Хозяйственный учет, его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Хозяйственный учет - это учет хозяйственной производственной деятельности человеческого общества. Необходимость учета вытекает из потребностей самого процесса производства. Известно, что основой существования человеческого общества является производство материальных благ. В процессе производства обществу требуется определенная информация, сведения о ходе процесса производства, т.е. обществу необходимы сведения о том, какие материальные ценности производятся, в каком количестве, какие средства вкладываются в производство, какие затраты труда используются и ряд других вопросов, связанных с процессом распределения и процессом потребления.

Файлы: 1 файл

Бух-учет.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

БАШКИРСКИЙ  ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ

ТЕХНИКУМ

 

 Факультет: АПЗ-10-11

Курс : 5

 

 

 

 

По дисциплине: «Бухгалтерский учет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил: Мазитов.Ф.Р

                                                                              Проверил: Хайбуллина.Ю.В

 

 

 

 

Уфа 2013г.

1. Хозяйственный учет, его сущность и значение.

Хозяйственный учет  -  это учет  хозяйственной производственной деятельности человеческого общества. Необходимость учета вытекает из потребностей самого процесса производства. Известно,  что основой  существования человеческого общества является производство материальных благ. В процессе производства обществу требуется определенная  информация, сведения о ходе процесса производства, т.е. обществу необходимы сведения о том, какие материальные ценности производятся, в каком количестве, какие средства вкладываются в производство, какие затраты труда используются и ряд других вопросов, связанных с процессом распределения и процессом потребления.  Эти  сведения можно получить только с помощью учета. В этом заключается актуальность выбранной мной темы.

2.Обьекты основные задачи и методы бухгалтерского учета

Объектами управленческого  учета являются:

  • издержки (текущие и капитальные) предприятия и его структурных подразделений - центров ответственности;
  • результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности;
  • внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;
  • бюджетирование и внутренняя отчетность.

Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление внутренних отчетов, информация которых предназначена для собственников  предприятия (организации) и его  управляющих (менеджеров). Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием.

Методы, используемые в  бухгалтерском учете, весьма разнообразны:

  • элементы метода бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность);
  • индексный метод (применяемый в статистике);
  • приемы экономического анализа (в частности, факторный анализ);
  • математические методы (корреляции, линейного программирования, наименьших квадратов и др.). Управленческий учет сегодня немыслим без использования ЭВМ.

Все вышеперечисленные  методы интегрируются в единую систему  и используются в целях управления предприятием. Обобщая сказанное, можно  заключить, что метод управленческого  учета - это системный оперативный  анализ.

Рассмотрение особенностей бухгалтерского управленческого учета позволяет сформулировать его важнейшие цели:

  • оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
  • контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;
  • обеспечение базы для его ценообразования;
  • выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

 

3.Типы хозяйственных  операций и их влияние на  бухгалтерский баланс

Каждая хозяйственная  операция, происходящая на предприятии, изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно и величину имущества, и его источники формирования. При этом изменения могут быть как в сторону увеличения, так и уменьшения. Валюта баланса также изменяется.

Четыре типа хозяйственных операций

 

Хозяйственные операции, совершающиеся на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и  пассива бухгалтерского баланса  делятся на четыре типа.

 

Операции первого типа изменяют состав имущества, т.е. затрагивают  только актив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

 

+А -А

Операции второго типа изменяют источники формирования имущества  предприятия, т.е. затрагивают только пассив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

 

+П -П

Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. Причем валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину:

 

+А +П

Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Причем валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину:

 

-А –П

 

4.Правовая  основа бухгалтерского учета 

Согласно действующему законодательству индивидуальные предприниматели освобождены от ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). Однако по собственному желанию они могут начать ведение бухгалтерского учета. Однако для этого им, прежде всего, необходимо знать, какие правила лежат в основе бух учет индивидуального предпринимателя.

 

 Нормативное регулирование  бухгалтерского учета имеет четыре  уровня.

 

 Первый уровень  — законодательный, он представлен  федеральными законами, указами  Президента Российской Федерации,  постановлениями Правительства Российской Федерации.

 

равовая основа бухгалтерского учета на этом уровне представлена Гражданским кодексом, Налоговым  кодексом, Трудовым кодексом, Бюджетным  кодексом, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другими законодательными документами федерального уровня.

 

 Так, в Федеральном  законе «О бухгалтерском учете»  определяется роль и место  бухгалтерского учета в системе  законодательных актов Российской  Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность за состояние бух учета и отчетности.

 

 Второй уровень  — нормативный. Правовая основа  бухгалтерского учета на этом  уровне представлена положениями  Минфина России, то есть стандартами  по бухгалтерскому учету. Указанные положения разработаны с целью раскрытия правовых и методологических норм, закрепленных в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Например, к таким положениям относятся ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т. д.

