Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 15:33, курсовая работа
Инвентаризационные описи обеспечивали учет состояния и отражение содержания объектов учета. Этот прием помогал очень точно фиксировать предметы. Даже в настоящее время, в части проверки наличия предметов, подобный учет трудно превзойти по точности и эффективности результата. Однако в инвентарном счете-описи не было учета самих хозяйственных операций.
Ежедневные инвентаризации или проверки по записям на ярлыках требовали значительных затрат времени и сил. Инвентарный учет не позволял динамично управлять хозяйством. Древние бухгалтеры блистательно решили эту поблему при помощи приходно-расходного учета, а складские операции явились основой развития этого древнего учета.
Введение 3
Роль и значение инвентаризации.
1.1 Инвентаризация как способ пе 1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения. 5
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета. 7
Виды инвентаризации.
2.1 Виды инвентаризации. 10
2.2 Порядок проведения и оформление инвентаризации. 12
2.3 Отражение результатов в учете. 15
Инвентаризация отдельных видов
хозяйственных cредств.
3.1 Инвентаризация основных средств. 20
3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 22
3.3 Инвентаризация денежных средств и расчетов. 26
Заключение 29
Литература 31
Одновременно материально ответственное лицо дает расписку о том, что к началу инвениаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтеных финансовых обязательств записываются инвентаризационные описи (акты инвентаризации) не менее, чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную поверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и весовыми приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определятся на основании документов при обязательной поверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) наволочных материалов допускается прозводить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материаль ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акт обмеров, технические расчеты и ведомость отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительй и другой организационной техники, так и ручным способом.
Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания не правильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях недопускается оставлять незаполненые строки, на последних страницах незаполненые строки почеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.
Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии членам комиссии каких-либо и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерыва в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны хранися в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводится контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где поводилась инвентаризация.
Результы контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
В межинвентаризационный периода предприятиях (учреждениях) с большой номенклатурой ценностей могут производится выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, пороводимые в межинвентаризационный период, осуществляется инвентризационными комиссиями по распоряжению руководителя предприятий (учреждений).
2.3 Отражение результатов инвентаризации в учете.
Для выявления результатов инвентаризации используют книгу остатков материалов, в которой отводят специальные графы для записи остатков материалов в натуральном измерении по данным инвентаризационных описей. Затем составляются сличительные ведомости, для чего могут использоваться также данные отчетов материально ответственных лиц. Сличительные ведомости подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В них включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета, а свой заключения и приложения фиксирует в протаколе.
Протаколы рабочей инвентаризационной комиссии рассматриваются постоянно действующей инвентаризационной комиссией и утверждаютяс руководителем предприятия.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.
В соответствии с Законом Республики Беларусь " О бухгалтерском учете и отчетности" выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
Если судом полностью или частично отказано во взыскании суммы ущерба, причиненного недостачей или потерей от порчи ценностей, по причине ненадлежащего учета и хранении материальных ценностей, пропуска сроков исковой давности и по другим зависящим от предприятия причинам, то источником погашения таких сумм является прибыль, оставшаяся в расположении предприятия, или резервные фонды. Таким образом, некомпенсированые материально ответственными лицами недостачи товарно материальных ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов [3, с.49]. При этом дебетуется счет 80 " Прибыли и убытки" или 86 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
Уточнение или списание
Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались средства, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.
Излишки товарно материальных ценностей, установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет сооответствующих счетов (07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 40 "Готовая продукция" и др.) с кредита счета 80 "Прибыли и убытки".
Выявленные в ходе инвентаризации неучтенные объекты основных средств приходуют следующим образом:
Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации можно представить в виде таблицы.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит | |
Оприходование излишков | |||
Оборубование к установке |
07 |
80 | |
Материалов |
10 |
80 | |
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы |
12 |
80 | |
Животные на выращивании и откорме |
11 |
80 | |
Денежные средства в кассе |
50 |
73 | |
Подотчетные суммы у подотчетных лиц |
71 |
73 | |
Товаров |
41 |
80 | |
Товаров по покупной стоимости |
41 |
80 | |
Товаров на сумму торговой надбавки, относящиеся кизлишествующим товарам |
42 |
80 | |
Основные средства (при условии внесения изменений в учредительные документы) |
01 |
85 | |
Отражение недостач | |||
Материалов |
84 |
10 | |
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы |
84 |
12 | |
Денежные средства в кассе |
84 |
50 | |
Товаров по покупной стоимости |
84 |
41 | |
Товаров на сумму торговой надбавки, относящиеся кизлишествующим товарам |
42 |
83 | |
Списана недостача в пределах норм естественной убыли или если во взыскании отказано судом |
20(44) |
84 | |
Сумма недостачи отнесена за счет виновных лиц |
73 |
84 | |
За счет виновных лиц отнесенная сумма разницы между балансовой стоимостью и суммой подлежащей взысканию |
73 |
83 | |
Сумма недостачи удержана из зароаботной платы виновного лица |
70 |
73 | |
Сумма недостачи внесена виновным лицом в кассу |
50 |
73 |
[б\у ж]
Результаты расхождения учетных данных с фактическим наличием могут быть обусловлены:
Взаимный зачет излишков
и недостач в результате
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются за счет прибыли или резервных фондов.
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшиеся не по вине материально ответственных лиц, в протаколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского отчета представляются на рассмотрение руководителю предприятия, который принимает окончательное решение о зачете.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация, а по годововой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Данные результатов проведенных в этом году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией [7, с. 34].
Таким образом, в зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные. В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. А также сплошные и выборочные, пермонентные и текущие.
Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета