Инвентаризация основных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Для повышения эффективности функционирования предприятия необходимо
обеспечить четко действующую систему учета и контроля его средств и источников. Самофинансирование и самоокупаемость большинства предприятий повышает роль учета и контроля за рациональным использованием всех средств, в том числе и основных средств.
Роль основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятия и виды основных средств:
1.1Сущность понятия «Основные средства» 4
1.2Классификация основных средств 4

2.Понятия, виды и сроки проведения инвентаризации:
2.1Понятия и цели 7
2.2Классификация инвентаризаций 9

3.Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 13

4. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
НА ПРИМЕРЕ ГБУ СО МО ЦСО «ЛАДА» г.Железнодорожный 15

5.Заключение 18

6. Список литературы 19

7. Приложения 21

Файлы: 1 файл

инвентаризация ос курсовая.docx

— 43.99 Кб (Скачать файл)

 
б) последующие, по более распространенной терминологии, текущие - те обычные  инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы  и собственники, и администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных. 
Последующие - текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах: 
1) согласно плановому графику; 
2) по сигналам, когда администрации сообщают о неблагополучии в деле хранения и реализации товарно-материальных ценностей; 
3) при стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) - цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж; 
4) при переоценке ценностей;

 
в) при передаче ценностей - обязательные инвентаризации, проводимые при смене  материально ответственных лиц  и дающие, как правило, очень высокий  результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как материально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества; 
 
г) ликвидационные - связаны с закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги. (Д'Альвизе не упомянул еще одну очень важную разновидность: инвентаризации, проводимые в целях выявления форс-мажорных обстоятельств. Эти инвентаризации выявляют, как правило, больше всего недостач.). 
 
По последовательности - одна из определяющих классификации, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается подход от объекта к регистру, так как предполагается, что материально ответственное лицо, не зная, сколько каких ценностей за ним числится, представит объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее известен результат, на который следует выйти. Но крупный недостаток данного подхода заключается в том, что он облегчает и фальсификацию результатов инвентаризации. Однако при проведении перманентных инвентаризаций этот подход до некоторой степени оправдан, но даже в этом случае следует предпочесть подход от объекта к регистру. 
По субъекту выделяют инвентаризации: 
а) ординарные, проводимые по инициативе собственников или администраторов; 
б) экстраординарные, предпринимаемые по настоянию каких-либо сторонних органов, например, банков или же по решению судебных органов. В последнем случае, если дело дошло до этих органов, то положение, в сущности, вышло из под контроля администрации организации. 
По использованию данных выделяют: 
а) информативные - необходимы только для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы испрашиваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации преследуют, прежде всего, экономические цели; 
б) доказательные - применяются в случае необходимости обосновать возможность судебного иска или для опровержения последнего. Доказательные инвентаризации преследуют, прежде всего, юридические цели. Эта классификация несколько условна, так как, в сущности, любая доказательная инвентаризация - информативна, но, правда, не все информативные инвентаризации доказательны. Кроме этих, возникают другие трудности, например: 
а) частичная выборочная инвентаризация, безусловно, информативна, но доказательна ли она; 
б) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы. 
Более правильным было бы деление на инвентаризации, которые могут служить основанием для предъявления иска или недостаточные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после окончания инвентаризации трудно решить степень ее юридической доказательности, это решает суд. Направлять или не направлять иск в суд зависит от администрации, но это, в свою очередь, опять-таки только подчеркивает условность данной классификации. 
По степени агрегирования различают инвентаризации: 
а) дифференцированные, т.е. доведенные до каждого наименования ценностей; 
б) интегральные - инвентаризуются ценности только в той или иной степени агрегированной группы. 
С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют дифференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их численностью по данным учета. 
По форме описи - деление по видам носителей информации; 
По способу проведения выделяются два вида инвентаризаций: 
а) заранее объявленные (назначенные) - ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подготовиться к ней; 
б) внезапные - ответственные лица не знают о времени проведения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней. 
Оба вида инвентаризаций имеют преимущества и недостатки. 
При практическом подходе к инвентаризации многие современные бухгалтеры, исповедующие старые идеи, считают, что каждый баланс должен быть подтвержден инвентарной описью, иначе баланс будет нереальным. Это ошибочное заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3.Отражение результатов инвентаризации  в бухгалтерском учете.

 
Выявленные при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем  порядке: 
- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые результаты (счет 80) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц; 
- все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов (10, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". 
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм. 
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью: 
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"; 
Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". 
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на издержки производства и обращения у организации или уменьшения финансирования у бюджетной организации. 
Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки: 
Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 
Кредит счета 50 "Касса"; 
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"; 
Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". 
Недостача основных средств оформляется как ликвидация, но с отнесением остаточной стоимости основных средств в зачет материально ответственному лицу: 
по первоначальной стоимости недостающего объекта —  
Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" — 
Кредит счета 01 "Основные средства"; 
в сумме износа недостающего объекта — 
Дебет счета 02 "Износ основных средств" —  
Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"; 
в сумме остаточной стоимости недостающего объекта — 
Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" — 
Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"; 
в сумме остаточной стоимости недостающего объекта — 
Дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба", счета 80 «Прибыли и убытки» -  
Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".  
Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ

ГБУ СО МО ЦСО « Лада»  город железнодорожный .

 

 Федеральным законом  РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" установлена обязанность  организации, проводить инвентаризацию  перед составлением годовой отчетности. Бухгалтерская отчетность, составленная  без учета результатов инвентаризации, не может считаться достоверной.

