Инвентаризация – как средство внутреннего контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:16, реферат

Описание работы

Обеспечение достоверности данных бюджетного учета и контроль за имуществом, активами и обязательствами в бюджетных учреждениях – это не только одна из основных задач бухгалтерии бюджетного учреждения. Инвентаризация имущества, активов и обязательств бюджетных учреждений – еще и средство информирования государства об эффективности инвестиций в такие значимые сферы государственного влияния, как здравоохранение, образование, культура, управление, которые выполняют социально-значимые для государства функции – защиту и обеспечение прав населения. В данной курсовой работе я попытаюсь раскрыть особенности и определить отличия учета и контроля имущества, активов и обязательств в бюджетных учреждениях от учета в коммерческих организациях.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.40 Кб (Скачать файл)

Введение.

Одной из основных задач бухгалтерского учета основных средств в бюджетной организации является контроль за сохранностью и эффективным использованием каждого объекта.

В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении.

Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль.

С помощью финансового контроля бюджетные учреждения добиваются полной сохранности материальных и финансовых ресурсов.

Ревизия является одним из основных методов, которые используются в процессе контрольных действий.

Правильность совершения хозяйственных операций не всегда можно проверить методами документального контроля. Часто возникает необходимость провести проверку наличия основных средств в натуре. С этой целью применяются методы фактического контроля.

Самый распространенный и эффективный метод фактического контроля – это инвентаризация.

Учет в бюджетных учреждениях как самостоятельный предмет имеет значительное количество отличий от учета в коммерческих организациях. Такие отличия, прежде всего, возникают из тех особенностей, которые имеются в бюджетном учете: все имущество, активы и обязательства бюджетного учреждения являются государственной собственностью, и право на собственность отделено от права распоряжаться этой собственностью. Поэтому государство с

особой тщательностью следит за наличием своего имущества и его

состоянием, прибегая к оперативному и последующему контролю

бюджетных учреждений посредством контролирующих органов – Территориальных управлений Федеральной службы финансово-

бюджетного надзора, контрольно-ревизионных управлений и отделов при министерствах и ведомствах.

Таким образом, бюджетные учреждения должны проводить инвентаризацию с особой тщательностью, соблюдая все нормативные требования, так как имущество, активы и обязательства находятся у них в оперативном управлении и являются строго контролируемыми.

Обеспечение достоверности данных бюджетного учета и контроль за имуществом, активами и обязательствами в бюджетных учреждениях – это не только одна из основных задач бухгалтерии бюджетного учреждения. Инвентаризация имущества, активов и обязательств бюджетных учреждений – еще и средство информирования государства об эффективности инвестиций в такие значимые сферы государственного влияния, как здравоохранение, образование, культура, управление, которые выполняют социально-значимые для государства функции – защиту и обеспечение прав населения.

В данной курсовой работе я попытаюсь раскрыть особенности и определить отличия учета и контроля имущества, активов и обязательств в бюджетных учреждениях от учета в коммерческих организациях.

3.3 Инвентаризация – как средство внутреннего контроля

 

Одной из основных задач бухгалтерского учета основных средств в бюджетной организации является контроль за сохранностью и эффективным использованием каждого объекта.

Правильность совершения хозяйственных операций не всегда можно проверить методами документального контроля. Часто возникает необходимость провести проверку наличия основных средств в натуре. С этой целью применяются методы фактического контроля.

Самый распространенный и эффективный метод фактического контроля – это инвентаризация. С ее помощью не только осуществляется контроль за сохранностью собственности организации, но и обеспечивается достоверность фактических данных.

Инвентаризация основных средств — это проверка и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Целью инвентаризации основных средств является:

- подтверждение того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию;

- проверка правильности данных текущего учета основных средств и выявление ошибок;

- отражение неучтенных хозяйственных операций;

- контроль за сохранностью основных средств;

- проверка соблюдения принципа материальной ответственности;

- проверка состояния учета основных средств.

По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные.

А также инвентаризации могут быть плановыми, внеплановыми, повторными и контрольными.

