Формы бухгалтерского учета малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:52, реферат

Описание работы

Согласно методическим рекомендациям для субъектов малого предпринимательства, малым предприятиям рекомендуются следующие формы бухгалтерского учета: журнально-ордерная, упрощенная форма с применением регистров для учета имущества и упрощенная форма без применения регистров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
1. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..5
2. МЕМОРИАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА…………………………..8
3. ЕДИНАЯ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА СЧЕТОВОДСТВА……………………………………………………………….10
4. ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА СЧЕТОВОДСТВА ДЛЯ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………...16
5. УПРОЩЕННАЯ ФОРМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИСТРОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………………………………………………..17
6. ПРОСТАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……………………………………………………………………….…19
7. КНИГА УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ……………………21
8. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ……………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................26

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

  1. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..5
  2. МЕМОРИАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА…………………………..8
  3. ЕДИНАЯ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА СЧЕТОВОДСТВА……………………………………………………………….10
  4. ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА СЧЕТОВОДСТВА ДЛЯ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………...16
  5. УПРОЩЕННАЯ ФОРМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИСТРОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………………………………………………..17
  6. ПРОСТАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……………………………………………………………………….…19
  7. КНИГА УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ……………………21
  8. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ……………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономику России на сегодняшний день невозможно представить  без развития и совершенствования  различных форм хозяйствования, одной из которых, наиболее важной, является малое предпринимательство.

Как часть экономической  системы малое предпринимательство  вносит свой вклад в развитие регионов: производит товары для населения, т. е. наполняет потребительский рынок, снижает нагрузку на органы местного самоуправления по соблюдению социальных гарантий.

Важнейшими  особенностями малого предпринимательства  являются способность к ускоренному  освоению инвестиций и высокая оборачиваемость  оборотных средств. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе [9. с. 16].

При организации  и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:

  • Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 N 86-ФЗ);
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.12.2010 N 186н);
  • Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
  • Положений по бухгалтерскому учету;
  • Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 07.05.2003 N 38н);
  • Налогового кодекса РФ и др.

Форма бухгалтерского учета  представляет собой систему его  регистров, предназначенных для  группировки и обобщения информации, отражаемой на счетах. Грамотно построенная система учетных регистров позволяет:

  • аккумулировать всю необходимую информацию;
  • группировать информацию в необходимых синтетических и аналитических разрезах;
  • обеспечивать удобство пользования учетным регистром;
  • обеспечивать рациональное отражение операций в учетных регистрах (простота заполнения, отсутствие излишнего дублирования информации и т. д.). Данное условие особенно важно в условиях ручной обработки информации, что характерно для организаций малого бизнеса [9. с. 19].
  •  
  1. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Правильный  выбор формы бухгалтерского учета  является одним из необходимых условий  эффективной организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта. Они различаются по количеству применяемых регистров, их назначению, внешнему виду и содержанию.

На малых  предприятиях можно применять следующие  формы бухгалтерского учета:

  1. мемориально-ордерная форма;
  2. единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий (утверждена письмом МФ СССР от 8 марта 1960 № 63 с учетом рекомендаций, приложенных к письму МФ РФ от 24 июня 1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»);
  3. журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утверждена письмом МФ СССР от 6 июня 1960 № 176 с учетом рекомендаций, приложенных к письму МФ РФ от 24 июня 1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»);
  4. упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства с использованием регистров бухгалтерского учета, предусмотренная Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждена приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н);
  5. простая форма, предусмотренная Типовыми рекомендациями;
  6. книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утверждена приказом Минфина РФ от 30.12.2005 N 167н). Данная форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ (книгу учета доходов и расходов мы отнесли к формам бухгалтерского учета, хотя следует помнить, что в статье 346.24 НК РФ указывается, что на основании указанной книги ведется налоговый учет, а не бухгалтерский).
  7. форма бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники (требования к программам и регистрам бухгалтерского учета приведены в методических указаниях Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20 февр. 1981 № 35/54-Р/426 по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники).

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.

Помимо вышеперечисленных  форм иногда выделяется так называемая автоматизированная форма бухгалтерского учета. Её выделение обосновывается тем, что форма бухгалтерского учета представляет собой алгоритм сбора информации. Однако не менее важным аспектом формы учета являются сами регистры, как способ отражения информации. Бухгалтерский учет призван формировать информацию для пользователей, поэтому его форма определяется именно системой регистров, а не алгоритмом их формирования. Алгоритм является как бы приложением к форме. Поэтому любая автоматизированная форма бухгалтерского учета будет относиться к одной из вышеуказанных в зависимости от применяемой в ней регистров.

