Содержание
Введение
- Понятие финансового контроля
- Задачи финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Методы финансового контроля
- Результат финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансовый контроль — это совокупность действий
и операций по проверке финансовых и связанных
с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления с применением
специфических форм и методов его организации.
Предметом финансового контроля
являются хозяйственные операции, то есть любые действия, приводящие
к изменению стоимости имущества любого
вида или обязательств любого вида.
- Понятие финансового контроля
Финансовый контроль, будучи
составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему
действий уполномоченных лиц по проверке
соблюдения управляемым субъектом:
- норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом,
- интересов управляющего субъекта.
Фактически, выше названы
две основные цели финансового контроля, которые
можно назвать тактическими. При этом стратегические цели финансового контроля,
как и любого другого, перечислены в статье Контроль.
Несмотря на множество
видов контроля в деятельности организации,
ряд специалистов высказывает мысль,
что финансовый контроль является контролем
более высокого порядка по отношению
к другим видам контроля. Это объясняется
тем, что многие процедуры финансового
контроля невозможно осуществить только
как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности
финансируемых операций, а следовательно, без привлечения
других видов контроля.
Приведём примеры:
- Контроль использования бюджетных средств, выделенных на борьбу с эпидемией — требует привлечения не только финансовых экспертов, но и специалистов в области эпидемиологии, санитарии, медицинской статистики, поскольку необходимы ответы на вопросы:
- существовала ли в действительности эпидемическая угроза?
- каковы могли быть последствия эпидемии?
- как соотносятся бюджетные расходы и потенциальный вред?
- были ли профинансированные меры наиболее эффективными?
- существует ли очевидная связь между профинансированными мероприятиями и улучшением эпидемической обстановки?
- Контроль расходования средств при строительстве здания требует участия специалистов-строителей, которые в состоянии определить, например :
- правильно ли определены объёмы строительных работ?
- все ли заявленные работы выполнены фактически?
- соответствуют ли использованные материалы проектно-сметной документации?
- достигнута ли эксплуатационная готовность объекта?
- Контроль ценообразования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требует участия не только учёных в соответствующей области, но также инженеров, технологов, материаловедов и других технических специалистов.
- Задачи финансового контроля
Задачи финансового контроля
в целом соответствуют целям,
заявленным выше. Таким образом, их
можно разделить на две группы —
задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При
этом надо понимать, что под понятием «финансовый»
здесь подразумевается относящийся не
только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.
Задачи по проверке
соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня
Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
- Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
- Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.
- Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
- Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
- Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
- Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
- Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
- Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
- Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.
Задачи по обеспечению
интересов собственника
Первый и основной интерес
собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие
локальные задачи, например :
- сокращение активов,
- наращивание кредиторской задолженности,
- увеличение средней заработной платы.
Если подобные цели поставлены
в виде локального нормативного акта,
мы возвращаемся к задачам первой
группы. Но в большинстве случаев,
финансовый интерес собственника (выступающего
одновременно субъектом контроля) принимается
по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового
контроля достигается путём решения следующих
задач:
- Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
- Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
- Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
- Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
- Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике.
- Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
- Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
- Анализ мер по оптимизации налогового бремени.
- Классификация финансового контроля
По субъекту контроля
- Государственный контроль
- Парламентский контроль — Счётная палата Кыргызской Республики.
- Бюджетный контроль — служба финансово-бюджетного надзора; казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.
- Налоговый и таможенный контроль — налоговая служба, таможенная служба, Государственные внебюджетные фонды — контроль формирования государственных доходов.
- Валютный контроль — служба финансово-бюджетного надзора — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.
- Денежно-кредитный контроль:
Центральный банк Кыргызской
Республики — надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских групп.
- Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.
- Страховой контроль — служба по финансовым рынкам.
- Правоохранительный контроль — Прокуратура Кыргызской Республики, органы МВД КР, служба по финансовому мониторингу.
- Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Кыргызской Республики в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.
- Вышестоящий контроль
- Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.
- Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов).
- Внутрихозяйственный контроль
- Контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами.
- Внутренний контроль — финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.
- Независимый (коммерческий) контроль — аудит.
- Инициативный аудит — назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта.
- Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчётности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно.
- Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.
По времени
проведения
- Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.
- Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).
- Последующий контроль — проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.
По направлению
- Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).
- Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.
- Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.
По срокам выполнения
- Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).
- Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.
- Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.
По источнику финансирования
Контроль за счёт
проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль,
независимый контроль.
- Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.
- Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.
- Методы финансового контроля
Методы финансового контроля —
это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками
контрольно-ревизионных органов и служб
с целью выявления доказательной информации. Между различными методамифинансового контроля нет чётких
границ, многие из них находятся во взаимосвязи,
включают элементы других методов. Во
многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного
использования целого ряда методов.
При этом выбор методов
контроля, применяемых в том или
ином случае, зависит от полномочий
контрольно-ревизионного органа или
службы. Например, аудитор в ходе
проверки может применять только
документальные методы; в ходе налоговой
проверки могут проверяться только
те документы, которые касаются начисления
и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия,
как правило, реализуется при вышестоящем
или внутрихозяйственном контроле, так
как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными
нормативными актами.
- Результат финансового контроля
Результатом мероприятия
финансового контроля (ревизии, проверки и т. п.) является документ (акт, отчёт, справка, заключение), который
отражает:
- достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации),
- вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов,
- факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.
Заключение
Список использованной
литературы