Государственная система регулирования бухучета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:43, лекция

Описание работы

Основные цели законодательства о бухгалтерском учете:
>- обеспечение единообразного ведения активов, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
>- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

1. Государственная система регулирования бухучета в РФ.
2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухучета в организации.
3. Программа реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Файлы: 1 файл

lektsia.docx

— 21.63 Кб (Скачать файл)

1. Государственная  система регулирования бухучета  в РФ.

2. Основные нормативные документы,  определяющие методологические  основы, порядок организации и  ведения бухучета в организации.

3. Программа реформирования бухучета  в соответствии с международными  стандартами финансовой отчетности.  

 

1. Государственная  система регулирования бухучета  в РФ.

Согласно ФЗ «о бухучете» ст. 5 п 1 общее методологическое руководство бухучетом возложено на Правительство РФ и там же определены органы, которым предоставлено право регулирования бухучета в пределах своей компетенции. 

Органы, наделенные полномочиями в области регулирования:

-Минфин, посредством Департамента регулирования  государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета. Департамент разрабатывает положения, инструкции, методические указания и формы отчетности, регламентирующие ведение бухучета. Указанные документы согласовываются с Росстатом и Банком РФ.

- Банк  РФ: устанавливает правила бухучета и бух отчетности для банковской системы РФ (ФЗ № 86 «О ЦБ РФ» от 10.17.2002 г)

- Методологический совет по бухучету при Минфине РФ и Комитету Гос Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.Основные задачи: подготовка законов по аудиту, бухучету, статистике; проведение экспертизы законопроектов и подготовка заключений по ним; претворение в жизнь законов РФ.

- Общественные  организации – Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов СНГ; Международный консультативный комитет по бухучету и аудиту в РФ.

2. Основные  нормативные документы, определяющие  методологические основы, порядок  организации и ведения бухучета  в организации.

Итак, как мы уже  говорили в 1-ой лекции, действуя в интересах  всего общества, государство как  правообразующее начало устанавливает  единые для всех нормы бухгалтерского учета.

Основные  цели законодательства о бухгалтерском  учете: 

>- обеспечение единообразного ведения активов, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

>- составление  и представление сопоставимой  и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Указанные цели являются основными принципами правового регулирования бухгалтерского учета.

Основным  нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет в РФ, является ФЗ «О бухгалтерском учете», который устанавливает правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ.  Самостоятельно на семинар.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает документы четырех уровней:

Первый уровень — федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 14.06.1996 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8.02.1998 г. № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

Второй уровень — положения по ведению бухгалтерского учета, устанавливающие правила и способы организации учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики.В настоящее время утверждены и действуют на практике следующие учетные стандарты (ПБУ):

1 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9.12.1998 г. № 60н;

2 Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина России от 20.12.1994 г. № 167;

3         Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость  которых выражена в иностранной валю те» ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 г. № 2н;

4 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.07.1999 г. № 43н;

5 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9.06.2001 г. № 44н;

6 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н; 

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина России от 25.11.1998 г. № 56н;

7 Положение по бухгалтерскому отчету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное приказом Минфина России от 28.11.2001 г. № 96н;

8 Положение по бухгалтерскому отчету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.05.1999 г. № 32н;

9 Положение по бухгалтерскому отчету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.05.1999 г. № ЗЗн;

10 Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 5н;     

11 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам»  ПБУ  12/2000, утвержденное приказом Минфина России от 27.01.2000 г. № 11н; >• Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 92н;

12       Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных 
активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина 
России от 16.10.2000 г. № 91н;

13  Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина России от 2.08.2001 г. № 60н;

14       Положение по бухгалтерскому учету «Информация по пре- 
-кращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное прика 
зом Минфина России от 2.07.2002 г. № 66н;

15 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 115н;

16 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 114н;

17 Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное приказом Минфина России от 10.12.2002 г. № 126н;          

18 Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной         деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное приказом Минфина России от 24.11.2003 г. № 105н 

 

Третий  уровень — методические указания, инструкции, рекомендации, письма по ведению учета, раскрывающие подробно способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ:

1 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н;

2 >- Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 г. № 107н (в ред. от 9.06.2001 г.);

3 >- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № ЗЗн;

«О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» — письмо Министерствафинансов Российской Федерации от 24.07.1992 г. № 59;

4 >- «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» — приказМинистерства финансов Российской Федерации от 21.12.1998 г. № 64н;

5 >- «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартернойоснове» — письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.1992 г. № 16-05/4.

6 >• «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» — приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49;

7 >• «Методические рекомендации по составлению сводной бухгалтерской отчетности» — приказ Министерства финансовРоссийской Федерации от 30.12.1996 г. № 112; 

8 > «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» — приказМинистерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 119н.

Четвертый уровень — рабочие документы организации (утверждаются руководителем), формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. К ним относятся рабочие документы организаций, предназначенные длявнутреннего пользования.

3. Программа  реформирования бухучета в соответствии  с международными стандартами  финансовой отчетности.

Изменение системы  общественных отношений, а также  гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В связи с этим, в марте 1998 г Правительством РФ была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

цель  реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие стребованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи  реформы:

а)           сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспе 
чивающих полезной информацией, в первую очередь, инвесторов;

б)           обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с 
основными тенденциями гармонизации стандартов на международ 
ном уровне;

в)            оказать методическую помощь организациям в понимании и 
внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Реформирование  бухгалтерского учета осуществляется по следующим основным принципам:

1>- совершенствование нормативного правового регулирования;

2 > формирование нормативной базы (стандарты); >- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

3 кадровое обеспечение  (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

4>- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Вот почему реформирование бухгалтерского учета проводится в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).  Важнейшей задачей международных стандартов является обеспечение пользователей (прежде всего внешних) полной, понятной и объективной информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов. При этом МСФО регулируют порядок формирования финансовой отчетности, не вторгаясь в сферу управленческого учета.

Международные стандарты финансовой отчетности — свод правил подготовки финансовой отчетности, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанный международными организациями и носящий рекомендательный характер. Международные стандарты финансовой отчетности (InternationalAccountingStandards, IAS) разрабатывается Международным комитетом по бухгалтерским стандартам - IASQ,созданным зарубежными странами в 1973 году. Аббревиатуру ГААП дословно можно раскрыть как «общепринятые принципы бухгалтерского учета» (GenerallyAcceptedAccountingPrinciples, GAAP). Это не международные, а национальные бухгалтерские стандарты США (USGAAP) и Англии (UKGAAP). Финансовая отчетность, соответствующая учетным стандартам, называется надежной (reliable).

Учетные стандарты  определяют модель учета. Обычно выделяют три модели.

Британо-американская модель Континентальная модель.

Южноамериканская  модель.     ДОКЛАД *

В рамках действующей  модели учета каждая западная компания достаточно свободна в разработке учетной политики, структуры плана счетов, форматов отчетности, методики управленческого учета.

В настоящее время  фактически действует 30 международных  стандартов финансовой отчетности. *  ДОКЛАД

Важным элементом  реформирования бухгалтерского учета  и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами являетсяразработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Поэтому, распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.05.1998 г. №  587-р утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета.

Итак, реформа бухгалтерского учета предполагает решение следующих задач:

1- разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;

Информация о работе Государственная система регулирования бухучета в РФ