История бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:46, реферат

Описание работы

История ставит вопросы, а человек пытается найти ответы на них. На протяжении многих веков история ставила и продолжает ставить различные вопросы перед бухгалтерским учетом. Многие из них остались без ответа. Однако жизнь такова, что человек должен дать тот или иной ответ, даже если он заранее знает, что ответ не совсем правилен. В самом деле, очень долго люди, занятые хозяйственной деятельностью, в поисках ответа довольствовались методом проб и ошибок.

Содержание работы

Введение. 3
1. Экскурс в мировую историю бухгалтерского учета. 4
1.1. Древний мир. 4
1.2. Средневековье. 5
1.3. Ренессанс и развитие двойной бухгалтерии. 6
1.4. Возникновение науки. 8
2. Бухгалтерский учет в Дореволюционной России. 9
2.1. Начало оперативного учета. 9
2.2. Тройная «русская» бухгалтерия. 10
3. Бухгалтерский учет в СССР. 12
3.1. Первые два этапа: попытка стабилизации хозяйства и эпоха военного коммунизма (1917-1921). 12
3.2. Нэп и реставрация традиционной системы бухгалтерского учета (1921-1929). 15
3.3. Деформация принципов бухгалтерского учета (1929-1953). 16
3.4 Совершенствование производственного учета, анализ его организационых структур и распространение механизированной обработки экономической информации (1953-1984). 18
3.5. Перестройка социально-экономических отношений
в стране (1984-1992). 22
4. Бухгалтерский учет в современной России. 23
4.1. Программа реформирования бухгалтерского учета. 25
5.Совершенствование становления и развития бухгалтерского
учета в России.26
5.1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.26
5.2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.27
5.2.1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности28
5.2.2. Создание инфраструктуры применения МСФО.29
5.2.3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.30
5.2.4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.31
5.2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров.32
5.3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в
среднесрочной перспективе.33
Заключение. 34
Литература. 36

Файлы: 1 файл

История бухгалтерского учета в России.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

2. Величина затрат, т.  е. числителя, зависит от колебаний  цен, тарифов, ставок налога  с оборота, процентных отчислений.

3. Нельзя затраты строго  разграничить между отчетными  периодами, всегда возможно смещение  по времени тех или иных  величин.

4. Знаменатель, т. е.  объем готовой продукции, зависит  и от инструкции, и от определения  объема незавершенного производства.

5. Существенным обстоятельством  надо считать и то, что объект  калькуляции, как правило, крайне  сложно определить.

6. Наличие так называемых сопряженных расходов практически перечеркивает возможность калькуляции.

7. Существенным аргументом  против бухгалтерской калькуляции  надо считать и то обстоятельство, что практически на любом предприятии  выделяются прямые и косвенные  затраты. Предполагается, что прямые затраты легко включить в объекты калькуляции, косвенные затраты распределяются пропорционально какой-то определенной базе.

8. Необходимо также отметить, что  себестоимость получается только  как средняя арифметическая величина.

9. И, наконец, последнее предположение:  допустим, что себестоимость рассчитана  и измерена совершенно точно.  Тогда все равно возникают  минимум два вопроса: а) что  с этой себестоимостью делать? и б) во что она обойдется,  какова себестоимость себестоимости.  Расчет себестоимости, конечно, и трудоемок, и дорог, а решать с ее помощью конкретные производственные задачи не приходится, так как она не верна по существу.

Итак, бухгалтерская калькуляция  невозможна и не нужна. Эта истина была известна давно. Бухгалтерская калькуляция фактической себестоимости не нужна, но это, конечно, не означает, что калькуляция себестоимости вообще не нужна. Она необходима в двух качествах: как плановая (перспективная) и ретроспективная. Как видно, правильные взгляды, высказанные бухгалтерами в XVIII, XIX и XX вв., оставались неизвестными подавляющему большинству бухгалтеров [4]. И здесь преследовалась цель не столько предложить нечто новое, сколько возродить то верное, что завещали нам наши предшественники. Совершенствование организационных структур бухгалтерского учета. Этот вопрос приобрел в эпоху застоя огромное значение. До 1964 г. была принята установка на децентрализованный учет, затем - на централизованный, с начала перестройки все вновь заговорили о пользе децентрализации. Централизация есть система, при которой учет организуется от имени собственника (оперативно управляющего лица) и каждый участник хозяйственного процесса подотчетен ему - собственнику. Децентрализация - это система, при которой учет организуется по каждому объекту, входящему в предприятие, а степень подотчетности складывается по указанию вышестоящих инстанций. Механизация обработки экономической информации. С середины 50-х годов механизация учета получает мощный толчок. Главным идеологом машинной бухгалтерии стал Василий Иванович Исаков. Он формирует таблично-перфокарточную форму счетоводства, создает учение о комплексной механизации и автоматизации учета. Со временем положения таблично-перфорационной формы трансформировались и породили целую серию разнообразных машинно-ориентированных форм счетоводства. Благодаря Исакову и его последователям в будни почти каждого бухгалтера вошли такие проблемы, как унификация и стандартизация первичных документов, проектирование машинных сводок - учетных регистров и т. п. Положение резко изменилось в связи с появлением электронных вычислительных машин. Возник миф об их чудодейственных свойствах: они могут выполнять самые трудные логические операции, сочинять музыку и стихи и т. п. В дальнейшем последовало разочарование. Потребовалось множество работников на обслуживание машин, бухгалтерам к их прежней работе прибавились новые заботы. Возник глубокий кризис в ее использовании. Основополагающие принципы, лежащие в основе рациональной организации учета в условиях его механизации:

1. Гибкость - суть этого принципа сводится к возможности эксплуатировать ЭВМ как в режиме персонального компьютера, так и в операторном варианте.