Разработчики программных  продуктов предлагают своим пользователям, как правило, целый набор регистров  бухгалтерского учета, который они  могут использовать в своей деятельности. Указанные регистры могут быть как  позаимствованы из различных форм бухгалтерского учета, так и созданы разработчиками программного обеспечения. В этой ситуации бухгалтер организации может самостоятельно определить систему учетных регистров, которая будет использоваться в организации, разумеется, в рамках тех возможностей, которые предоставляются программным комплексом. При этом следует иметь в виду, что система регистров должна охватывать весь спектр бухгалтерских операций, имеющих место в организации [8. с. 32-39].

 

  1. МЕМОРИАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА

 

Мемориально-ордерная форма учета состоит в том, что на каждый поступивший в бухгалтерию первичный документ составляется мемориальный одер, в котором указывается дата и номер записи, содержание записи, сумма и корреспонденция счетов. При наличии большого количества однотипных первичных документов, их могут группировать и регистрировать в накопительных ведомостях. В этом случае мемориальный ордер составляется на итоговые данные ведомости.

Все мемориальные ордера по мере их составления регистрируют в хронологическом порядке в регистрационном журнале, в котором указываются порядковые номера мемориальных ордеров, даты их составления и суммы по ордерам. В этом журнале определяют общую сумму оборота по операциям отчетного месяца. Она имеет контрольное значение, так как равна дебетовому и кредитовому оборотам по счетам после разноски хозяйственных операций по счетам в главной книге. Главная книга при мемориально-ордерной форме учета является основным систематическим регистром синтетического учета. Для каждого синтетического счета в ней выделяется отдельный развернутый лист, который разделен на дебетовую и кредитовую часть с большим количеством граф и строк. По строкам записывают данные мемориальных ордеров, а также суммы хозяйственных операций, подлежащих записи по дебету или кредиту данного счета в соответствии с корреспонденцией, указанной в мемориальном ордере.

На основании итогов главной книги ежемесячно составляют оборотный баланс или оборотно-сальдовую  ведомость, конечные сальдо по которой  являются основой для составления баланса.

Характерными особенностями  мемориально-ордерной формы учета  являются следующие:

  • оформление бухгалтерских записей мемориальными ордерами;
  • разделение синтетического учета на хронологический (регистрационный журнал) и систематический (главная книга);
  • ведение аналитического учета в основном в книгах и карточках;
  • построение главной книги, позволяющее проанализировать корреспонденции счетов.

Недостатком этой формы  учета является необходимость составления  большого количества мемориальных ордеров  и запись одних и тех же показателей в различные учетные регистры. В условиях повсеместной компьютеризации и повышенных требований к эффективности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета является устаревшей, очень трудоемкой и почти не находит применения на практике [11].

 

  1. ЕДИНАЯ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА СЧЕТОВОДСТВА

 

При применении данной формы необходимо учитывать  письмо Минфина России от 24.07.92 № 59 «О рекомендациях по применению учетных  регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей. Однако данная форма является достаточно сложной, и ее следует применять средним и крупным малым предприятиям.

Журнально-ордерная форма  основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический  и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется. Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический  учет осуществляется, как правило, совместно  в единой системе записей. Карточки аналитического учета ведутся по некоторым объектам бухгалтерского учета: основным средствам; нематериальным активам; материально-производственным запасам; затратам на производство по калькулируемым объектам; расчетам с дебиторами и кредиторами при большом объеме операций с ними и др.

В журнально-ордерной форме  счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы:

  • разработочная таблица "Распределение заработной платы и расхода материалов" для определения стоимости ресурсов, относимых по направлениям затрат (счетам, субсчетам, заказам, видам продукции);
  • разработочная таблица "Расчет амортизации основных средств" для определения сумм амортизации по цехам, группам объектов основных средств и др.;
  • разработочная таблица "Распределение услуг вспомогательных производств" для исчисления фактической себестоимости услуг собственных вспомогательных производств и сумм, подлежащих списанию на потребителей этих услуг, и другие разработочные таблицы.

Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются  обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера [8. с. 45-47].

Информация о работе Формы бухгалтерского учета малого предприятия