Годовая бухгалтерская отчетнгость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Система бухгалтерского учета представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рыночной экономики, связывающий воедино как частные (чисто рыночные), так и государственные организации. Она отражает состояние хозяйственных единиц и миллиарды заключаемых в обществе сделок. На ее основе устанавливаются баланс интересов вовлеченных в сделку сторон, цены, ставки процента, принимаются инвестиционные решения. Не менее важна и ее информационная составляющая: система бухгалтерского учета является элементом инфраструктуры рыночной экономики прежде всего потому, что она предоставляет информацию, необходимую для принятия хозяйственных решений в частном секторе и политических – в государственном».
В условиях рыночной экономики финансовая отчетность нацелена на использование для привлечения инвесто

Файлы: 1 файл

годовая бухгал.отч.!!!!.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

б) существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;

в) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

г) существующие и потенциальные собственники средств организации, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов для руководства организации;

д) потенциальные  служащие, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данной организации.

     Остальные внешние пользователи бухгалтерской  отчетности – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия.

     К внутренним пользователям отчетности относятся высшее руководство организации, общее собрание участников, управляющие соответствующих уровней, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют основные направления политики дивидендов, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой организацией или ее приобретения, структурной реорганизации; а также работники организации.

1.2 Нормативное регулирование  организации и  методики составления  годовой бухгалтерской  отчетности

  Нормативное регулирование представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

  Основой правового регулирования и нормативной  базой составления бухгалтерской  отчетности служат:

- Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Министерством финансов РФ от 31.10.2000 №94н;

- Инструкция о порядке заполнения годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96 г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций»);

- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от. 21.11.97 г. № 81н  «О формировании годовой бухгалтерской отчетности»;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятий», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации № 60н от 09.12.98 г. (ПБУ 1/98);

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н;

- другие положения и нормативные документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

  Представление годовой бухгалтерской отчетности производится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

    - Федерального  закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете»;

    - Положения  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская  отчетность организации» ПБУ  4/9 (утв. Приказом Минфина России  от 06.07.1999 № 43н), а также остальных положений по бухгалтерскому учету;

    - Приказа  Минфина России от 22.07.2003 № 67н  «О формах бухгалтерской отчетности  организаций» в редакции;

    - а  также совместного Приказа Госкомстата  России и Минфина России от 14.11.2003 № 475/102н «О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики».

   Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает  состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по Законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

   Настоящее Положение применяется Министерством  финансов РФ при установлении:

    - типовых  форм бухгалтерской отчетности  и инструкции о порядке составления  отчетности;

    - упрощенного  порядка формирования бухгалтерской  отчетности для субъектов малого  предпринимательства и некоммерческих  организаций;

    - особенностей  формирования сводной бухгалтерской отчетности;

    - особенностей  формирования бухгалтерской отчетности  в случаях реорганизации или  ликвидности организации;

    - особенностей  формирования бухгалтерской отчетности  страховыми организациями, негосударственными  пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества:

    - порядка  публикации бухгалтерской отчетности.

     На  современном этапе развития организации  бухгалтерского учета реализована  система регулирования учета и отчетности, состоящая и 4 уровней.

     Первый  уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском учете». Данный законодательный акт формирует основу системы регулирования бухгалтерского учета. В данном документе регламентируются единые нормативно-правовые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

     В Законе о бухгалтерском учете  дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

     Важным  нормативным актом первого уровня является Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ.

     Фундаментальным документом, обеспечивающим методологические основы ведения бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях.

     -Второй  уровень составляют Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином  России согласно государственной  программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

     ПБУ регламентирует методику и правила  отдельных подотраслей ведения  бухгалтерского учета и составления  отчетности, например, учета материальных и нематериальных активов, основных средств и т.д

     - Третий уровень объединяет документы  рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие  методологические указания, изложенные  в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

     Если  документы второго уровня обязательны  для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции.

     - Четвертый уровень включает приказы,  указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/08, являются документами четвертого уровня.

   Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства. С 1 января 2003 года начали действовать сразу четыре новых Положения по бухгалтерскому учету: «Информация о прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), «Учёт расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) и «Учёт финансовых вложений» (ПБУ 19/02). Таким образом, составляя годовую отчетность, бухгалтер должен учитывать требования этих стандартов бухгалтерского учета.

   В плане счетов отдельными массивами  выделяются счета финансового учёта  – балансового и забалансового – и управленческого учёта. Последние позволяют получить конфиденциальную учётную информацию для внутреннего управления компанией.

   Все счета разделены на десять классов. Первые семь классов от нулевого до шестого относятся к финансовому  учёту, седьмой и восьмой – к управленческому учёту. В девятый (последний) класс объединены забалансовые счета. Все классы подразделяются на группы счетов. Каждая группа включает до девяти однородных счетов, что позволяет почти на порядок увеличить число применяемых счетов по сравнению с ранее действующим планом.

   Расширенная номенклатура синтетических счетов разрешает получить на счетах прозрачную и детальную информацию для составления надёжной и полезной для пользователей финансовой отчётности в полном соответствии с МСФО. Выделение отдельных классов счетов для учёта расходов и доходов позволяет формировать на счетах финансового учёта данные для составления налоговой отчётности. План счетов не заменяет и не подменяет стандарты бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Он определяет только методику единообразного отражения и обобщения на счетах данных о фактах хозяйственной деятельности, характеризует содержание конкретных счетов, указывает возможную их корреспонденцию, значение и интерпретацию сальдо на счетах.

   Учётная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение в системе финансового учёта существенной, понятной и надёжной информации для составления финансовой отчётности со всеми примечаниями и раскрытиями, которые требуют МСФО.

   Финансовая  отчётность – важнейшее средство отражения хозяйственной деятельности компании, поэтому необходимо оценить, каким образом недостатки российских правил ведения бухгалтерского учёта влияют на рыночные показатели российских предприятий. Финансовая отчётность по российским стандартам по-прежнему нацелена на удовлетворение информационных потребностей налоговых и надзорных органов. Как следствие, компании занижают свои операционные расходы, относя расходы непосредственно на капитал, не отражая налоговые штрафы и неверно классифицируя "прочие затраты".

   На  современном этапе развития рыночной экономики за Министерством Финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности.

   В соответствии с вышесказанным годовая бухгалтерская отчетность организации должна включать:

    - бухгалтерский баланс (форма №1);

    - отчет о прибылях и убытках (форма №2);

    - отчет об изменениях капитала (форма №3);

    - отчет  о движении денежных средств (форма №4);

    - приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);

    - пояснительную записку;

    - специализированные  внутриотраслевые формы, установленные  действующим законодательством  (пункт 3 статьи 13 Закона о бухгалтерском  учете);

    - аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному аудиту.

   Содержание  форм годовой бухгалтерской отчетности меняется периодически, с изменением ПБУ.

   Можно выделить три варианта формирования отчетности:

- упрощенный – для субъектов малого предпринимательства;

- стандартный – для средних и крупных организаций;

- множественный – для крупнейших, осуществляющих несколько видов деятельности организаций.

Информация о работе Годовая бухгалтерская отчетнгость