Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:10, реферат
Государственные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
1.
Государственные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Государственные
финансы выражают экономические
отношения, связанные с обеспечением
централизованными источниками
финансирования государственного и
муниципального секторов экономики, наиболее
значимых программ развития производства
и общественного сектора, организаций
и учреждений бюджетной сферы
и т.п. Их функционирование направлено
на достижение общих целей развития
социально ориентированной
Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Система государственных финансов
Важным методологическим фактором
является определение принципов
организации и функционирования
государственных финансов, позволяющее
выявить направления
Государственные
и муниципальные финансы
Государственные
финансы имеют четкую целевую
ориентацию. Они затрагивают определенные
социально-политические интересы отдельных
слоев общества. Однако во всех своих
аспектах они ориентированы на решение
государственных и
1.2
Функции государственных
Государственные как экономическая
категория проявляются в
Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.
1. Функция
планирования предполагает
2. Функция
организации включает
3. Функция
стимулирования основывается
4. Функция
контроля означает содействие
реализации поставленных целей.
Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:
1. Распределительная
функция государственных
Государственные
финансы функционируют на основе
перераспределения финансовых ресурсов
через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции
они обслуживают
Распределительная
функция заключается в том, что
вновь созданная стоимость
Основными объектами
реализации распределительной функции
финансов являются обязательные платежи
в бюджет и внебюджетные фонды, а
также источники финансирования
бюджетного дефицита. Особую роль играет
процесс перераспределения
2. Контрольная
функция государственных
В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.
Контрольная функция государственных финансов реализуется последующим основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Целевое и
эффективное использование
4.
Бюджетная классификация - является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.1
Министерством
финансов Российской Федерации осуществляется
определение принципов
Бюджетная классификация России включает в свой состав:
1. классификацию доходов бюджетов;
2. классификацию расходов бюджетов;
3. классификацию
источников финансирования
4. классификацию
операций публично-правовых
6.
В бюджетной системе Российской
Федерации взаимодействуют
Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма. В наиболее общем, агрегированном виде под бюджетным федерализмом следует понимать форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает совокупность отношений между различными уровнями бюджетной системы, самостоятельно функционирующей на основе закрепленных Конституцией страны бюджетных прав и полномочий.
Совокупность компонентов, взаимодействующих в процессе осуществления полномочия, закрепленных в Конституции РФ, образует систему бюджетного федерализма (Рисунок 1).
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из следующих уровней:
-
федерального бюджета и
-
бюджетов субъектов Российской
Федерации (региональных
- местных бюджетов;
-
бюджетов поселений (краёв,
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений, которые в настоящее время являются главной проблемой не только во взаимоотношениях федерального центра с субъектами федерации, но и между субъектами федерации и входящими в их состав муниципальными образованиями.
Учитывая теоретические
Данное определение
Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
Анализ развития межбюджетных отношений
в Российской Федерации представлен
на основе соотношения выравнивающей
и стимулирующей их функций, с
учетом перераспределительной и
структурной государственной
Современному этапу развития межбюджетных
отношений в Российской Федерации
свойственен ряд тенденций, которые
свидетельствуют о
Во-первых, «рамочное» закрепление формальных признаков бюджетно-налоговой автономии: провозглашение самостоятельности территориальных бюджетов, разграничение расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы сопровождается существенным дисбалансом в возможностях субнациональных властей проводить самостоятельную политику территориального развития, ростом зависимости территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов (табл. 1), формированием системы ограничений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном процессе.