2. Коммуникация - возможность  передачи информации от одного  лица, занятого обработкой данных, другим лицам, участвующим в хозяйственном.

3. Коллация - предполагает  четкую адекватность объема прав  объему обязательств.

4. Мнемоничность - предполагает  оптимальное сочетание запоминающих  и печатающих устройств. 

5. Информационное обеспечение  - по возможности никогда не должно увеличиваться в связи с созданием ЭВМ.

6. Огмантация - предполагает, что объем результатной информации  должен превышать объем исходных  данных.

7. Пирамида - принцип,  согласно которому чем выше  уровень управления, тем меньше  информации о нижних уровнях.

8. Инвариантность - хорошо  составленная программа должны  решать не частную задачу, а  частный случай более общей  задачи, составленной проектировщиком. 

9. Главное звено - с  точки зрения технологии машинной  обработки данных необходимо  четко разграничить массовые и немассовые операции.

10. Перманентность (корректировка) - возникающих ошибок предполагает, что учетный регистр на машине  не исправляется, а сохраняется  в первоначальном виде.

 

3.5. Перестройка социально-экономических отношений в стране (1984-1992).

 Учетная система в СССР в соответствии с требованиями централизованной экономики была жестко регламентированной и практически полностью стандартизированной. Она существовала без существенных поправок на новые экономические условия вплоть до 1990г, хотя уже тогда было зарегистрировано в СССР более 200 тысяч кооперативов и около 1300 совместных советско-иностранных предприятий. Новые формы предприятий и предпринимательской деятельности не вписывались в традиционную советскую систему учета и требовали ее изменений. Эти изменения были неизбежны, но начинались они очень медленно. Но затем государственная машина была вынуждена отступить перед многочисленными предприятиями негосударственных и смешанных форм собственности. Министерство финансов СССР стало предусматривать некоторые отклонения от действующих предписаний, которые законодательно закреплялись отдельными инструкциями и письмами. С начала 1992 года многие положения бухгалтерского учета значительно приблизились к стандартам, принятым за рубежом. Эти изменения были закреплены в новых документах, регламентирующих бухгалтерский учет в России. Таким образом, традиционную советскую систему бухгалтерского учета сменяет более гибкая система учета, которая продолжает развиваться, приближаясь к международным стандартам.

 

 

 

4. Бухгалтерский учет в современной России.

С распадом СССР и выделением России как нового государства в  ее экономической политике произошли  значительные изменения. Переход от командно-административной системы  управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к приятой во всем мире системе Международных стандартов.  
Становление и развитие новых рыночных отношений, управление экономикой, использование Международных стандартов бухгалтерского учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета. Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета. Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из "пережитков" старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий. Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Роль и концепции бухгалтерского учета потерпели кардинальные преобразования с переходом российской экономики к рынку. Был декларирован переход к современной системе учета. И действительно, преобразованная система учета много лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие все же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму. Отсутствие реальной потребности в данных учета, которое наблюдалось до последнего времени, и достаточно низкая квалификация большинства бухгалтеров и потребителей бухгалтерской информации привели к тому, что подлинное развитие (т.е. движение и столкновение с различными проблемами) бухгалтерского учета для рыночной экономики в России только начинается. Россия начала свое движение с точки более высокого развития (т.к. смогла использовать большое количество международных наработок) и много большего уровня регулирования, то прогресс России следует признать исключительно быстрым. С определением нормативной базы бухгалтерского учета в Российской Федерации нет никаких проблем. Основой системы учета являются законодательные акты, такие как "Положение о бухгалтерском учете и отчетности" и другие, а также подзаконные нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, указы Президента, письма Государственной Налоговой Службы, а в некоторых случаях письма Центрального Банка РФ и распоряжения внебюджетных фондов, особенно Пенсионного. В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" сформулированы следующие задачи:

  1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
  4. Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в Законе сформулированы и основные требования к его ведению:
  5. оценка имущества в рублях;
  6. раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени;
  7. ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;
  8. отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;
  9. раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения. Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

 

 

 

 

 

 

 

5.Совершенствование становления и развития бухгалтерского учета в России.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям [15]].

 

5.1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

В конце 1990 - начале 2000 гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе  бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении  и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности - МСФО. В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой  инфраструктуры применения МСФО;

б) в формальном подходе  регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в неоправданно высоких  затратах хозяйствующих субъектов  на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов  по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) в слабости системы  контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком  качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в недостаточности  участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

Информация о работе История бухгалтерского учета в России