Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:37, курсовая работа
Экономическая активность, приток инвестиций в производство и в сферу обслуживания, использование транспортного потенциала, прямо связаны с формированием современной инфраструктуры столицы.
В международном аэропорту Астаны создаются современные центры технического обслуживания воздушных судов и бизнес-авиации, расширяется число маршрутов, связывающих столицу с дальним и ближним зарубежьем.
Это будет способствовать развитию делового, познавательного въездного туризма, причем надо отметить, что сегодня в Астане есть немало уникальных объектов, которые вызывают интерес зарубежных гостей, имеются театры, выставочные и развлекательные центры, цирк, океанариум, рядом расположены заповедники и курортные зоны.
Экономическая
активность, приток инвестиций в производство
и в сферу обслуживания, использование
транспортного потенциала, прямо
связаны с формированием
В международном аэропорту Астаны создаются современные центры технического обслуживания воздушных судов и бизнес-авиации, расширяется число маршрутов, связывающих столицу с дальним и ближним зарубежьем.
Это будет способствовать развитию делового, познавательного въездного туризма, причем надо отметить, что сегодня в Астане есть немало уникальных объектов, которые вызывают интерес зарубежных гостей, имеются театры, выставочные и развлекательные центры, цирк, океанариум, рядом расположены заповедники и курортные зоны.
В период с 2006 по 2007 год показатели въездного туризма в городе Астане возросли на 60%, с 52963 до 84789 человек, выездной туризм снизился на 16,7%, с 31131 до 25923 человека, внутренний туризм увеличился на 26% с 256204 до 322879 человек.
Количество туристических фирм выросло на 47,3 % с 74 – в 2006 году до 121 в 2007 году. Также осуществляют деятельность 12 филиалов и представительств туристических фирм из других регионов.
Анализ структуры туристического рынка показывает, что основную часть туристских фирм составляют туристические агентства, деятельность которых направлена на выездной туризм. Это обусловлено тем, что выездной туризм является более доходным видом деятельности, а также не требует существенных материальных затрат на формирование турпродукта.
Доходы от туристической деятельности города увеличились с 6,2 млрд. тенге в 2006 году до 7,8 млрд. тенге в 2007 году. Данный показатель включает доходы от услуг гостиниц, общую стоимость путевок, оказанных визовых и экскурсионных услуг, а также услуг по бронированию мест.
Принимая
во внимание темпы развития туристского
бизнеса, в 2008 году рост показателей данной
отрасли составил в среднем на 8%.
Государственное регулирование туристской деятельности в РК: цели, методы, принципы
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
- установления правил въезда в РК, выезда из РК и пребывания на территории РК с учетом интересов развития туризма;
- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
- налогового и таможенного регулирования;
- предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РК и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории РК;
- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
- содействия участию казахстанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
- обеспечения картографической продукцией;
- иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством РК.
Координацию туристской деятельности в РК осуществляет орган исполнительной власти в сфере туризма.
Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Государство, как впервые записано в ЗРК "Об основах туристской деятельности", признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Республики Казахстан, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Республике Казахстан как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту казахстанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Государственные органы по регулированию туризма в РК
В 1989 г. был ликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферу туризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие этой отрасли. В марте 1992 г. было образовано Министерство культуры и туризма РК которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.
Дальнейшая реорганизация аппарата правительства РК привела к тому, что было образовано совмещенное ведомство - Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем - Комитет физкультуры и туризма С 9 августа 1994 г стал функционировать Государственный комитет РК по физической культуре и туризму.
Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму должен обеспечивать
- разработку основ государственной политики в сфере туризма;
- координацию работ по экспертизе правовых актов и программ в сфере туризма;
- анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Нормативно-правовая база туристской деятельности
Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность.
Например, административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных виз, валютным законодательством - форма расчетов, таможенным - порядок пропуска через границу декларируемых товаров. Имеются нормативные акты Госстандарта РК о сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и т.д.
Перечень основных документов нормативно-правовой базы туризма представлен ниже:
- ГКРК;
- ЗРК "Об основах туристской деятельности в РК"
- ЗРК "О защите прав потребителей";
- Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг";
- Постановление Правительства PК "О лицензировании международной туристической деятельности";
- Постановление Правительства РК "Правила предоставления гостиничных услуг в РК";
- Постановление Госстандарта РК "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц".
Состояние туристского бизнеса в РК
В РК туризм - развивающаяся отрасль, и влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному принципу. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о Казахстане как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
Вклад туризма в экономику страны оценивают по-разному. По мнению одних, его доля в доходах федерального бюджета составляет уже почти 10%. Другие считают, что в казахстанской туристской индустрии заняты лишь 90 тыс. чел. (без учета рабочих мест на транспорте и в производстве сувениров). Третьи полагают, что его вклад в бюджет не превышает 1%, а работой в сфере туризма обеспечены лишь немногим более 10 тыс. чел. Однако даже самые оптимистические подсчеты свидетельствуют о значительном отставании туристской индустрии в РК от мировых показателей.
Показатель туристской подвижности населения РК – один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в РК. Причем в основном туристы посещают Алматы, Туркистан, Кокчетав.
В такой стране, как РК, нормальным можно считать, что не менее 80% туристов должны участвовать в путешествиях по стране. Сегодня же крайне низкая туристская подвижность наблюдается как во въездном, таки в выездном туризме. Причины такой ситуации очевидны – скромные доходы населения и высокие цены на туристские услуги, особенно внутри страны.
Среди основных причин отставания отечественной туристской отрасли можно выделить следующие:
- экономическая и политическая нестабильность в стране;
- низкий уровень сервиса;
-
отсутствие
- экологические проблемы.
Однако наша страна располагает огромными потенциальными возможностями для приема иностранных туристов: широта территории, богатое историческое и культурное наследие, сохранившаяся дикая природа в отдельных регионах.
Основные направления развития туризма в РК
Туристская индустрия в РК должна стать могучим сектором национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры, наделенные властью, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития РК и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туристской индустрии.
За последние годы у нас сделаны некоторые сдвиги в этом направлении.
В Законе "Об основах туристской деятельности в РК" впервые записано, что туризм является одной из приоритетных отраслей экономики.
Указом Президента РК от 22 декабря 1995г. № 1284 была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в РК.
Главная цель концепции – создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и зарубежных граждан в туристских услугах, с другой – значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Для реализации этой цели предложено: