Годовая бухгалтерская отчетность, порядок ее составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование форм бухгалтерской отчетности, а также анализ основных финансовых показателей.
Исходя из цели работы, поставлены задачи для изучения, которые реализованы в двух главах. В первой главе рассмотрено: нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ; состав, структура и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности; порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности. Вторая глава раскрывает бухгалтерскую отчетность как базу для проведения финансового анализа основных её показателей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………
Глава 1. Годовая бухгалтерская отчетность, порядок ее составления…………………………
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ…………………………..
Состав, структура и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности ……………..
Глава 2. Бухгалтерская отчетность как информационная база для проведения финансового анализа……………………………………………………………………………………………..
2.1. Анализ основных показателей бухгалтерской отчетности…………………………………
2.2. Анализ показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости….
2.3.Анализ показателей финансовых результатов, рентабельности и деловой активности предприятия…………………………………………………………………………………………
Заключение …………………………

Файлы: 1 файл

готоваяНА ЧИСТОВИКАХ.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

     Каждый  отдельный показатель в балансе, по которому проставлена сумма, называется статьей. Познакомимся со структурой баланса российской организации.

     В разделе I «Внеоборотные  активы» актива баланса представлены следующие группы статей:

  • нематериальные активы;
  • основные средства;
  • незавершенное строительство;
  • доходные вложения в материальные ценности;
  • долгосрочные финансовые вложения;
  • отложенные налоговые активы;
  • прочие внеоборотные активы.

Сумма перечисленных статей показывается в итоге раздела I актива баланса.

   Раздел II «Оборотные активы» актива баланса состоит из большого числа подразделов:

  • запасы;
  • налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
  • дебиторская задолженность;
  • краткосрочные финансовые вложения;
  • денежные средства;
  • прочие оборотные активы.

   По  второму разделу актива баланса  подсчитывается итог, который в сумме  с итогом первого раздела составляет итог актива баланса.

   Сама  величина актива, показывающая общую  сумму имущества, не дает представления о том, за счет каких источников это имущество было сформировано. Ответ на этот вопрос можно найти в пассиве баланса.

   Раздел III «Капитал и резервы» пассива баланса объединяет собственные источники, т.е. предоставленные учредителями или полученные в ходе работы самой организации:

  • уставный капитал;
  • собственные акции, выкупленные у акционеров;
  • добавочный капитал;
  • резервный капитал;
  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Алгебраическая  сумма всех статей отражается как  итог раздела III и показывает величину собственного капитала организации.

   Раздел IV «Долгосрочные  обязательства» предоставлен следующими статьями:

  • займы и кредиты;
  • отложенные налоговые обязательства;
  • прочие долгосрочные обязательства.

Достаточно  ясные уже по названию, эти статьи кредиторской задолженности наряду с основным долгом включают проценты, начисленные по кредитам и займам.

Общая сумма непогашенной долгосрочной кредиторской задолженности показывается в итоге раздела IV пассива баланса.

       Раздел V «Краткосрочные обязательства» пассива баланса объединяет статьи различной кредиторской задолженности, срок погашения которой находится в пределах 12 месяцев после отчетной даты, а также некоторые другие статьи:

  • займы и кредиты;
  • кредиторская задолженность;
  • задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;
  • доходы будущих периодов;
  • резервы предстоящих расходов;
  • прочие краткосрочные обязательства.

       По  разделу V пассива баланса подводится итог, который вместе с итогом разделов III и IV пассива баланса показывает общий итог пассива баланса или  сумму всех источников средств. Итоги  актива и пассива баланса должны быть равны и отражают величину имущества, принадлежащего организации. За балансом, в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, показываются арендованные основные средства, в том числе по лизингу, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, товары, принятые на комиссию, обеспечения обязательств, полученные и выданные, списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов, износ жилищного фонда, нематериальные активы, полученные в пользование.

       Бухгалтерский баланс подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. В нем проставляется дата, а также указывается номер квалификационного аттестата профессионального бухгалтера для организаций, чья отчетность должна подписываться профессиональным бухгалтером.

     Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчет о прибылях и убытках показывает результаты деятельности организации за отчетный период (год, квартал, месяц) и то, каким образом она получила прибыли и убытки, т.е. путем сопоставления доходов и расходов. В этом отчете предприятие показывает свои доходы за определенный период и представляет полный отчет о факторах, оказавших влияние на доходы в течение отчетного периода. Также предприятие производит увязку доходов с расходами за весь отчетный период и показывает разницу между ними как чистый доход предприятия, именуемый чистой прибылью или чистой прибылью после уплаты налогов.

   Структура отчета о прибылях и убытках:

   I раздел «Доходы  и расходы по  обычным видам  деятельности»:

  • выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
  • себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
  • валовая прибыль;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы;
  • прибыль (убыток) от продаж.

   Раздел II «Прочие доходы и расходы»:

  • проценты по получению;
  • проценты к уплате;
  • доходы от участия в других организациях;
  • прочие доходы;
  • прочие расходы.

   Раздел III «Прибыль (убыток) до налогообложения включает:

  • отложенные налоговые активы;
  • отложенные налоговые обязательства;
  • текущий налог на прибыль.

  Раздел IV « Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

       Справочные  данные организация должна заполнить, если у нее есть постоянные налоговые обязательства (активы) или она выплачивает дивиденды.

       Отчет о прибылях и убытках, так же как  и баланс, подписывается руководителем  организации и ее главным бухгалтером.