При выборочной инвентаризации у конкретного материально ответственного лица проверяют только некоторые виды основных средств.

 

не знаю куда засунуть)

 

 

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – проверка имущества и обязательств организации путем  подсчета, обмера, взвешивания, а также уточнение показателей учета  и последующего контроля  за сохранностью  имущества организации

Результаты проведенной инвентаризации материальных запасов отражают в ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ ОПИСИ (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0511832)

Оприходование излишков  материальных ценностей, выявленных при инвентаризации отражают по Дебету счетов: 010501340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502340 «Увеличение стоимости продуктов питания», 010503340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504340 «Увеличение стоимости строительных материалов», 010505340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря», 010506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», 010507340 «Увеличение стоимости готовой продукции» и Кредиту счета 040101180 «Прочие доходы».

Списание естественной  убыли материальных запасов  в пределах установленных норм на основании оправдательных документов отражают по дебету счета 040101272 «расходование материальных запасов» и кредиту счетов 010501440-010507440.

Списание недостач и потерь от порчи материальных запасов - дебет счета 040101172 и кредиту аналитических счетов материальных запасов (010501440 - 010507440).

Списание с баланса суммы недостачи в связи с неустановлением виновных лиц – дебет счета 040101172 кредит 020900000 «расчеты по недостачам» (020901660 - 020907660).

Списание потерь материальных запасов, отнесенных за счет виновных лиц, оформляют бухгалтерскими записями:

начисление доходов по платежам в бюджет в связи с недостачей, хищениями, отнесенными за счет виновных лиц по рыночной стоимости, отражают по дебету 020904560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов» счета 020904000 «Расчеты по недостачам материальных запасов» и кредиту счета 040101172 «Доходы от реализации активов»;

списание с баланса стоимости материальных запасов – дебет счета 040101172 и кредиту аналитических счетов материальных запасов (010501440 - 010507440).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Инвентаризация имущества

 

