотрим некоторые  из этих методов.

Осмотр. С помощью этого метода можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые аппараты. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях.

Обследование. Обследование представляет собой как бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров.

Инвентаризация. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой необходимо проверять и документально подтверждать их наличие, состояние и оценку.

Основными целями инвентаризации являются:

    • выявление фактического наличия имущества;
    • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
    • проверка полноты отражения в учете обязательств.

 

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушений финансовой дисциплины намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Проверки делятся на комплексные и тематические.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью  проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.5

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Все нарушения, которые  были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должны содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организации, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

 

 

3.1 Значение финансового контроля

 

Значение финансового  контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и  исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.6

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных  учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и  целесообразности использования денежных ресурсов - собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия  и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку:

  • соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;
  • составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
  • финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем  стоят следующие задачи:

  1. содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
  2. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  3. выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
  4. содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
  5. обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
  6. содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины.

Заключение

 

Значение финансового  контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

В соответствии с поставленными задачами в контрольной работе можно сделать выводы:

1. Финансовый контроль - система наблюдения и проверки  финансовой деятельности управляемого  объекта с целью оценки обоснованности  и эффективности принятых решений,  выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.

2. Выделяется характеристика  финансового контроля в зависимости  от субъекта контроля. Финансовый  контроль бывает государственный;  негосударственный, общехозяйственный,  общественный, Внутрихозяйственный, правовой, гражданский.

3. Основные проблемы в области государственного контроля связаны с неэффективностью бюджетного процесса, в частности нереалистичности расчета доходов и расходов бюджета, неполнотой бюджетного законодательства

4. Основные проблемы совершенствования государственного финансового контроля заключаются в улучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовой базы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.

Список использованной литературы

 

1.  Архипов А. Н., Погосов И. А., Караваева И. В. [и др.]. Финансы и кредит / под ред.А.И. Архипова, И. А Погосова. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 632с.

2. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев. – М.: Маркетинг, 2006. – 417с.

3. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль и аудит: учебное пособие для ВУЗов / Е. Ю. Грачева. – М.: Финансы, 2009. – 272с.

4. Грязновой А. Г. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 504с.

5. Ковалева А. М. Финансы: Учебное пособие / под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 365с.

6. Родионова В. М. Финансовый контроль и аудит: учебное пособие / В. М. Родионова. – М.: Инфра-М, 2006. – 365с.

7. Румянцев А. В. Финансовый контроль: курс лекций / А. В. Румянцев. – М.: Дело, 2005. – 144с.

8. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль: учебник для вузов / С. В. Степашин [и др.]. – С-П.: Питер, 2004. - 557с.

9. Финансы / Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. и др.; Под ред. Родионовой В.М. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 628с.

 

1 Родионова В. М. Финансовый контроль: учебное пособие / В. М. Родионова. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 15

2 Грачева Е.Ю. Финансовый контроль: учебное пособие для ВУЗов / Е. Ю. Грачева. – М.: Финансы, 2009. – С. 42-44.

3 Грачева Е.Ю. Финансовый контроль: учебное пособие для ВУЗов / Е. Ю. Грачева. – М.: Финансы, 2009. – С. 94-108

4 Ковалева А. М. Финансы: Учебное пособие / под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансовый контроль и аудит, 2005. – С. 36-39.

5 Румянцев А. В. Финансовый контроль: курс лекций / А. В. Румянцев. – М.: Дело, 2005. – С. 27-28.

6 Грязновой А. Г. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 139-144.




Информация о работе Финансовый контроль и аудит