    Отчет об изменениях капитала (форма  №3) показывает его увеличение или уменьшение за период в увязке с величиной капитала на начало и конец отчетного периода. Форма существенно отличается от старой как по структуре, так и по объему приведенных в ней показателей. В типовой форме нужно самостоятельно проставить коды строк в соответствии с приказом Госкомстата и Минфина России от 14 ноября 2003г. № 475/102н. Капитал в отчете сгруппирован в два раздела и представлен следующими статьями:

  Раздел I «Изменение капитала» включает:

  • остаток на 31 декабря года, предшествующему предыдущему и остаток на 1 января предыдущего года (строка 010);
  • изменение в учетной политике (строка 011);
  • результаты от переоценки объектов основных средств (строка 012);
  • результаты от перерасчета иностранных валют (строка023);
  • чистая прибыль (строка 025);
  • дивиденды (строка 026);
  • отчисления в резервный фонд (строка 030);
  • увеличение величины уставного капитала (строки 041-043);
  • уменьшение величины капитала (строки 051-053);
  • остаток на 31 декабря предыдущего года (строка 060) и остаток на 1 января отчетного года (строка 100);
  • остаток на 31 декабря отчетного года (строка 140).

Раздел II «Резервы» включает:

  • резервы, образованные в соответствии с законодательством;
  • резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;
  • оценочные резервы;
  • резервы предстоящих расходов.

       В справке к отчету об изменениях капитала организации (форма №3) отражают данные о стоимости чистых активов на начало и конец отчетного года (строка 200). Чтобы узнать стоимость чистых активов, нужно использовать форму расчета, которая приведена в Порядке оценки стоимости чистых активов акционерного общества. Порядок утвержден приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003г. № 10н/03-6пз.

       Так, по строке 210 записываются средства, полученные на расходы по обычным видам деятельности. Те же средства, которые выделены на капитальные вложения во внебюджетные активы, показывают по строке 220.

       Отчет о движении денежных средств (форма 4) отражает все поступления и расходования наличных денежных средств, т. е. чистые изменения в денежной наличности, которые происходят в результате текущей хозяйственной деятельности предприятия. Анализ движения наличных денежных средств необходим для принятия управленческих решений по вопросам капиталовложений и проведения коммерческих операций.

 В типовой форме надо самостоятельно проставить коды строк.

   Отчет о движении денежных средств включает:

  • остаток денежных средств на начало года (строка 010);
  • раздел «Движение денежных средств по текущей деятельности» (строки 020-190);
  • раздел « Движение денежных средств по инвестиционной деятельности» (строки 210-340);
  • раздел «Движение денежных средств по финансовой деятельности» (строки 350- 440).

       В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5) расшифровываются некоторые наиболее важные статьи баланса и данные этой формы используются для оценки финансового состояния предприятия.

       Приложение к бухгалтерскому балансу состоит из разделов:

  • раздел 1 «Нематериальные активы» (строки 010-050);
  • раздел 2 «Основные средства» (строки 110-160);
  • подраздел «Справочно» (строки 170-180);
  • раздел 3 «Доходные вложения в материальные ценности» (строки 210-240);
  • раздел 4 «Расходы на НИОКР» (строки 310-330);
  • подраздел «Справочно» (строки 320-330);
  • раздел 5«Расходы на освоение природных ресурсов» (строка 410);
  • подраздел «Справочно» (строки 420-430);
  • раздел 6 «Финансовые вложения» (строки 510-590);
  • раздел 7 «Дебиторская и кредиторская задолженность» (строки 610-660);
  • раздел 8 «Расходы по обычным видам деятельности» (строки 710-767);
  • раздел 9 «Обеспечения» (строки 810-840);
  • раздел 10 «Государственная помощь» (строки 910-920).

       Пояснительная записка состоит из нескольких разделов, в которых отражаются данные, не вошедшие в типовые формы отчетности. Кроме того, здесь расшифровывают отдельные показатели Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.

     В Итоговой части аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту) удостоверяется достоверность сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.

     Для уверенности в правильности показателей  бухгалтерской отчетности и для того чтобы исключить претензии работников налоговых органов, которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности предприятия за отчетный год, необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к составлению бухгалтерских отчетов.

 Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающая состояние активов и обязательств организации, ее доходов и расходов. Бухгалтерскую отчетность нужно составлять нарастающим итогом по состоянию на отчетную дату (последний календарный день отчетного периода).

     Бухгалтерскую отчетность составляют организации, являющиеся юридическими лицами независимо от формы собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями [1]. Основной документ, который определяет, кому и в какие сроки представлять годовой отчет, - Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003г.) «О бухгалтерском учете». Согласно этому закону, все организации (кроме бюджетных) должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, а также в территориальные отделения Госкомстата России. А сдавать отчетность в налоговую инспекцию организацию обязывает статья 23 Налогового Кодекса РФ.

     Отчетным  годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

     Одно  из важнейших требований к бухгалтерской  отчетности – сопоставимость данных отчетного и предыдущего годов. Это требование позволяет проанализировать показатели деятельности организации в динамике. Поэтому в графе 3 формы № 1 показываются данные на начало отчетного года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы 4 баланса за предыдущий год (заключительный баланс).

     Бухгалтерская отчетность организаций должна отвечать следующим основным требованиям: достоверности, целостности, последовательности, сопоставимости, отчетного периода и оформления.

Информация о работе Годовая бухгалтерская отчетность, порядок ее составления