Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:25, курсовая работа
Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, позволяет реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Вот почему предприятия организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с “Законом о бухгалтерском учете и отчетности” проводить сплошную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета.
Введение………………………………………………………………………...2
1 Роль и значение инвентаризации………………………………………......4
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения……………………4
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета…………………………………………………...........6
2 Виды инвентаризации…………………………………………………….....8
2.1 Виды инвентаризации…………………………………………………….....8
2.2 Порядок проведения инвентаризации………………………………….....10
2.3 Ошибки проведения инвентаризации и их последствия……………....13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………19
Сведения
о фактическом наличии
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое
наличие имущества при
Руководитель
предприятия должен создать условия,
обеспечивающие полную и точную поверку
фактического наличия имущества
в установленные сроки (обеспечить
рабочей силой для
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определятся на основании документов при обязательной поверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) наволочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При
инвентаризации большого количества весовых
товаров ведомости отвесов
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания не правильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях недопускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.
Описи
подписывают члены
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерыва в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны хранится в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводится контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где поводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
В межинвентаризационный периода предприятиях (учреждениях) с большой номенклатурой ценностей могут производится выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляется инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя предприятий (учреждений).
В целях обеспечения легитимности и достоверности результатов инвентаризации следует принимать меры к соблюдению правил оформления документов и процедур проведения инвентаризации.
Ниже в таблице приведены
Нарушение | Последствие |
1 | 2 |
Неверно
оформлен приказ руководителя на проведение инвентаризации (не указаны сроки проведения инвентаризации, состав комиссии, перечень имущества) |
Нет оснований
для проведения инвентаризации, а следовательно, и признания ее результатов |
Документально
подтверждено отсутствие хотя бы одного члена комиссии во время проведения инвентаризации |
Результаты
инвентаризации недействительны |
Инвентаризационная
опись составлена в одном экземпляре |
Результаты
инвентаризации недействительны |
При невозможности
остановки хозяйственной деятельности приходные и расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии |
Выявленные
в результате инвентаризации нарушения могут быть оспорены предъявлением документов, оформленных в период проведения инвентаризации |
У материально-ответственных
лиц не взяты расписки, что все приходные и расходные документы представлены в бухгалтерию |
Выявленные
в результате инвентаризации нарушения могут быть оспорены предъявлением документов, оформленных в период проведения инвентаризации |
Нарушена
процедура инвентаризации: проводится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот |
Могут быть не выявлены
нарушения ввиду возможного искажения фактического наличия |
На
каждой странице описей не выверены итоги: число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог в натуральных показателях |
Имеется возможность
несанкционированных исправлений результатов инвентаризации |
На
каждой странице нет записи "Цены,
итоги проверил" и "Подпись материально-ответственного лица" (для форм, в которых такие подписи предусмотрены) |
Невозможно
предъявить претензии к материально- ответственному лицу на основании такого документа |
На
последней странице инвентаризационной
описи нет подписи материально-ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии, а также о том, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение (для форм, в которых такие подписи предусмотрены) |
Невозможно
предъявить претензии к материально- ответственному лицу в случае выявления недостач |
Ошибки
и исправления не подписаны и
не заверены членами комиссии |
Исправления считаются
недействительными |
Инвентаризационные
описи после утверждения результатов содержат незаполненные - строки (строки не прочеркнуты) |
Имеется возможность
несанкционированных исправлений результатов инвентаризации |
Во
время перерывов в работе комиссии
не закрыт доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи |
Имеется возможность
несанкционированных исправлений результатов инвентаризации |
Инвентаризационная
комиссия не несет ответственность
за недостоверность данных, предоставленных
другими организациями и
Заключение
Инвентаризация
на предприятиях представляет собой
сложный и ответственный
Под
действием различных факторов в
бухгалтерском учете могут
Существует
несколько определений
Значение
и роль инвентаризации очень велика.
При ее поведении устанавливается
фактическое наличие ценностей
и денежных средств у материально-
Инвентаризации как элемент метода бухгалтерского учета тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета.
Виды инвентаризации очень различны в зависимости от того с какой целью они проводятся они могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, сплошные и выборочные.
Для
того чтобы провести инвентаризацию
на предприятии приказом руководителя
создается постоянно
Инвентаризация
проводится в присутствии материально-
В случае если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения.
Стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года. Стоимости недостачи, порчи и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства (счета 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"), расходы на продажу (счет 44 "Расходы на продажу"). Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Некомпенсированные материально ответственными лицами недостачи товарно-материальных ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов. При этом дебетуется счет 99 " Прибыли и убытки" или 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
Особенностью инвентаризации основных средств является то, что их наличие проверяется путем осмотра всех объектов и наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. При выявление каких–либо расхождений в оформлении документов, инвентаризационная комиссия должна составить правильные. По некоторым объектам определяется сумма увеличения или снижения балансовой стоимости этого объекта. Наличие товарно-материальных ценностей проверяется путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемешивания. Существуют также особенности ведения инвентаризации в тех случаях, когда во время проведения инвентаризации материальные ценности поступили, отпущены, отгружены, не оплачены в срок, находятся на складах других организаций, переданы в переработку другому предприятию, находятся в эксплуатации, выданы в индивидуальное пользование работникам или пришли в негодность и не списаны. Наличие денежных средств, ценных бумаг и денежных документов, бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности, денежные средства в пути, денежных средств на расчетном, валютном и специальном счетах проверяются при проведении инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.
Хотелось бы добавить, что для того чтобы облегчить процесс проведения инвентаризации необходимо широко использовать современные средства вычислительной техники, которых на некоторых предприятиях нет.