 

 Нормативное регулирование  бухгалтерского учета на третьем  уровне осуществляется с помощью  различных приказов, инструкций  и рекомендаций органов власти  по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета.

 Правовое регулирование  бухгалтерского учета на четвертом  уровне представлено организационно-распорядительными документами и приказами индивидуального предпринимателя по вопросам ведения бухгалтерского учета с учетом особенностей его предпринимательской деятельности. К таким документам, прежде всего, относятся приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.

 

 Такое нормативное регулирование  бухгалтерского учета позволяет  однозначно трактовать учетную  информацию и определять ответственность  за нарушения, допущенные при  ведении бухгалтерского учета.

5.Счета бухгалтерского учёта

Счета бухгалтерского учёта, способ экономической группировки объектовбухгалтерского учёта, текущего отражения и оперативного контроля за движением и состоянием средств, их источников и хозяйственных процессов. Для каждого объекта бухгалтерского учёта открывается отдельный счёт, имеющий 2 противоположные по своему значению части — дебет и кредит. Итоги записей по дебету или кредиту счетов называются оборотами, а разность между ними — остатком, или сальдо. Хозяйственные операции отражаются на С. б. у. с помощью двойной записи, то есть одновременной регистрации каждой операции на дебете одного счёта и кредите др. счёта в равной сумме. В результате между счетами возникает взаимосвязь, называемая корреспонденцией счетов. Она выражается счётной формулой (проводкой), в которой указывается, по дебету и кредиту каких счетов и в какой сумме записывается та или иная операция. Записи на С. б. у. отражаются в натуральных, трудовых и стоимостных показателях.

6.Двойная запись  операций на счетах

Сущность двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная     операция записывая  в дебет одного счета и кредит другого одинаковой сумме.  Экономическая взаимосвязь между счетами  благодаря двойной записи,  называется  корреспонденцией счетов.  Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

В простой проводке дебетуется один счет, а кредитуется несколько  и наоборот.

Применение двойной записи следует рассмотреть на примерах.

Пример 1. С расчетного счета поступили деньги в кассу  для выплаты заработной платы - 8 500 руб.

Это операция должна  быть  записана  на  два  активных  счета "Касса" и "Расчетный счет".  При этом деньги в кассе увеличиваются, а на расчетном счете уменьшается.  Зная,  что  в  активных счетах увеличение отражается по дебету, а уменьшение по кредиту, отразим операцию по дебиту счета "Касса" и по кредиту счета "Расчетный счет". 

Пример 2. За счет краткосрочных  кредитов  банка  погашена задолженность     поставщикам за товары - 25 000 руб.

Операция должна быть отражена на пассивных счетах  "Расчеты  с     поставщиками" и "Краткосрочные кредиты банка". При этом уменьшается задолженность  поставщикам  и  увеличивается  задолженность банку по краткосрочным  кредитам.  Так  как  в пассивных счетах уменьшение записывается по дебету,  а увеличение по кредиту,  то операцию отражаем по дебету счета  "Расчеты с поставщиками" и кредиту "Краткосрочные кредиты банка".


 

7. План счетов бухгалтерского учета

 План счетов бухгалтерского  учета представляет собой схему  регистрации и группировки фактов  хозяйственной деятельности (активов,  обязательств, финансовых, хозяйственных  операций и др.) в бухгалтерском  учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. Активный (Начальное и конечное сальдо записывается по дебету счета / увеличение по дебету, уменьшение по кредиту) Пассивный (Начальное и конечное сальдо записывается по кредиту счета / увеличение по кредиту, уменьшение по дебету) Активно-пассивный(Бывают: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) / с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно)) К каждому счету даны комментарии из ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 

8.Учет процесса  снабжения

 Процесс снабжения  представляет собой совокупность  хозяйственных операций по обеспечению организации предметами труда, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг.

 

Бухгалтерский учет охватывает весь процесс снабжения, начиная  с заготовления материалов до отпусков производства.

 

Операции снабжения учитываются только в количественном выражении в отделе снабжения и на складах. В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие счета для учета приобретенных материальных ценностей:

 

10 – материалы в  разрезе субсчетов.

41 – товары.

15 – заготовление, приобретение материалов.

16 – отклонения в  стоимости материалов.

18 – налог на добавленную  стоимость по приобретенным товарам,  работам, услугам.

 

В учете процесса снабжения  выделяют покупную стоимость приобретенных  материалов и транспортно-заготовительные расходы.

 

Покупная стоимость  и транспортно-заготовительные расходы ( ТЗР) составляют фактическую себестоимость  приобретенных материалов.

 

В бухгалтерском балансе  материалы учитываются только по фактической себестоимости. При  поступлении материалов от поставщиков на их покупную стоимость составляется следующая корреспонденция счетов:

 

   1 операция

поступили материалы  от поставщиков без НДС – Д10   К60

Информация о работе Хозяйственный учет, его сущность и значение