Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:10, реферат

Описание работы

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

1.

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих  в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот.

Реальный  денежный оборот — это экономический  процесс, вызывающий движение стоимости  и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального  денежного оборота выступают  финансовые ресурсы, являющиеся источниками  финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками  финансирования государственного и  муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций  и учреждений бюджетной сферы  и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном (рис. 1.1).

Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня  и финансами микроуровня. Финансы  макроуровня, и прежде всего государственный  и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих  целей экономического развития, поэтому  требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает  качественную определенность финансов. Распределение и использование  финансовых ресурсов в государстве  осуществляются в рамках интегрированной  системы управления финансовыми  потоками.

 



 





 



 

 

 

 

Рис. 1.1. Система  государственных финансов

 

Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования государственных финансов, позволяющее  выявить направления воздействия  финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются  на информационные потоки. Принятие государственных  решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен  как в момент принятия решения, так  и в процессе контроля за ходом  его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные финансы имеют четкую целевую  ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных  слоев общества. Однако во всех своих  аспектах они ориентированы на решение  государственных и муниципальных  задач.

1.2 Функции государственных финансов

Государственные как экономическая  категория проявляются в выполняемых  ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной  финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и  финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных  интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция  планирования предполагает формулирование  целей и выбор путей их достижения  на основании разграничения полномочий  и предметов ведения между  Федерацией, субъектами Федерации  и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно  относят и распределение ограниченного  объема финансовых ресурсов во  временном аспекте исходя из  приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления. Реализуется эта  функция через составление бюджетов  на соответствующий финансовый  год и перспективу, балансов  финансовых ресурсов, порядка налогообложения  и т.п.

2. Функция  организации включает бюджетное  устройство, бюджетную классификацию,  предполагает необходимость определения  порядка составления, утверждения  и исполнения бюджета, выбор  уполномоченных кредитных организаций,  разграничение полномочий законодательных  и исполнительных органов власти  в бюджетном процессе, определения  прав и обязанностей функциональных  подразделений финансовых органов.  С этой функцией связан процесс  организационного построения внутренней  системы регулирования и контроля  бюджетных потоков и финансовых  ресурсов государства.

3. Функция  стимулирования основывается на  деятельности, направленной на реализацию  целей. С помощью этой функции  интерпретируются факторы, влияющие  на финансовую деятельность и  учитывающие ее потребность в  денежных средствах. Решающую  роль играют факторы, определяющие  поведение служащих в процессе  принятия ими решений по тактическим  и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция  контроля означает содействие  реализации поставленных целей.  К ним относится выработка  норм и нормативов, являющихся  эталоном, критерием оценки результатов,  сравнение достижений с поставленными  целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых  изменений в условия и факторы  финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

1. Распределительная  функция государственных финансов  заключается в том, что через  распределение и перераспределение  вновь созданной стоимости обеспечиваются  общегосударственные потребности,  формируются источники финансирования  общественного сектора экономики,  достигается сбалансированность  бюджетов и внебюджетных фондов  в рамках единой бюджетной  системы РФ.

Государственные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции  они обслуживают воспроизводственные  процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном  масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что  вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий  перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами  реализации распределительной функции  финансов являются обязательные платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, а  также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов  между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная  функция государственных финансов  заключается в реализации контроля  рублем за реальным денежным  оборотом, участником которого является  государство, формированием централизованных  фондов денежных средств. Контроль  рублем имеет две формы: контроль  за изменением финансовых показателей,  состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии  финансирования.

В первом случае применяется система санкций  и поощрений, использующая меры принудительного  или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение  изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий  финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе  нуждаются в адекватной реакции  на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного  уровня, внебюджетный фонд, предприятие  или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных  финансов реализуется последующим  основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным перечислением  средств в централизованные фонды; 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного  и социального развития; 3) контроль за целенаправленным и эффективным  использованием финансовых ресурсов.

Целевое и  эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования  и расходования денежных фондов.

4.

Бюджетная классификация - является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.1

Министерством финансов Российской Федерации осуществляется определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации, которые в соответствии с бюджетным кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация  России включает в свой состав:

1. классификацию  доходов бюджетов;

2. классификацию  расходов бюджетов;

3. классификацию  источников финансирования дефицитов  бюджетов;

4. классификацию  операций публично-правовых образований  (операций сектора государственного  управления).

6.

В бюджетной системе Российской Федерации взаимодействуют различные  субъекты межбюджетных отношений.

Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма. В наиболее общем, агрегированном виде под бюджетным федерализмом следует понимать форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает совокупность отношений между различными уровнями бюджетной системы, самостоятельно функционирующей на основе закрепленных Конституцией страны бюджетных прав и полномочий.

Совокупность компонентов, взаимодействующих  в процессе осуществления полномочия, закрепленных в Конституции РФ, образует систему бюджетного федерализма (Рисунок 1).

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная  система Российской Федерации состоит  из следующих уровней:

- федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

- бюджетов субъектов Российской  Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- местных бюджетов; 

- бюджетов поселений (краёв, областей).

Все бюджеты, входящие в бюджетную  систему страны, взаимосвязаны в  рамках межбюджетных отношений, которые  в настоящее время являются главной  проблемой не только во взаимоотношениях федерального центра с субъектами федерации, но и между субъектами федерации  и входящими в их состав муниципальными образованиями.

Учитывая теоретические аспекты  межбюджетных отношений, на наш взгляд, их можно определить как совокупность взаимодействий органов государственной  власти Российской Федерации, с органами государственной власти субъектов  РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления  бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности  власти в области составления, утверждения  и исполнения бюджетов, обеспечивающих проведение соответствующими органами власти и управления эффективной  распределительной и перераспределительной  экономической политики.

Данное определение межбюджетных отношений, отражая их взаимосвязи  с организацией государственного управления и достижением целей экономической  политики государства, позволяет охарактеризовать их как составную часть механизма  государственной финансовой политики.  

Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

Анализ развития межбюджетных отношений  в Российской Федерации представлен  на основе соотношения выравнивающей  и стимулирующей их функций, с  учетом перераспределительной и  структурной государственной финансовой поддержки регионального развития, а также с точки зрения обобщения  проблем и противоречий, которые  обозначились в процессе реализации современного этапа реформирования межбюджетных отношений.

Современному этапу развития межбюджетных отношений в Российской Федерации  свойственен ряд тенденций, которые  свидетельствуют о незавершенности  реформы межбюджетных отношений. Суть данных тенденций состоит в следующем.

Во-первых, «рамочное» закрепление формальных признаков бюджетно-налоговой автономии: провозглашение самостоятельности территориальных бюджетов, разграничение расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы сопровождается существенным дисбалансом в возможностях субнациональных властей проводить самостоятельную политику территориального развития, ростом зависимости территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов (табл. 1), формированием системы ограничений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном процессе.

Информация о работе Государственные финансы