В деятельности каждого предприятия  имеют место факты хозяйственной  жизни, которые невозможно документировать  в общем порядке – по мере их возникновения (например, естественная убыль, порча материальных ценностей). Такие факты подлежат выявлению  и документированию только в ходе проведения инвентаризации. Необходимость  проведения инвентаризации также обусловлена  неизбежностью ошибок при осуществлении  учетного процесса (которые, к сожалению, возможны на всех его этапах), а также  возможностью злоупотреблений и  хищений. Результаты инвентаризации являются источником информации для формирования оценочных резервов (резерва под  снижение стоимости материальных ценностей, резерва под обесценение финансовых вложений, резервов по сомнительным долгам).

Проведение инвентаризации регулируется следующими нормативными документами:Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ , утверждено приказом Минфина РФ от 06.12.2011 402-ФЗ (приложение №1)В рамках подготовки к проведению инвентаризации проводятся следующие мероприятия:

1) составление детализированного  графика проведения инвентаризации;

2) определение численности  и персонального состава инвентаризационной  комиссии, а также объемов работы  для каждой комиссии;

3) подготовка и издание  приказа руководителя организации  о проведении инвентаризации  ( приложение №2) ;

4) подготовка первичной  документации и учетных регистров,  внесение необходимых исправлений  в бухгалтерский учет, составление  бланков инвентаризационных описей  ( приложение 3);

5) подготовка и рассылка  контрагентам актов сверки взаиморасчетов , подготовка и рассылка инспекциям МНС РФ писем с просьбой произвести сверку взаиморасчетов (приложение №4, №5).

В состав инвентаризационных комиссий включаются представители  администрации организации, работники  бухгалтерской службы, другие специалисты (юристы, экономисты).

Руководитель организации  издает приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации. Данный документ оформляется по унифицированной  форме № ИНВ – 22. ( приложение 2).

В приказе указывается:

основание для проведения инвентаризации;

персональный состав инвентаризационной комиссии, а в случае привлечения  рабочих инвентаризационных комиссий – их персональный состав с указанием  вида или категории инвентаризуемого каждого комиссией имущества  и обязательств;

объем инвентаризации (перечень имущества и обязательств);

даты начала и окончания  проведения инвентаризации по каждому  виду (категории) имущества и обязательств;

сроки сдачи материалов инвентаризации и бухгалтерию.

Приказ вручается председателю инвентаризационной комиссии и регистрируется в журнале учета контроля за выполнением  приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. №  ИНВ - 23).

Перед проведением инвентаризации необходимо подготовить первичную  документацию и учетные регистры, внести необходимые исправления  в бухгалтерский учет. Проверяется  наличие и состояние следующих  документов:

по основным средствам  – наличие и состояние инвентарных  карточек (ф. № ОС – 6, № ОС – 6а) или  инвентарных книг (ф. № ОС – 6б); технических  паспортов и другой технической  документации; документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение;

по нематериальным активам  – наличие учета нематериальных активов (ф. № НМА – 1); документов, устанавливающих права на интеллектуальную собственность; для нематериальных активов, приобретенных после проведения последней инвентаризации, - пакет  первичных документов по приобретению.

по производственным запасам  и оборудованию к установке, хранящимся на складе и других местах хранения, - наличие карточек учета материалов (ф. № М – 17), других аналогичных  документов, в которых осуществляется складской учет запасов. При отсутствии перечисленных документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении неточностей  и расхождений в регистрах  бухгалтерского учета, а также расхождений  между регистрами складского и бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие  исправления и уточнения;

запасам, не находящимся  в период проведения инвентаризации под отчетом материально ответственных  лиц (переданным на ответственное хранение, материалам и товарам в пути, товарам  отгруженным);

расходам на НИОКР;

расходам будущих периодов;

незавершенному производству;

резервам предстоящих  расходов.

Акты сверки взаиморасчетов с контрагентами (поставщиками, покупателями) составляются на 1 января года, следующего за отчетным, и рассылаются.

Для инвентаризации расчетов с бюджетом организация ГБУ СО МО ЦСО « Лада» должна составить  и направить запрос во все инспекции  МНС РФ, в которых она зарегистрирована как налогоплательщик, о предоставлении актов сверки по всем видам налогов, уплачиваемых организацией.

На каждой странице описи  указывается прописью число наименований материальных ценностей и их количество.

При заполнении соответствующих  граф инвентаризационных описей и актов  инвентаризации указывается денежная оценка каждого вида имущества и  обязательств по данным первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

Ошибки, допущенные при заполнении инвентарных описей, исправляются во всех экземплярах описей следующим  образом: неправильные записи зачеркиваются  одной линией, и над ними проставляются  правильные цифры. Исправления должны быть согласованы со всеми членами  инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами и подписываются ими.

В инвентаризационных описях и актах инвентаризации недопустимо  оставлять незаполненные строки. С этой целью, все оставшиеся незаполненными строки описи или акта должны быть прочеркнуты.

На последней странице инвентаризационной описи делается отметка о проверке цен и подсчете итогов за подписями лиц, производивших  проверку.

Инвентаризационные описи  подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные  лица.

В конце описи материально-ответственные  лица должны расписаться, подтверждая  факт проведения проверки в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к  членам комиссии, а также принятие перечисленного в описи имущества  на ответственное хранение.

По факту проведения инвентаризации составляется протокол ( приложение №6), проверяется и подписывается руководителем и отправляется в Министерство с ответственным лицом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и  ответственный участок работы. 
Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут являться различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Чтобы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация. 
Организация проведения инвентаризации таким образом, чтобы ее функция по обеспечению достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом «О бухгалтерском учете», была действительно исполнена, требует знания и применения всех положений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету, а также знания различных видов права (гражданского, авторского, трудового и т.д.). 
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

Информация о работе Инвентаризация основных средств на предприятии