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
  • а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);
  • б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).
  • Когда проводить инвентаризацию
  • Срок проведения инвентаризации в бюджетном учреждении перед составлением годовой бухгалтерской отчетности определяется руководителем учреждения.
  • Обычно ее проводят в конце отчетного года. Однако некоторые учреждения делают это заранее, уже после 1 октября, поскольку в конце года появляется много других неотложных дел. Отметим, что такую возможность им дает п. 7 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом МФ РФ от 10 февраля 2006 г. № 25н и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49. В частности, если инвентаризация имущества проведена после 1 октября отчетного года, то второй раз перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ее проводить уже не надо.
  • Порядок проведения инвентаризации
  • Как должна проходить инвентаризация, установлено Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее – Методические указания). Согласно п. 2.2 Методических указаний организация должна иметь постоянно действующую инвентаризационную комиссию, а при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств ею создаются еще и рабочие инвентаризационные комиссии. Обычно в них входят представители администрации, работники бухгалтерии, а также другие специалисты (инженеры, экономисты, юрисконсульты, техники и т. д.). Кроме этого, в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита учреждения и независимых аудиторских организаций.
  • При комплектовании комиссии руководителю необходимо учесть следующее правило. В состав комиссии должны входить только те специалисты, которые обязательно будут присутствовать при ее проведении, поскольку отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний).
  • Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; его сопоставление с данными бюджетного учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
  • Перед тем как начать проверку остатков имущества, инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, а председатель инвентаризационной комиссии обязан их завизировать с указанием «до инвентаризации на “____”» (дата). Кроме этого, материально ответственные лица учреждения должны дать расписки в том, что к началу инвентаризации они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество, а также в том, что все ценности, поступившие на их материальную ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, которым были выданы подотчетные суммы для покупки имущества или доверенности на его получение.
  • Фактическое наличие имущества при инвентаризации комиссия определяет путем обязательного его подсчета, взвешивания, обмера. Для этого руководитель организации должен создать необходимые условия: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и т. д.
  • Однако по материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, фактическое количество этих ценностей комиссия может определять на основании документов при условии обязательной проверки в натуре (на выборку) части этих ценностей; определение веса (или объема).
  • Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи не менее чем в двух экземплярах. Их формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (в редакции от 3 мая 2000 г.).
  • Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. При ручном способе они заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Если в описях допущены ошибки, то их исправление производится путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Все исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
  • Инвентаризация нематериальных активов
  • Согласно п. 3.8 Методических указаний при инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
  • Инвентаризация нематериальных активов проводится по местам хранения документов, материально ответственным лицам оформляется инвентаризационной описью (форма № 401).
  • Инвентаризация основных средств.
  • Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1000 рублей включительно, а также мягкого инвентаря, посуды независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (например, 1101050001). Номер состоит из десяти знаков. Первая цифра обозначает код вида деятельности (0 – отсутствует возможность отнесения к определенному виду деятельности, 1 – бюджетная деятельность, 2 – приносящая доход деятельность; 3 – деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении), со второго по четвертый знак включительно – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета, пятый и шестой знаки – код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета, последние четыре знака – порядковый номер предмета в группе. Например, уникальный инвентарный порядковый номер – 1101050001 обозначает: 1 – использованы бюджетные средства, синтетический счет 101 «Основные средства», аналитический счет 05 – транспортные средства, порядковый номер объекта 0001.
  • Перед проведением инвентаризации основных средств проверяется наличие и состояние:
  • • регистров аналитического учета (инвентарных карточек, ин-
  • вентарных книг, описей);
  • • технических паспортов и другой технической документа-
  • ции;
  • • документов на основные средства, сданных или принятых в
  • аренду и на хранение.
  • При отсутствии последних необходимо обеспечить их получение или оформление (п. 3.1 Методических указаний). Инвентаризация проводится по местам хранения и материально ответственным лицам и оформляется инвентаризационной описью (форма № 401).
  • При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
  • При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
  • При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др.
  • Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а амортизация определена по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и амортизации соответствующими актами.
  • Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
  • Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бюджетном учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. 
  • Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д.
  • Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т. п. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, проводятся в описях по наименованиям с указанием количества этих предметов.
  • Основные средства, которые в момент инвентаризации могут находиться вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
  • На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).
  • Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
  • При проведении инвентаризации основных средств в бюджетных учреждениях необходимо обращать внимание на объекты, не числящиеся в бюджетном учете. Зачастую таковыми могут быть подарки шефов или спонсоров, которые забыли поставить на баланс. Нередко бывают и такие ситуации, когда сотрудники учреждения приносят свое имущество (телевизоры, аудиоаппаратуру и т. п.) для выполнения служебных обязанностей либо для личного пользования. Например, в силу недостаточного финансирования общеобразовательных школ учителя вынуждены использовать в учебном процессе свою аппаратуру, наглядные пособия, инвентарь и т.п. Отметим, что если не издан приказ руководителя учреждения либо другой документ, где указано, какому лицу и какие личные материальные ценности разрешено использовать в учреждении, выявленные объекты должны считаться излишками.
  • Инвентаризация финансовых вложений
  • При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты на ценные бумаги и краткосрочные финансовые вложения (векселя), а также предоставленные другим организациям или физическим лицам займы.
  • Инвентаризация финансовых вложений в ценные бумаги оформляется инвентаризационной описью (форма № 401).
  • При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются:
  • • правильность их оформления;
  • • реальность стоимости ценных бумаг, учтенных на балансе;
  • • сохранность (путем сопоставления фактического наличия с
  • данными бухгалтерского учета);
  • • своевременность и полнота отражения в бюджетном учете
  • полученных по ним доходов.
  • При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
  • Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии бюджетного учреждения.
  • Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий, специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм,числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета учреждения, с данными выписок этих специальных организаций.
  • Инвентаризация материальных запасов
  • Инвентаризация материальных запасов (МЗ) производится, как правило, в порядке их расположения в данном помещении. При хранении МЗ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки запасов вход в помещение не допускается (например, помещение опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
  • Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие МЗ путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.
  • МЗ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Материальные запасы, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
  • При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации МЗ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие МЗ во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
  • Инвентаризация МЗ, находящихся в пути, отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
  • На счетах учета материальных запасов, не находящихся в момент инвентаризации под отчетом у материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным – копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
  • Описи составляются отдельно на материальные запасы, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
  • Производственный и хозяйственный инвентарь, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи эти предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
  • Производственный и хозяйственный инвентарь, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
  • Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
  • Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов
  • При инвентаризации незавершенного производства в бюджетных учреждениях, занятых выпуском готовой продукции, необходимо:
  • • определить фактическое наличие заделов (бумаги, продуктов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
  • • определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
  • • выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
  • В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные подразделениям материалы, покупные и полуфабрикаты, а также все детали, обработка которых на данном этапе закончена.
  • Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам – с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
  • Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, а также забракованная готовая продукция в опись незавершенного производства не 14 включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.
  • По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта, а также объем выполненных работ по этому объекту и каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п.
  • При этом проверяется:
  • • не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
  • • состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
  • По этим объектам, в частности, необходимо выявить причи- ны и основание для их консервации.
  • На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
  • На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
  • Инвентаризация денежных средств, денежных документов
  • и бланков документов строгой отчетности.
  • Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 и Письмом Банка России от 4 октября 1993 г. № 18.
  • Основными документами, которые необходимо изучить при инвентаризации кассы, являются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журнал(книга) регистрации приходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации доверенностей, журнал (книга) регистрации депонированных сумм, журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных)ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам.
  • При проверке кассовой книги необходимо установить соблюдение следующих требований:
  • • правильность подсчета итогов страниц книги и переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую;
  • • кассовая книга должна быть прошнурована, пронумерована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
  • Проверяя полноту и своевременность оприходования денежных средств, полученных с расчетных счетов в банках, членам инвентаризационной комиссии следует применять метод взаимного контроля. Необходимо сравнить соответствие записей в Главной книге по счетам 20104510 и 20104610 «Касса» и в журнале операций по счету «Касса». В случаях обнаружения расхождений их сопоставляют по приходным кассовым ордерам, выпискам банка, отчетам кассира, а при необходимости проверяют непосредственно в банке.
  • Проверку оприходования наличных денег, полученных из банка, следует проводить по выпискам банка.
  • Списание денежных средств проверяют по документам, приложенным к кассовым отчетам. При этом также следует обращать внимание на четкое оформление документов: имеются ли расписки получателей, погашены ли они штампом «Оплачено          » с указанием даты, нет ли на них следов подчисток и исправлений.
  • Кроме перечисленного, в ходе инвентаризации кассы также необходимо проконтролировать:
  • • установлен ли лимит остатка наличных денежных средств в кассе;
  • • есть ли факты несоответствия даты в расходных кассовых ордерах и даты фактической выдачи денежных средств;
  • • правильность корреспонденции счетов по кассовым документам;
  • • своевременность депонирования невыплаченных сумм заработной платы.
  • При инвентаризации кассы необходимо проверить: заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности и оснащено ли помещение кассы необходимыми средствами по обеспечению сохранности денежных средств (техническое укрепление и охранно-пожарная сигнализация), где хранятся дубликаты ключей от сейфов. Ключи должны храниться в опечатанных пакетах у руководителя организации.
  • При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, векселя, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
  • Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
  • Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бюджетного учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.
  • Инвентаризация денежных средств, находящихся на лицевых счетах Казначейств, на расчетном (текущем), валютном – в банках, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии бюджетного учреждения, с данными выписок к счетам по работе с безналичными денежными средствами.
  • Инвентаризация расчетов
  • Инвентаризация расчетов с кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бюджетного учета.
  • Проверке должны быть подвергнуты счета 020600000 «Расчеты по выданным авансам», 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по тов<span style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fo

Информация о работе Инвентаризация – как средство внутреннего контроля