Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:43, лекция
Основные цели законодательства о бухгалтерском учете:
>- обеспечение единообразного ведения активов, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
>- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
1. Государственная система регулирования бухучета в РФ.
2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухучета в организации.
3. Программа реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
1. Государственная
система регулирования
2. Основные нормативные
3. Программа реформирования
1. Государственная
система регулирования
Согласно ФЗ «о бухучете» ст. 5 п 1 общее методологическое руководство бухучетом возложено на Правительство РФ и там же определены органы, которым предоставлено право регулирования бухучета в пределах своей компетенции.
Органы, наделенные полномочиями в области регулирования:
-Минфин,
посредством Департамента
- Банк РФ: устанавливает правила бухучета и бух отчетности для банковской системы РФ (ФЗ № 86 «О ЦБ РФ» от 10.17.2002 г)
- Методологический совет по бухучету при Минфине РФ и Комитету Гос Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.Основные задачи: подготовка законов по аудиту, бухучету, статистике; проведение экспертизы законопроектов и подготовка заключений по ним; претворение в жизнь законов РФ.
- Общественные организации – Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов СНГ; Международный консультативный комитет по бухучету и аудиту в РФ.
2. Основные
нормативные документы,
Итак, как мы уже говорили в 1-ой лекции, действуя в интересах всего общества, государство как правообразующее начало устанавливает единые для всех нормы бухгалтерского учета.
Основные цели законодательства о бухгалтерском учете:
>- обеспечение единообразного ведения активов, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
>- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Указанные цели являются основными принципами правового регулирования бухгалтерского учета.
Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет в РФ, является ФЗ «О бухгалтерском учете», который устанавливает правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Самостоятельно на семинар.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает документы четырех уровней:
Первый уровень — федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 14.06.1996 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8.02.1998 г. № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.
Второй уровень — положения по ведению бухгалтерского учета, устанавливающие правила и способы организации учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики.В настоящее время утверждены и действуют на практике следующие учетные стандарты (ПБУ):
1 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9.12.1998 г. № 60н;
2 Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина России от 20.12.1994 г. № 167;
3 Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валю те» ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 г. № 2н;
4 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.07.1999 г. № 43н;
5 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9.06.2001 г. № 44н;
6 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н;
Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина России от 25.11.1998 г. № 56н;
7 Положение по бухгалтерскому отчету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное приказом Минфина России от 28.11.2001 г. № 96н;
8 Положение по бухгалтерскому отчету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.05.1999 г. № 32н;
9 Положение по бухгалтерскому отчету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.05.1999 г. № ЗЗн;
10 Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 5н;
11 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденное приказом Минфина России от 27.01.2000 г. № 11н; >• Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 92н;
12 Положение по бухгалтерскому
учету «Учет нематериальных
активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом
Минфина
России от 16.10.2000 г. № 91н;
13 Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина России от 2.08.2001 г. № 60н;
14 Положение по бухгалтерскому
учету «Информация по пре-
-кращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное
прика
зом Минфина России от 2.07.2002 г. № 66н;
15 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 115н;
16 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 114н;
17 Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное приказом Минфина России от 10.12.2002 г. № 126н;
18 Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное приказом Минфина России от 24.11.2003 г. № 105н
Третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации, письма по ведению учета, раскрывающие подробно способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ:
1 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н;
2 >- Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 г. № 107н (в ред. от 9.06.2001 г.);
3 >- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № ЗЗн;
«О рекомендациях по применению
учетных регистров
4 >- «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» — приказМинистерства финансов Российской Федерации от 21.12.1998 г. № 64н;
5 >- «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартернойоснове» — письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.1992 г. № 16-05/4.
6 >• «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» — приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49;
7 >• «Методические рекомендации по составлению сводной бухгалтерской отчетности» — приказ Министерства финансовРоссийской Федерации от 30.12.1996 г. № 112;
8 > «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» — приказМинистерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 119н.
Четвертый уровень — рабочие документы организации (утверждаются руководителем), формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. К ним относятся рабочие документы организаций, предназначенные длявнутреннего пользования.
3. Программа
реформирования бухучета в
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В связи с этим, в марте 1998 г Правительством РФ была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие стребованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы:
а) сформировать
систему стандартов учета и отчетности,
обеспе
чивающих полезной информацией, в первую
очередь, инвесторов;
б) обеспечить
увязку реформы бухгалтерского учета
в России с
основными тенденциями гармонизации стандартов
на международ
ном уровне;
в) оказать
методическую помощь организациям в понимании
и
внедрении реформированной модели бухгалтерского
учета.
Реформирование бухгалтерского учета осуществляется по следующим основным принципам:
1>- совершенствование нормативного правового регулирования;
2 > формирование нормативной базы (стандарты); >- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
3 кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
4>- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Вот почему реформирование бухгалтерского учета проводится в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Важнейшей задачей международных стандартов является обеспечение пользователей (прежде всего внешних) полной, понятной и объективной информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов. При этом МСФО регулируют порядок формирования финансовой отчетности, не вторгаясь в сферу управленческого учета.
Международные
стандарты финансовой отчетности — свод правил подготовки
финансовой отчетности, методов, терминов
и процедур бухгалтерского учета, разработанный
международными организациями и носящий
рекомендательный характер. Международные стандарты
финансовой отчетности (
Учетные стандарты определяют модель учета. Обычно выделяют три модели.
Британо-американская модель Континентальная модель.
Южноамериканская модель. ДОКЛАД *
В рамках действующей модели учета каждая западная компания достаточно свободна в разработке учетной политики, структуры плана счетов, форматов отчетности, методики управленческого учета.
В настоящее время фактически действует 30 международных стандартов финансовой отчетности. * ДОКЛАД
Важным элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами являетсяразработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Поэтому, распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.05.1998 г. № 587-р утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета.
Итак, реформа бухгалтерского учета предполагает решение следующих задач:
1- разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
Информация о работе Государственная система регулирования бухучета в РФ